Фантастические твари

11.02.201907.04.2019
Если вы когда-нибудь заглядывали в старую бочку с водой и наблюдали за микрофауной – рачками и личинками комаров, или зависали над муравейником на 15-20 минут, пробуя понять «как там всё устроено», или охотились за жуком-скакуном на лугу, то этот курс для вас! Для многих из вас изучение микрообъектов может стать первым шагом в сторону самого модного и самого перспективного направления в биологии – молекулярной биологии. А ещё этот курс для тех из вас, кто совершенно отчетливо представляет, что на других планетах тоже могут существовать живые формы и подумывает, а не стать ли астробиологом! Записывайтесь!

Курс состоит из трёх самостоятельных последовательных частей. В каждой части вы найдете задания, которые мы предлагаем выполнить.

Рабочие материалы загружены в ворде в конце каждой части. Так вам будет удобнее скачивать материал, заполнять таблицы, встраивать в тексты свои рисунки и фото.

Подготовьте ответы по каждой части. Создайте общий файл в формате pdf (Ваша фамилия.pdf), состоящий из выполненных заданий по всем трём частям курса.  Загрузите единый файл в свой личный кабинет «Школы на ладони».

Часть 1. Виртуальное путешествие- исследование

Мы предлагаем вам отправиться в воображаемую экспе­дицию-исследование.

Чтобы такое путешествие стало интересным и запоминающимся, представим, что вы уменьши­лись в размерах до 3 см.

Для безопасности у вас будет защитный ко­стюм или скафандр.

Посмотрите презентацию «Путешествие по мирам» (Путешествия по мирам).

Задание

1. Сделайте пластилиновую модель «самих себя» ростом в 3 см. Уточните замеры высоты, ширины, длины отдельных живых существ, например, обитателей луга или пруда.

Вылепите фигурки этих живых существ из пластилина, сохра­няя их реальные размеры.

Сделайте фотографию всех получившихся объектов.

2. Решите, кем вы будете:

– исследователем-путешественником;

– исследователем-наблюдателем;

– исследователем-экспериментатором.

 Примечание

Исследователь-путешественник описывает всё, с чем он встречается.

Путешественник-наблюдатель детально, внимательно и целенаправленно наблюдает за жизнедеятельностью одного или нескольких организмов и отвечает на заранее поставленные самому себе вопросы.

Исследователь-экспериментатор ставит опыты и эксперименты для того, чтобы выяснить какими способностями и качествами обладает исследуемый организм, как он ведет себя в непривычных условиях.

3.Напишите, кто вы:

– исследователь-путешественник;

– исследователь-наблюдатель;

– исследователь-экспериментатор.

Придумайте и напишите историю о своем исследовании.

Описание лучше сделать в виде презентации.

Чтобы история получилась интересной, посмотрите видеоролики о жизни живых существ тех мест, куда вы собираетесь отпра­виться в экспедицию.

Муравьи  https://www.youtube.com/watch?time_continue=29&v=6cqXS7akwBw

Махаон — https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=qp5Pc3wav2Q

Водный мир

Под микроскопом или бинокуляром рас­смотрите каплю воды из придонного слоя ак­вариума и кусочек водоросли из этого же аква­риума.

Используйте в своей работе энциклопедии и другие книги о природе.

Максимальная оценка — 3 балла

Учебные материалы по части 1. Скачайте. (Часть 1 Виртуальное путешествие).

 

Часть 2. Астробиология. Животные неземного происхождения

 Что такое астробиология?

Астробиология – это наука, предметом которой является изучение происхождения, эволюции и распространения жизни во Вселенной.

Ученые — астробиологи занимаются вопросами происхождения и раннего развития жизни на Земле, вопросами приспособления жизни в космосе, исследованиями возможности жизни на других планетах.

Посмотрите презентацию «Космическая фантастика» (космическая фантастика).

Давайте представим, что в далеких звездных системах, которых 1024, мы обнаружили жизнь на нескольких планетах.

На одних планетах – слабое тяготение, а на других сильное.

На одних планетах холодно, так как они находятся от своего солнца дальше, чем Земля от Солнца, а на других – жарко, так как они находятся значительно ближе к своему светилу, чем Земля к Солнцу.

Таблично это можно представить следующим образом.

Сила тяготения на планете Холодная планета. Есть вращение вокруг своей оси.  Есть вода. Средняя температура на экваторе летом: +5,  зимой: — 30 (по Цельсию) Горячая планета. Есть вращение вокруг своей оси.  Есть вода. Средняя температура на экваторе летом: +50, зимой: +25 (по Цельсию)
 

Слабое тяготение

 

Вариант 1.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

Вариант 3.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

 

Сильное тяготение

 

Вариант 2.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

Вариант 4.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

ила тяготения на планете Холодная планета. Есть вращение вокруг своей оси.  Есть вода. Средняя температура на экваторе летом: +5,  зимой: — 30 (по Цельсию) Горячая планета. Есть вращение вокруг своей оси.  Есть вода. Средняя температура на экваторе летом: +50, зимой: +25 (по Цельсию)
 

Слабое тяготение

 

Вариант 1.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

Вариант 3.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

 

Сильное тяготение

 

Вариант 2.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

Вариант 4.

Существа, живущие на суше

Существа, живущие в океане

Задание

– Выберите из таблицы тип планеты (вариант).

– Опишите коротко каким может быть климат и сезонные явления этой планеты.

– Предположите, как могут выглядеть отдельные живые существа, живущие на такой планете (на суше и в океане). Сделайте рисунки и дайте короткие описания этих существ (выберите один из вариантов):

Вариант 1. Как будет устроен скелет, какая форма тела и внешние покровы  у животного, обитающего на «холодной» планете со слабым тяготением на суше; в воде.

Вариант 2. Как будет устроен скелет, какая форма тела и внешние покровы  у животного, обитающего на «холодной» планете с сильным тяготением на суше; в воде.

Вариант 3. Как будет устроен скелет, какая форма тела и внешние покровы  у животного, обитающего на «горячей» планете со слабым тяготением на суше; в воде.

Вариант 4. Как будет устроен скелет, какая форма тела и внешние покровы  у животного, обитающего на «горячей» планете с сильным тяготением на суше; в воде.

Максимальная оценка — 3 балла

Учебные материалы по части 2 для скачивания: Часть 2 Астробиология

 

Часть 3.  Астробиология. Биосистема неизвестной планеты.

 

Представьте, что вы участвуете в космическом путешествии-исследова­нии.

Подлетая к новой планете, вы отправили к ней космический зонд.

Посмотрите презентацию «Космос». Космос

 

Вы получили с зонда следующее:

  1. Длина орбиты, расстояние от планеты до местного светила, скорость движения планеты вокруг Звезды примерно такие же, как у Земли.
  2. У планеты нет оси наклона.
  3. У планеты отсутствует вращение вокруг собственной оси.
  4. На планете есть вода и разреженная атмосфера, содержащая кислород и углекислый газ.
  5. На планете есть твёрдые участки поверхности.
  6. Есть некоторые основания считать, что на планете есть зелёные расте­ния.

 

Задание

  1. Сформулируйте предположения о наличии времен года на этой планете и об особенностях климата.

Напишите об этом короткий текст и заполните таблицу.

Примечание. Для заполнения таблицы скачайте рабочий файл Часть 3. Часть 3 Биосистема неизвестной планеты

Наличие дня и ночи. Длительность дня и ночи Наличие времен года. Длительность времен года (при их наличии)
Северный

полюс

Умеренная

зона северного

полушария

Экватор

 

  1. Опишите в целом, в чем могут заключаться особенно­сти существования планетарной биосистемы на исследуемой планете в течение астрономического года.

 Максимальная оценка — 4 балла

Подарки от партнеров National Geographic и Сеть магазинов оптической техники «Четыре глаза» за лучшие работы:

место — Бинокль Bresser National Geographic 8×21 (69346) https://www.4glaza.ru/products/bresser-binoculars-national-geographic-8×21/

2 место и 3 место — Книга знаний в 2 томах. Космос. Микромир (70729) https://www.4glaza.ru/products/levenhuk-kniga-znanij-v-2-tomah-kosmos-mikromir/

 

Задание

Выполните здания по всему мини-курсу.

Создайте общий файл в формате pdf (Ваша фамилия.pdf), состоящий из выполненных заданий по всем трём частям курса.  Загрузите единый файл в свой личный кабинет «Школы на ладони».

В курсе прокачиваются навыки:

  • исследовать
  • проектировать
  • читать тексты и оформлять презентации
  • аргументировать свою точку зрения.

Наверное, самый любимый наш курс в эту сессию. Нам было невероятно интересно читать ваши работы, которые связаны с биологией, астробиологией и живыми системами. Вы прислали отличные описания виртуальных путешествий. При этом конечно же приоритеты в оценке мы давали тем работам, где вы обосновываете свой выбор и аргументируете ответы и описания. Конечно, и некоторые литературно-художественные ваши «произведения» были неплохи, особенно если вам удавалось не скатываться в безосновательное фантазирование. Существенно снижался балл, если это была просто творческая работа, без учета условий внешней среды и заданных факторов влияния на биологические объекты для обитателей неизвестной планеты.

В целом у меня лично осталось очень позитивное впечатление от ваших работ – жаль, что все замечательные и хорошие работы не показать в итогах и формат итогов предполагает выделить наиболее интересные.

Вот некоторые из них:

Наумов Василий (Часть1 https://yadi.sk/i/RH6iSZ3g8loh9w Часть 2 https://yadi.sk/i/sxqn-Xlm9uY11A Часть 3 https://yadi.sk/i/m7YZDiCf2QsbLA)

Лукьяненко (презентация)

Калюжный (презентация)

Очень неплохие работы – у Березовской Ирины (ссылка на презентацию), Анны Ишковой и Макара Синицина.

Есть очень хорошая видеоработа, её автор Анфиса Шульга — https://youtu.be/8ZWh2KwF5a4.

А этот видеоролик https://youtu.be/d7M5aHvYwaU, автор Альберт Григорян, нужно смотреть вместе с презентацией.

Уважаемые участники! Я от души желаю вам хорошего лета, когда можно продолжить свои экспедиции и наблюдения за живой природой и ее объектами. У нас ещё много интересных тем припасено, до встречи в следующих сессиях!