1. Программа «Школьная лига РОСНАНО на период с 2016 по 2018 год»

Программа утверждена Наблюдательным советом Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО Протокол заседания No22 от 14.12.2015 г. (раздел XI)

О Программе

«Школьная лига РОСНАНО» – комплексная образовательная программа, целью которой является продвижение в российских школах идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь естественнонаучного характера. Принципы междисциплинарности и ценностная ориентация на бизнес высоких технологий, положенные в основу деятельности сообщества, позволяют создавать среду, в которой возможно плодотворное сотрудничество школьников, педагогов, администраторов, студентов и представителей различных предприятий. Участники обсуждают актуальные вопросы, создают совместные проекты, активно взаимодействуют, обмениваются опытом.

Программа была учреждена в 2011 году Фондом инфрастуктурных и образовательных программ РОСНАНО как комплексная инициатива по формированию позитивного имиджа инновационной школы, ориентированной на развитие образования в области естествознания, технопредпринимательства и нанотехнологий.

В период разработки первого этапа Программы высокотехнологичные отрасли сталкивались с проблемой острой нехватки абитуриентов вузов: менее 10% школьников связывали своё будущее со сферой естествознания и нанотехнологий, а количество бюджетных мест в профильных вузах превышало число выпускников, выбиравших в качестве ЕГЭ такие дисциплины, как физика, химия или биология.

Начало реализации Программы совпало с первыми попытками страны перейти на стандарты нового поколения с их ориентацией на проектную и исследовательскую культуру. На волне начинающихся перемен Программа стала одной из основных движущих сил, способствующих модернизации образования, и в дальнейшем получила поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации.

За первые пять лет существования Программа была реализована в более чем 500 школах, став одним из значимых факторов модернизации системы образования. А одноименная федеральная образовательная сеть «Школьная лига РОСНАНО» (ФОС ШЛР) за этот период превратилась в экспертное сообщество, влияющее на формирование федеральной и региональной образовательной политики. Членами сообщества, способного развивать образовательные программы на всех уровнях, стали ученые, педагоги, бизнесмены, выпускники программы.

Сегодня сеть образовательных учреждений, позитивно относящихся к бренду РОСНАНО и стабильно участвующих в работе ФОС ШЛР, охватывает более 60 регионов страны. По мере расширения сети было создано 11 региональных ресурсных центров, координирующих и развивающих Программу в регионах.

Для достижения нового качества образования, соответствующего критериям ФГОС нового поколения, эксперты «Школьной лиги РОСНАНО» разработали основной пакет учебных программ и технологий, который активно используется в общеобразовательных школах страны. В число разработок входят междисциплинарные программы, программа мониторинга качества, программы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования и ряд форматов, нацеленных на профессиональную ориентацию будущих выпускников.

Всё большую популярность набирает «Школа на ладони» — уникальная система конкурсно-образовательных программ для подростков, направленная на популяризацию нанотехнологий и технопредпринимательства.

К ряду важнейших достижений Программы, несомненно, стоит причислить летнюю каникулярную школу «Наноград», которая обеспечивает активное участие старшеклассников в образовании, связанном с инновационным бизнесом.
Одним из показателей эффективности «Школьной лиги РОСНАНО» является растущее сообщество её выпускников, заинтересован- ных в дальнейшем карьерном росте в сфере технопредпринимательства и нанотехнологий.

Благодаря информационным каналам – конференциям, курсам повышения квалификации, системе распространения учебно- методических материалов нового поколения, порталу Программы и др. – стабильно осуществляется продвижение инновационных образовательных технологий в области естествознания и технопредпринимательства.

Программа «Школьная лига РОСНАНО на период 2016 – 2018 гг.» сформирована в условиях, принципиально отличных от условий 2011 года: растёт популярность образовательной и профессиональной карьеры для молодежи в области высокотехнологичных отраслей; существенно увеличилось число школ, заинтересованных в реализации образовательных программ естественнонаучного профиля; с 2015 года во всей стране вводится в действие образовательный стандарт нового поколения; приняты Концепция развития дополнительного образования детей, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, доминантами которых стали, в том числе, поддержка сетевых инновационных инициатив, ориентация на проектную деятельность, междисциплинарность, познавательную и исследовательскую активность личности, самообразование.

Предварительный анализ ситуации позволяет заключить, что на новом этапе реализации Программы основная деятельность сконцентрируется на развитии высокотехнологичной образовательной среды в образовательных организациях, а также на популяризации нанотехнологий и формировании у молодежи технологического мышления и опыта самореализации.

program_2012-15_KPI

Программа деятельности «Школьной лиги РОСНАНО» на 2012- 2015 год

Отчёт о выполнении Программы «Школьная лига РОСНАНО» за 2012 — 2015 год

Содержание Программы

Программа «Школьная лига РОСНАНО на период 2016 – 2018 гг.» направлена на повышение качества естественнонаучного образования в российских школах и создание условий для роста мотивации детей к получению естественнонаучного образования, ранней профессиональной ориентации, направленной на выбор специальностей исследовательского, инженерно-технического и технопредпринимательского профиля в области высоких технологий (прежде всего нанотехнологий).

Развитие ФОС «Школьная лига РОСНАНО» продолжится за счёт включения новых образовательных организаций, формирования региональных сетей и активизации деятельности региональных ресурсных центров.

Важнейшей задачей программы остаётся создание условий для формирования и распространения передового образовательного опыта в системах общего (внеурочная деятельность) и дополнительного (естествознание, технопредпринимательство, наукоемкие технологии) образования детей.
В этой связи особенно значимыми кажутся такие задачи, как разработка и реализация образовательных программ и технологий нового поколения, обучение кадров, создание новых средовых решений реализации программ естественнонаучного образования в рамках общего и дополнительного образования детей, а также последующее внедрение разработанных и апробированных ранее решений (методических, технологических, программных) в ФОС ШЛР.

Одним из значимых направлений деятельности «Школьной лиги РОСНАНО» является развитие образовательно-конкурсных программ как системы мотивации школьников и раскрытия подростковой одаренности в области высоких технологий (прежде всего нанотехнологий) и технопредпринимательства.

Кроме того, очевидна необходимость в увеличении доступности каникулярных образовательных программ естественнонаучной (в первую очередь нанотехнологической) и технопредпринимательской направленности для учащихся и педагогов общеобразовательных организаций.

Одной из ключевых задач Программы остаётся устойчивое развитие самоорганизуемого образовательного сообщества, участники которого — дети, подростки, молодёжь и педагоги — ориентированы на получение качественного образования (в том числе на самообразование) в области естествознания, технопредпринимательства и нанотехнологий.

Ещё одной задачей ФОС ШЛР является формирование позитивного имиджа инновационного образования в области естествознания, технопредпринимательства, наукоемких технологий.

Существенным остаётся и акцент на достижении устойчивости результатов. Наиболее эффективный путь для решения этой задачи — внесение разработок ШЛР в области образования в государственный реестр образовательных программ, а также участие экспертов ФОС ШЛР в работе федеральных методических объединений.

Целевую аудиторию программы можно условно разделить на четыре основных блока.

program_au

В первый входят учащиеся общеобразовательных организаций, осваивающие программы естественнонаучной и технопредпринимательской направленности, заинтересованные в получении современных знаний в сфере нанотехнологий и технопредпринимательства.

Второй блок представлен педагогами и руководителями образовательных организаций ФОС ШЛР и партнерских сетей в регионах России (например, «Лига Новых Школ» Пензенской области).

Целевой аудиторией третьего блока являются представители высокотехнологичного бизнеса, которые заинтересованы в сотрудничестве со сферой образования.

В четвёртый блок входят представители региональных образовательных систем.

В составе ФОС ШЛР объединяются четыре основных группы участников.

program_part

К первой группе относятся общеобразовательные школы, гимназии, лицеи как основные субъекты деятельности, реализующие учебные программы и осваивающие образовательные технологии, стимулирующие развитие есте- ственнонаучного образования и технопредпринимательства учащихся.

В другую группу участников входят организации дополнительного образования, реализующие программы в области естествознания, технопредпринимательства, высоких технологий (в первую очередь нанотехнологий).

Третья группа участников представлена региональными ресурсными центрами, в качестве которых могут выступать детские/молодежные и иные образовательные организации различного рода.

Ещё одна группа участников включает в себя партнерские организации, к которым могут быть отнесены бизнес-компании, вузы, организации культуры и науки, имеющие цели, согласуемые с целями и задачами Программы.

Механизмы реализации Программы

Эффективное решение ключевых задач Программы, осуществляется благодаря активному использованию основных механизмов ее реализации, в числе которых есть как устоявшиеся форматы, доказавшие свою эффективность на предыдущем этапе реализации, так и новые способы достижения поставленных целей. Совокупность различных форм и нестандартный подход к их использованию позволяет реализовывать задачи в установленные сроки.

В числе основных механизмов можно назвать следующие:

  • сеть образовательных организаций, объединяющая образовательные организации основного и дополнительного образования, ресурсные центры, научных, образовательных и бизнес-партнеров сети;
  • портал schoolnano.ru как основной инструмент организации деятельности по Программе и распространения информации, поддержка представительства Программы на внешних интернет-ресурсах, в первую очередь в социальных сетях, дополняющих деятельность основного портала;
  • экспертный совет Программы, объединяющий федеральных и региональных экспертов, лидеров Программы, активных участников модернизации российского образования;
  • система дополнительного профессионального образования педагогов (в том числе дистанционное повышение квалификации и стажировки), создаваемая в партнерстве с другими образовательными структурами;
  • каникулярные образовательные программы дополнительного образования в формате «Наноград»;
  • конкурсно-образовательные программы для учащихся;
  • педагогические исследования и разработка образовательных программ, пособий, методов и технологий для общеобразовательных организаций;
  • сетевые лаборатории для педагогов по разработке и апробации образовательных программ и технологий нового поколения в области естественнонаучного образования детей;
  • систематизация, отбор и организация доступа к медиаресурсам образовательного плана для педагогов и учащихся в рамках формирования медиатеки проекта;
  • взаимодействие c вузами и бизнесом, разработка и реализация совместных образовательных программ, включая «Всероссийскую школьную неделю высоких технологий»;
  • медиаподдержка программы;
  • мониторинг качества образовательных результатов в школах в области исследовательской и проектной культуры, анализа и обработки информации в образовательном процессе;
  • организация самооценки и экспертной оценки деятельности образовательных организаций в области более активного использования в образовательном процессе исследовательских, проектных, кейсовых технологий, использования потенциала электронного образования;
  • научно-методическое сопровождение образовательных организаций и отдельных педагогов.

Не менее важным механизмом реализации Программы является ежегодный календарный план деятельности, который предполагает участие в ключевых событиях Лиги всех организаций ФОС. События плана являются определяющими точками, отражающими основные содержательные компоненты Программы, поэтому вовлеченность в те или иные форматы деятельности позволяет участникам более полноценно погрузиться в работу сообщества.

Актуальный Календарный план доступен по ссылке schoolnano.ru/calendarplan. В следующих темах мы подробно рассмотрим каждое событие.

Новый этап Программы включает в себя дополнительные акценты в её реализации. В их числе, например, переход на метод проектных групп в реализации проектов развития естественнонаучного образования в образовательных организациях.

Кроме того, предусмотрена дальнейшая регионализация Программы за счет проведения ежегодных региональных стажировок и иных локальных мероприятий для проектных групп с участием педагогов и учащихся по освоению новых программ и технологий.

Расширение спектра образовательных организаций будет осуществляться за счет включения организаций дополнительного образования детей в состав партнеров Программы.

Сфера влияния Программы в общеобразовательных организациях расширится ещё и за счет разработки и внедрения программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.

В числе прочего намечается превращение сети ресурсных центров в сеть мониторинга, обобщения и распространения передового опыта развития образования детей в сфере естествознания, технопредпринимательства и нанотехнологий.

Организация деятельности в рамках реализации Программы строится в соответствии с рядом ключевых принципов.
Участие образовательных организаций в деятельности по реализации Программы добровольно и основывается на решении педагогического совета о принятии целей и задач, декларируемых в Про- грамме, и готовности к реализации образовательных программ и ежегодных мероприятий, предлагаемых «Школьной лигой РОСНАНО». Партнёрские отношения с Программой носят заявительный характер и осуществляются на основании обра- щения директора (руководителя) организации о намерениях сотрудничества.

Образовательное учреждение изначально входит в Программу в статусе школы-партнёра.

В дальнейшем на конкурсной основе по итогам стажировки и общественно-экспертного анализа годичных публичных отчетов организация может претендовать на статус школы-участницы.

Приобретая статус школы-участницы ФОС ШЛР, школы получают преимущества при распределении ряда ресурсов (медиаресурса, квот на дополнительное образование педагогов в рамках Программы, мест для стажировок и обучения, участия в летней каникулярной школе «Наноград» и т.д.) перед другими партнерами Программы.

При этом сохраняются равенство в праве инициирования различных форм деятельности для всех участников и партнеров Программы, а также общественно-экспертный принцип отбора содержания и форм деятельности на основании предложений всех субъектов Программы.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно комплектует элементы деятельности из компонентов Программы в соответствии с обственными планами и программами развития организаций (школьными, региональными).
Одним из важнейших принципов «Школьной лиги РОСНАНО» является право отдельных учащихся, их родителей и педагогов принимать участие в Программе на базе своих образовательных учреждений или путем самостоятельной регистрации в открытых мероприятиях.

Другим важным принципом организации деятельности Программы следует считать формирование общественно признанного экспертного сообщества, реализующего экспертно-аналитическую деятельность по ключевым вопросам деятельности в Программе.

Основным заказчиком реализации Программы является Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Управление Программой осуществляется посредством мониторинга и контроля реализации Программы со стороны Фонда и АНПО «Школьная лига» в соответствии с локальными нормативными актами.

Автономная некоммерческая просветительская организация в области естествознания и высоких технологий «Школьная лига», учрежденная ранее Фондом, выступает в качестве ответственного исполнителя Программы в целом. АНПО «Школьная лига» самостоятельно планирует, согласует с Фондом и организует деятельность по Программе в целом. АНПО «Школьная лига» вправе при достаточном кадровом обеспечении как самостоятельно выполнять все работы (оказывать услуги) по реализации Программы, так и при отсутствии необходимых кадровых ресурсов (компетенций) привлекать сторонних физических и юридических лиц для выполнения указанных работ (оказания услуг) по Программе.

Эффективность реализации Программы

Как правило, итоги реализации образовательных программ измеряются количественными показателями, поскольку оценка качества зачастую субъективна и не может в полной мере отразить те или иные достижения и неудачи образовательных инициатив. Однако можно выделить ключевые критерии, по которым можно судить о качестве реализации программ. Одним из основных критериев является увеличение доли учащихся общеобразовательных организаций, включенных в Программу, мотивированных к получению образования исследовательского, инженерно-технического и технопредпринимательского профиля.

Дополнительным критерием качества реализации Программы является изменение (модернизация) образовательного процесса в общеобразовательных организациях ФОС ШЛР, направленное на развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся, на внедрение образовательных кейс-технологий и технологий электронного образования, на развитие программ изучения основ нанотехнологий и технопредпринимательства в основном и дополнительном образовании детей.

При этом сохраняются характеристики образовательного процесса в школах, участвовавших в Программе «Школьная лига РОСНАНО» в период 2012-2015 годов».

Так, например, одним из критериев качества является наличие в школе культурно-образовательной среды, стимулирующей развитие творчества и инициативы детей и педагогов (исследования, предпринимательство, социальная ответственность).

Существенной является установка школы на работу со всеми школьниками, отсутствие селективного отбора учащихся, организация выявления и поддержки разнообразных талантов учащихся.

Другим критерием является реализация в школе современной образовательной программы и технологий (ФГОС нового поколения), ориентированных на развитие естественнонаучной и высокотехнологичной составляющих, а также внедрение в работу школы не менее 50% образовательного контента, разработанного и предоставленного в рамках Программы.

Не менее важным показателем качества представляется активное использование школой электронных образовательных ресурсов ФОС ШЛР и привлечение школьников к ресурсам конкурсно-образовательных программ.

В число критериев входит реализация программ межпредметной интеграции (межпредметные и/ или интегративные учебные программы, элективные курсы, межпредметные «погружения» различного типа; учебные проекты, исследовательские проекты и др.), а также наличие в школе не менее 10% учебного времени, предназначенного для программ и проектов интегративного типа с сопутствующим мониторингом междисциплинарной интеграции.
Кроме того, к показателям качества Программы можно отнести наличие в школе условий для постоянного обновления содержания и форм естественнонаучного образования (обновление программ и методик, освоение и разработка учеб- ников нового поколения). При этом подразумевается, что школьники имеют доступ к аутентичным источникам информации по проблемам современного естествознания, созданным за последние 3-5 лет, а не менее 10% общеучебного времени по проблемам естественнонаучного знания отводится на анализ актуальных (разработанных в текущем учебном году) научно-популярных и учебных текстов.

Согласно существующим в «Школьной лиге» критериям качества, школа активно осваивает образовательную технологию учебного проектирования, учебные проекты разрабатываются и реализуются на всех этапах обучения, а каждый выпускник школы за время обучения в ней реализует не менее 10 учебных проектов предметной и межпредметной направленности. Лучшие проекты учащихся направляются на сетевую научно- практическую конференцию школьников, организованную в рамках Программы.

Еще одним показателем качества Программы является разработка и реализация школами программы социального партнерства с ведущими организациями науки и индустрии (в первую очередь наноиндустрии). В рамках этого партнёрства организуются образовательные экскурсии, проводятся встречи с лидерами науки и бизнеса, разрабатываются и решаются учебные кейсы, на всех ступенях образования реализуются исследовательские проекты.

Помимо прочего, школа строит образовательный процесс с опорой на развитие личного опыта и обогащение познавательных интересов учащихся, активно использует образовательные технологии, связанные с обучением в «увлеченных сообществах», применяет в своей деятельности игровые технологии; обеспечивает качественную диагностику и индивидуальное сопровождение талантливых учащихся.

Эффективная реализация Программы предполагает, что к моменту её завершения не менее 50% старшеклассников школ-участниц назовут свое участие в Программе в качестве основного фактора дальнейшего образовательного и карьерного выбора.

При этом не менее 60% выпускников школ– участниц выберут карьеру в области естественных наук, инженерного дела и технопредпринимательства.

Возрастёт и доля выпускников школ ФОС ШЛР, выбирающих для сдачи в качестве ЕГЭ предметы естественнонаучного цикла (физика, химия, биология) – их доля от общего числа выпускников школ будет на 20% выше аналогичного показателя по стране.

Согласно разработанным параметрам эффективности реализации Программы, в каждой школе- участнице в образовательную программу войдет содержательный блок, связанный с преподаванием основ нанотехнологий.
Кроме того, все школы-участницы введут в систему преподавания исследовательские методы, в том числе проектный метод, кейс-технологии, позволяющие развивать исследовательскую и технопредпринимательскую компетентность обучающихся.

Ещё один параметр эффективности — наличие устойчивого сообщества педагогов, разрабатывающих и внедряющих новые образовательные программы и технологии в области высоких технологий и технопредпринимательства.

Помимо прочего, продолжится расширение опыта взаимодействия образовательных организаций и предприятий, прежде всего нанотехнологического профиля.

program_2016-2018_kpi

На предыдущем этапе работы деятельность Программы разворачивалась в девяти основных направлениях. Новый этап развития ознаменовался изменениями в сложившейся структуре. В результате объединения части направлений и новой расстановки акцентов образовались четыре ключевых Подпрограммы, охватывающих все элементы работы «Школьной лиги РОСНАНО».

Подпрограмма «Федеральное образовательное сообщество «Школьная лига РОСНАНО»

Подпрограмма «Образовательные программы и технологии нового поколения»

Подпрограмма «Школа на ладони»

Подпрограмма «Летняя школа «Наноград»