Требования
- Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов, но при желании курс открыт для школьников любого возраста;
- Желательно, но необязательно владение английским языком на уровне, достаточном для самостоятельной работы с англоязычными ресурсами. Например, для чтения статей на языке оригинала. В целом, современное программное обеспечение предлагает достаточно высокое качество перевода, но исторически так сложилось, что английский язык стал и пока удерживает статус языка международного общения и науки;
- Базовый уровень владения пакетом офисных программ Microsoft/MacOS (Word, PowerPoint, Excel/Pages, Keynote, Numbers);
- Базовые навыки поиска и обработки информации (например, как использовать специальные символы для получения более точных результатов поиска);
- Присылаемые работы должны быть выполнены в форматах .doc/.docx, шрифт TimesNewRoman, 12 кегль, межстрочный интервал 1,5.
Ожидаемые результаты обучения в рамках первого блока курса
- Способность самостоятельно формулировать цели и задачи исследования;
- Ознакомление с основными исследовательскими методами;
- Работа с предоставленными материалами и самостоятельный поиск дополнительных источников.
Видеоматериалы к курсу
Основные понятия и материалы для изучения
- Что такое исследование
- Эссе. Определение, виды, стили
- Уточнение поисковых запросов
- Примеры эссе (раз, два, три, четыре,пять). Даже если вы думаете, что прекрасно представляете себе концепцию эссе, прочитайте несколько выбранных нами.
Это очень сильные вещи, которые заставляют задуматься и переосмыслить что-то в жизни. Мы очень хотим, чтобы у вас получилось уловить специфику жанра и написать безупречный текст с точки зрения содержания, стилистики и структуры.
Материалы для дополнительного изучения
Мы считаем, что Youtube, Reddit и другие источники информации могут стать мощнейшим инструментом исследовательской и проектной деятельности, если уметь ими правильно пользоваться. В этом разделе мы подобрали для вас несколько очень важных, по нашему мнению, статей, каналов и исторических сериалов. Они интересны не только своим подходом к науке, но и отлично иллюстрируют, каким может быть исследование в своей глубине, оставаясь интересным и увлекательным. Если вы будете находить какие-то неординарные источники и интересные каналы, присылайте ссылки.
Вместе с вами мы можем создать большую библиотеку познавательных материалов в открытом доступе уже к концу этого учебного года:
- Принятие решений;
- Как перестать мычать во время выступлений
- Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными
- Профессиональный и личностный рост
- “Хороший человек” как профессия
- Немного про навыки
- Как изменится рынок труда в 21 веке
- Arzamas— один из самых больших и мощных проектов посвященных истории, науке и искусству (большим плюсом является то, что он полностью на русском языке);
Важно
В этом году «Школьная лига» выпускает свой традиционный образовательный календарь.
Темами календаря на 2019 год были выбраны современные тренды в образовании. Календарь еще не вышел и вы, по сути, получаете доступ к совершенно невероятному эксклюзиву. Будет глупо этим не воспользоваться. А еще там много подсказок к заданию этого мини-курса.
10 прорывных технологий 2018 года (по версии MIT Technology Review)
C 2001 года Массачусетский технологический институт ежегодно представляет “топ” 10 прорывных технологий. Под “прорывными” понимаются технологии, которые в ближайшем будущем окажут глубокое влияние на нашу жизнь. При этом за каждой из технологий стоят результаты реальных исследований, действующие прототипы, крупные компании и стартапы. В 2018 году в список вошли:
- 3D-печать на металле
- Искусственные эмбрионы
- Умные города.
- ИИ для всех.
- Дуэль нейронных сетей
- Наушники для перевода
- Безуглеродный природный газ
- Безукоризненная онлайн-приватность
- Генетическое прогнозирование
- Квантовый скачок материалов
Подробнее: https://www.technologyreview.com/lists/technologies/2018/
1. Soft & hard skills
Разделение навыков на hard (англ. «жесткие») и soft («гибкие») не ново и появилось ещё в 70-х годах XX века.
Разделение навыков на hard (англ. «жесткие») и soft («гибкие») не назвать инновацией. У терминов интересное происхождение: они появились ещё в 70-х годах прошлого века и связаны с реформой системы подготовки личного состава Армии США. Со временем смысл определений трансформировался.
Сегодня под hard skills понимаются профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Soft skills – универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. В значительной степени они зависят от характера человека.
В XXI веке возросла потребность в развитых гибких навыках. Soft skills оцениваются как ключевые компетенции для будущего карьерного роста и успешности человека.
По данным профессиональной сети LinkedIn, работодатели особенно высоко ценят следующие навыки.
- Cпособность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты — залог успешного решения;
- Критическое мышление. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна из множества предложенных;
- Креативность. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения;
- Умение продуктивно взаимодействовать с коллегами. Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы;
- Развитый эмоциональный интеллект. Способность к эмпатическому восприятию окружающих позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные аудиторией продукты и услуги;
- Умение учиться на протяжении всей жизни;
- Умение действовать в условиях высокой неопределённости.
ССЫЛКИ: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost
2. Иммерсивное обучение
Иммерсивное (англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») обучение представляет собой использование технологий виртуальной реальности (virtual reality, VR) и дополненной виртуальными объектами реальности (augmented reality, AR).
Зарубежные и российские исследования показывают, что человек схожим образом взаимодействует с реальным и виртуальным окружением, если симуляция действительно качественная.
Иммерсивные технологии уже сейчас дают возможность существенно снизить уровень затрат на обучение технологически сложным и потенциально опасным профессиям (хирургия, управление транспортными средствами, работа в лабораториях, на производствах и др.), прививая необходимые навыки и позволяя отточить их на практике без риска для ученика и окружающих.
За последние 5 лет на рынке появилось множество предложений как самого содержания (виртуальные тренажёры и пособия), так и средств его воспроизведения (шлемы, очки и т.д.). Крупные технологические компании предлагают готовые среды разработки VR и AR-решений, делая их доступными небольшим командам и энтузиастам, в том числе и учителям.
ССЫЛКИ: https://style.rbc.ru/impressions/5a58b2709a794749ed4d3021
http://www.edutainme.ru/post/vr-research/
http://www.edutainme.ru/post/vr-formats/
http://www.nanonewsnet.ru/articles/2018/budushchee-tekhnologii-arvr-v-proektirovanii-dizaine
3. MOOC’s
MOOCs (Massive Open Online Courses) — массовыеоткрытыеонлайн-курсы. Впервые появились в 2011 году в Университете Стэнфорда, в 2012 — на платформах Coursera и Udacity.
MOOC представляет собой обучающий курс с массовым (от 1000 учеников) участием и открытым доступом к образовательному контенту через интернет.
В качестве образовательного контента используются специально созданные видео и тексты разной природы.
Максимальная продолжительность таких видео составляет 7-9 минут: как показали исследования, по истечении этого времени вовлеченность зрителей резко снижается. Чаты и форумы дают студентам возможность общаться друг с другом, преподавателями и ассистентами.
Первоначально образовательный контент распространялся свободно и бесплатно, однако в последние годы большинство платформ сделало платными либо сами курсы, либо различные их компоненты (отдельные лекции, экзаменационные материалы, рецензирование работ).
Ещё один тренд последних лет – введение микродипломов (более коротких и практико-ориентированных курсов), специализаций, охватывающих серию микрокурсов, и активное партнерство с частными компаниями и потенциальными работодателями.
Из-за относительно низкой эффективности — лишь 3-7 % слушателей успешно завершают курс — MOOC редко используют в школьном образовании, отдавая предпочтение различным моделям смешанного обучения.
4. Учебная аналитика
Учебная аналитика – измерение, сбор, анализ и представление данных об учениках и их действиях с целью улучшения учебного процесса и той среды (обычно — виртуальной), где это этот процесс происходит. Её возникновение принято связывать с 2012 годом, когда появились первые МООС-платформы. С помощью платформ удалось собрать большое количество данных о пользователях, и их создателям захотелось извлечь из этих данных что-то полезное.
Существует несколько типов учебной аналитики. Например, дескриптивная аналитика стремится получить объективное и максимально точное описание текущей ситуации. Предиктивная аналитика предсказывает события на основе сопоставления данных за прошедший и текущий период. Вершина этой пирамиды – прескриптивная аналитика – отвечает на вопрос «что делать?». Она не просто позволяет увидеть, на кого из студентов стоит обратить внимание и с чем именно он не справляется, но и дает рекомендации, в каком направлении лучше изменить учебную траекторию. Это открывает возможности для персонализации обучения.
Сегодня фокус развития учебной аналитики уходит от отслеживания пользовательского поведения в сторону лингвистики, обработки естественного языка, машинного обучения.
ССЫЛКИ: http://www.edutainme.ru/post/est-dostup-k-dannym-no-tyazhelo-s-didaktikoi/
http://www.edutainme.ru/post/learning-analytics/
http://www.edutainme.ru/post/data-vocabulary/
5. Смешанное обучение (Blended learning)
Всё большую популярность получает образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
Смешанное обучение является естественным развитием онлайн-обучения и попыткой взять лучшее “из двух миров” — онлайн и офлайн. Использование ресурсов школы как пространства, где ребенок учится часть времени при поддержке и наставничестве реального учителя или тьютора, увеличивает эффективность всего учебного процесса.
Cуществует несколько типологий смешанного обучения. Так, исследователи из Института Клейтона Кристенсена выделяют 4 основных модели смешанного обучения: ротация, “гибкая модель”, модель a-la-carte (“на выбор”) и расширенная виртуальная модель.
Подробности ищите в книге Смешанное обучение: использование прорывных технологий для улучшения образования, http://openschool.ru/ru/ebooks
6. VUCA world
VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Рассматривается как универсальная формула, определяющая мировые тенденции развития научных, социальных, технологических, образовательных и иных процессов. Например, согласно этой формуле, требует пересмотра существующая концепция профориентации. Если раньше ключевыми проблемами были такие вопросы, как выбор будущей профессии и актуальное содержание образовательных программ, то сейчас под сомнение ставится само существование некоторых профессий в ближайшие 5-6 лет.
Рутинные действия вытесняются роботами и искусственным интеллектом, поэтому есть вероятность, что в будущем не потребуются многие специалисты в области юриспруденции, экономики, менеджмента и т.п.
Поэтому в VUCA-будущем особую роль будут играть так называемые soft skills. А ещё произойдет окончательный переход от обучения в определённые жизненные этапы к lifelong learning – обучению в течении всей жизни.
7. “Перевёрнутый класс”
“Перевёрнутый класс” – это одна из самых популярных и простых в реализации моделей смешанного обучения. Название “говорящее”: модель буквально “переворачивает” типичный порядок действий, свойственный классно-урочной системе.
В «перевернутом»классе ученики занимаются онлайн независимо друг от друга. При этом они могут находиться дома или в школе, выполняя домашнее задание. Время в классе, ранее отведенное на объяснения учителя, теперь тратится на выполнение того, что привыкли называть домашним заданием, а учителя помогают ученикам, когда это необходимо.
Таким образом, время для пассивного усвоения знаний и активного его применения, решения проблемных вопросов просто меняется местами.
“Перевернуть” свой урок под силу любому учителю при минимальных (по сравнению с другими моделями смешанного обучения) затратах, не вмешиваясь в учебный процесс других предметов. Впоследствии “перевернутый класс” может перерасти в более сложные модели: ротация станций, индивидуальная ротация, расширенная виртуальная модель. Но их реализация уже задача всего школьного сообщества.
Подробности ищите в книге Шаг школы в смешанное обучение, http://openschool.ru/ru/ebooks
8. Из доклада “Эпоха Гринфилда в образовании”
«Масштабные инновации в образовании происходят нечасто — за последнюю тысячу лет их было всего четыре:
- Первая — появление в X–XII вв. в Европе университетов, ориентированных на трансляцию универсума знаний (Болонья, Париж).
- Вторая — классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в 1640-х годах и ставшая педагогической нормой для массового, прежде всего, школьного образования.
- Третья — появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели В.фон Гумбольдта, предназначенных для генерации научных знаний и подготовки исследователей.
- Четвертая — идея прагматичного образования и экспериментальный метод обучения, предложенный американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX и XX веков, который стал основой для развития проектного обучения и «активных методов» подготовки.»
Подробнееhttp://www.skolkovo.ru/public/ru/research/news-research/item/3891-2013-10-10-15/
9. Персонализация и адаптивное обучение
Успешная программа обучения должна быть предельно индивидуализирована — опираться на базовые знания каждого конкретного ученика, учитывать периоды его активности и усталости, изменение отношения к предмету, его внеучебные интересы, увлечения и настроения.
Развитая учебная аналитика может дать объективную информацию не только о качестве образовательного контента, но и о учениках. Достаточный объём данных и правильно настроенные алгоритмы их обработки покажут, что студенты знают, насколько они готовы к новым знаниям и как их способности развиваются со временем.
Такая система позволит органично адаптировать образовательный контент — его объем, темп подачи, форму (если это возможно) — под каждого ученика, формируя его собственный образовательный маршрут.
Реализация этой концепции по-прежнему остается слишком сложной задачей. Одной из немногих успешных компаний, работающих в этой области, является проект Knewton. Это инфраструктурная платформа, которая сама не создаёт курсы, но предлагает их разработчикам — вузам, издательствам, MOOC-платформам — облачные инструменты для обработки учебной аналитики.
По материалам http://www.knewton.com/blog/ceo-jose-ferreira/heavy-duty-infrastructure/
10. Микроформаты и макроформаты в обучении
В современном дизайне обучающих курсов (instructional design) закрепилась тенденция к микрообучению — разделению учебного контента на модули небольшого объёма. Время на освоение модуля в этом формате составляет в среднем 12-17 минут. В условиях цифрового общества ученику сложно сконцентрировать внимание на чём-то одном, его постоянно отвлекает информационный шум, сообщения в социальных сетях, мессенджерах.Поэтому мы наблюдаем разделение eLearning на Micro и Macro.
Формат Micro максимально нацелен на получение практических знаний и навыков. Знания нужны «здесь и сейчас», обучение должно решать проблему и давать ответ за 2-3 минуты – с примерами, кейсами и инструментами.
Формат Macro подойдёт, если нужны более глубокие знания, у ученика есть несколько часов, ему хочется изучить новые принципы, подходы, концепции. В отличии от Micro, для Macro нужны проверочные задания, обратная связь, тьюторы и возможность обсудить с другими учащимися.
11. Геймификация и игровое обучение
Геймификация – это применение в неигровых процессах подходов, использующихся в компьютерных играх для повышения вовлечённости игроков. Часто применяется в реализации коммерческих продуктов. В образовании до недавнего времени эти подходы использовали учителя младших классов и дошкольных учреждений, но сейчас они распространились на более старшие ступени. Особенно активно используется в e-learning.
Основные игровые компоненты, применяемые при геймификации: подсчёт очков, уровни сложности и мастерства, сторителлинг, достижения (награды и бейджики), рейтинговые таблицы, индикаторы выполнения, виртуальные валюты, соревнования между участниками.
Следует различать геймификацию, игровое обучение и эдьютеймент. Игровое обучение – это обучение с использованием игр: компьютерных, деловых, подвижных, настольных. Эдьютеймент – это феномен досуговой сферы, развлечение, обладающее образовательным потенциалом.