Положение о конкурсе исследовательских и проектных работ педагогических и административных работников школ-партнёров и школ-участниц Федеральной образовательной сети «Школьная лига РОСНАНО»
Целевое назначение.
- Конкурс проводится в рамках мероприятий по завершению программы «Школьная лига РОСНАНО» 2012 – 2015 годов.
- Целью конкурса является выявление и распространение образовательного опыта, связанного с реализацией программы.
Организационные положения.
- Участвовать в конкурсе могут специалисты по управлению, педагоги, студенты-волонтеры, участвующие в реализации образовательных проектов.
- На конкурс принимаются работы как отдельных авторов, так и групп авторов.
- Основные форматы работы: исследование (выявление новых фактов, установление закономерностей, анализ свойств, доказательство эффективности и др.), проектная разработка (программа, фрагмент программы, проект события, разработка серии учебных исследований или учебных проектов для школьников, дизайн-проект, технология, инструмент для образования, управленческие технологии). Допускается представление на конкурс аналитических или философских эссе по проблематике конкурса
- Работы принимаются в срок с 1 октября по 31 октября 2015 года. Работы необходимо направлять через форму отправки заданий на странице http://contest.schoolnano.ru/programs/teachers_cont/ . Все коммуникации по конкурсу можно вести с координатором программ дистанционного образования Андреем Тяглым, distant@schoolnano.ru.
- Вместе с работой авторы направляют свое согласие на публикацию их работы полностью или частично.
- Работы оцениваются членами Экспертного совета Школьной лиги РОСНАНО.
- Предельный объем работы составляет 20 000 печатных знаков.
Призы и дополнительные возможности.
- Все участники конкурса получат сертификаты и призы (учебно-методическая литература).
- Работы призеров конкурса будут опубликованы в журнале «На путях к новой школе» (журнал РИНЦ) в материалах декабрьской научно-практической конференции по естествознанию и технопредпринимательству.
- Победители конкурса будут приглашены для выступления на конференции 10-11 декабря 2015 года (Санкт-Петербург).
Тематика работ конкурса.
Работы конкурса должны быть посвящены раскрытию одного или несколько ведущих критериев качества образовательного процесса, реализуемого в школах-участницах Программы (см. Раздел 3 Программы).
Отличительные черты образовательного процесса, реализуемого в школах Программы:
— в школе создана культурно-образовательная среда, стимулирующая развитие творчества и инициативы детей и педагогов (исследования, предпринимательство, социальная ответственность); в школе разработана программа формирования культурно-образовательной среды, внедрена система мониторинга процесса развития творческой инициативы у учащихся и педагогов;
— школа ориентируется на работу со всеми школьниками, не занимаясь селективным отбором учащихся, что, однако, не означает единство и унификацию методов и содержания работы с разными детьми и поддержки одаренности и особых педагогических нужд (индивидуализация процесса);
— школа реализует учебную программу и использует образовательные технологии, разработанные и согласованные в рамках Программы; разработана программа поэтапного перехода образовательного учреждения на новую учебную программу, предполагающую учет принципов построения образовательного процесса, принятых в Программе, и новые технологии ее реализации; обеспечено вхождение в учебную программу на всех ступенях обучения школьников; освоена инвариантная часть учебной программы и не менее 30% вариативной;
— школа обеспечивает образовательный процесс с активным использованием электронных образовательных ресурсов: все педагоги и учащиеся владеют базовым комплектом пользовательских программ, не менее 30% педагогов и учащихся зарегистрировано и ведет активную образовательную деятельность на портале Программы и в других сетевых проектах Программы; в образовательном процессе активное использование электронных ресурсов занимает не менее 25% общих трудозатрат учащихся;
— в школе разработаны и реализуются программы межпредметной интеграции (межпредметные и/или интегративные учебные программы, электронные курсы, межпредметные «погружения» различного типа; учебные проекты, исследовательские проекты и др.); «межпредметный» аспект в образовательном процессе представлен не менее чем 15% учебного времени;
— школа создает условия для обновления содержания и форм естественнонаучного образования (вводятся новые программы, методики, осваиваются и разрабатываются учебники нового поколения); школьники имеют доступ к аутентичным источникам информации по проблемам современного естествознания, созданными в последние 2-3 года; не менее 10% общеучебного времени по проблемам естественнонаучного знания отводится на анализ актуальных (разработанных в текущем учебном году) научно-популярных и учебных текстов;
— школа активно осваивает образовательную технологию «учебного проектирования», учебные проекты разрабатываются и реализуются на всех этапах обучения; каждый выпускник школы за время обучения в ней реализует не менее 10 учебных проектов предметной и межпредметной направленности, среди которых не менее 4-х проектов реализуются в технологии совместной деятельности; характеристика защищенных проектов включается в итоговый «портфель достижений выпускника образовательного учреждения»;
— школа разрабатывает и реализует программу социального партнерства с ведущими организациями науки и индустрии (в первую очередь, наноиндустрии), в рамках которой организуются «образовательные экскурсии», проводятся встречи с лидерами науки и бизнеса; разрабатываются и решаются учебные кейсы; разрабатываются и реализуются исследовательские проекты; проекты такого рода реализуются на всех ступенях образования;
— школа строит образовательный процесс с опорой на развитие личного опыта и обогащение познавательных интересов учащихся, активно использует образовательные технологии, связанные с обучением в «увлеченных сообществах», применяет в своей деятельности игровые технологии; обеспечивает качественную диагностику и сопровождение индивидуальных талантов учащихся; реализует программу психолог-педагогического сопровождения одаренных учащихся.