Дорогие ребята, если вы учитесь в 5 или 6 классе и вас интересует всё, что связано с полётами и парашютами, то этот курс — для вас.
Курс состоит из трёх самостоятельных последовательных частей. В каждой части вы найдете задания, которые мы предлагаем выполнить.
Рабочие материалы загружены в ворде в конце каждой части. Так вам будет удобнее скачивать материал, заполнять таблицы, встраивать в тексты свои рисунки и фото.
Подготовьте ответы по каждой части. Создайте общий файл в формате pdf (Ваша фамилия.pdf), состоящий из выполненных заданий по всем трём частям курса. Загрузите единый файл в свой личный кабинет «Школы на ладони».
Часть 1. Белки-летяги и бердмены
Шаг 1.
Посмотрите видеозаписи того, как прыгает и летит от дерева к дереву белка-летяга.
Решите, какой из глаголов в целом лучше подходит к описанию полета белки-летяги:
– пикирует,
– опускается,
– парит,
– прыгает,
– падает,
– планирует,
– приземляется,
– вибрирует.
Шаг 2.
Сделайте три рисунка:
- Рисунок траектории (линии движения) белки от опоры к опоре, как если бы она просто перепрыгнула с одной опоры на другую.
- Траектория движения белки, как если бы она просто упала бы с дерева.
- Траекторию прыжка-полета с дерева на дерево (от одной опоры к другой), находящихся на удалении друг от друга.
Траектория (от позднелатинского trajectories – относящийся к перемещению) – это линия движения тела (материальной точки).
Дополнительная информация
Белки (лат. Sciurus) — род грызунов семейства беличьих. Обыкновенная летя́га, или белка-летяга или летучая белка (Pteromysvolans) — небольшой грызун семейства беличьих. Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними ногами у неё имеется широкая кожная складка, покрытая шерстью — летательная перепонка.
Шаг 3.
Как может быть охарактеризован прыжок-полет белки-летяги? В чем особенности этого прыжка-полета? Предложите свою версию того, что происходит во время полёта белки-летяги.За счет чего и почему белка может так лететь? Напишите об этом. Сделайте рисунки-схемы.
Шаг 4.
Что пишут про физическую природу полета белки-летяги в Интернете? Сравните свои версии решения с тем, что пишется в сети.
В чем вы совпали, в чем обнаружилось расхождение?
Напишите об этом.
Дополнительная информация
Wingsuit (вингсьют) – костюм-крыло из ткани.
Полёты в вингсьюте являются разновидностью прыжков с парашютом. Этот костюм имеет специальную форму, которая позволяет преодолевать большие расстояния по горизонту, теряя при этом мало высоты.
Парашютисты, использующие вингсьют, также зовут друг друга белками-летягами и бёрдменами.
Внимание! Не пытайтесь повторить полёт бёрдмена!
Допуск на полёт в вингсьюте получают спортсмены, имеющие от 150 до 200 прыжков с парашютом. Такое требование обосновано сложностью управления полётом в условиях ограничения подвижности тела в костюме.
Максимальная оценка за работу по данному разделу — 3 балла
Рабочие материалы к Части 1 (Часть 1 Белки и бердмены). Скачайте рабочие материалы. Выполните задания. Сохраните данные (не потеряйте)), для того, чтобы использовать их в итоговом отчете по мини-курсу.
Часть 2. Виды полетов
Шаг 1.
Используя справочники, выясните, в чем особенность следующих видов полетов:
— парение
— бреющий полет
— порхающий полет
Шаг 2.
Объясните, в чем сходство и различие:
– взлетать и взмывать;
– планировать и пикировать;
Шаг 3.
Скачайте файл «Часть 2. Виды полетов» и заполните таблицу на странице.
Правило заполнения таблицы: если на ваш взгляд, тот или иной вид полета присущ данному животному, ставьте «+», если такой вид полета не характерен для этого животного, ставьте «-». Например, вы считаете, что орел не может порхать. Тогда в этой ячейке таблицы вы ставите «-».
Шаг 4.
Выберите одно животное из таблицы. Опираясь на свои результаты, опишите возможные причины невозможности выполнять тот или иной вид полет.
Например, вы выбрали божью коровку и пришли к выводу, что она не может планировать. Коротко напишите, почему, на ваш взгляд, это невозможно.
Максимальная оценка — 4 балла
Рабочие материалы к части 2. (Часть 2 Виды полетов). Скачайте рабочие материалы. Выполните задания. Сохраните данные (не потеряйте)), для того, чтобы использовать их в итоговом отчете по мини-курсу.
Часть 3. Исследовательская задача
Примечание. Файл «Исследовательская задача» нужно скачать, заполнить, сохранить под своим именем в формате pdf (например, «Иванова_Исследовательская задача.pdf»), прикрепить в своем личном кабинете по курсу «Живой парашют» на сайте «Школа на ладони».
Шаг 1.
Представьте, что одновременно запустили маленький и большой бумажные парашюты с одинаковым грузом (разница площади куполов — в 2 раза).
Будет ли разной скорость спуска этих парашютов?
Если «да», то какой будет разница?
Шаг 2.
Предлагаем вам сделать парашюты с разной площадью купола и проверить точность своих прогнозов.
Примечание 1
Если при изготовлении парашютов вы воспользуетесь приведенной здесь схемой, то исходите из того, чтобы сторона самого маленького парашюта была 10 см, второго — 15 см, третьего — 20 см.
Примечание 2
Первые два парашюта можно сделать из простого листа писчей бумаги формата А-4.
Для третьего парашюта потребуется лист формата А-3. И важно, чтобы это была тонкая бумага, т.к. при больших размерах на скорость падения будет уже влиять и вес самого купола.
Важно, чтобы длина строп у всех парашютов была примерно одинаковой (около 35-40 см).
Примечание
После того как парашюты будут изготовлены, приступайте к их запуску.
Чем с большей высоты вы их запускаете, тем лучше.
Замерять время будет достаточно сложно. Удобнее это делать при помощи секундомера. Если же его нет, нужно научиться считать секунды, глядя на часы, а затем уже замерять время падения.
Шаг 3.
Поведите исследование. Заполните таблицу 1. с результатами своих измерений.
Таблица 1.
Зависимость скорости падения от площади парашюта (заполняется в формате ворд, для этого скачайте файл Часть 3. Исследовательская задача).
Площадь (S)
Парашюта «А» |
Площадь (S)
Парашюта «B» |
Площадь (S)
Парашюта «С» |
Площадь (S)
Парашюта «D» |
|
Время спуска | Измерение 1
Измерение 2 Измерение 3 |
Измерение 1
Измерение 2 Измерение 3 |
Измерение 1
Измерение 2 Измерение 3 |
Измерение 1
Измерение 2 Измерение 3 |
Среднее время спуска груза с одной и той же высоты |
Шаг 4.
Нарисуйте график зависимости времени падения груза от площади парашюта.
Сделайте фотографию или скан графика и встройте его в лист с ответами на задания миникурса.
Шаг 5.
Глядя только на график, что можно сказать о времени падения груза, если площадь нового парашюта будет в два раза больше самого большого парашюта, который вы реально сделали?
Шаг 6.
Познакомьтесь с презентацией, посвященной истории изобретения парашютов. Парашюты.
Шаг 7.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы
Исследование – это всегда получение нового знания.
Проект – это создание продукта (изделия).
Что из того, что вы делали в рамках данного миникурса, является исследованием, а что проектом?
Прочитайте текст, ответьте на вопросы
Николай Егорович Жуковский (1847 – 1921) изучал, как возможен полет тел, которые тяжелее воздуха. А потом на основе полученных знаний построил один из первых самолетов. Что здесь исследование, а что – проект?
Запишите ответы: цифра и нужная буква
1. Изучение возможности полета тел тяжелее воздуха | А. Это исследование
Б. Это проект |
2. Создание конструкции самолета | А. Это исследование
Б. Это проект |
Ответы: _________________________________________________________
Максимальная оценка по разделу — 3 балла
Рабочие материалы к части 3. Исследовательская задача (Часть 3 Исследовательская задача). Скачайте рабочие материалы. Выполните задания. Сохраните данные (не потеряйте)), для того, чтобы использовать их в итоговом отчете по мини-курсу.
Подарки от партнеров National Geographic и Сеть магазинов оптической техники «Четыре глаза» за лучшие работы:
1 место – Бинокль Levenhuk Atom 16×32(67678) https://www.4glaza.ru/
2 место и 3 место — Компас Bresser National Geographic (60037) https://www.4glaza.ru/