Основной акцент деятельности Подпрограммы связан с развитием уже существующего сообщества, одной из главных целей которого является объединение образовательных институтов и бизнеса. ФОС ШЛР уже доказало свою эффективность как системы, позволяющей создавать условия для плодотворного сотрудничества представителей самых разнообразных уровней бизнеса и образования.
Страница подпрограммы на Портале Школьной лиги schoolnano.ru/network
Новый этап Программы нацелен на дальнейшее развитие ФОС ШЛР.
На февраль 2018 года состав Школьной лиги выглядит следующим образом:
301 школа-участница
662 школы-партнёра
21 ресурсный центр
До конца 2018 года в сообщество войдут 700 школ-партнеров, ещё 50 школ получат статус членов ФИП, а 350 школ станут полноценными участницами Программы.
Каждая образовательная организация, имеющая статус школы-участницы, сформирует проектную команду, в состав которой войдут учащиеся, педагоги и администраторы. Задача проектной команды заключается в реализации ежегодного календарного плана работы ФОС ШЛР, а также координации иной деятельности, направленной на достижение результатов Программы.
Региональные ресурсные центры продолжат работу в качестве координационных, организационных и методических центров по реализации Программы в регионах. Одной из основных задач центров является распространение образовательных программ, учебно-методических материалов, методов и технологий, разработанных в рамках Программы как в образовательных организациях ФОС ШЛР, так и в других образовательных учреждениях.
Планируется привлечение к экспертной деятельности в рамках Программы признанных лидеров и экспертов федеральных и региональных программ и проектов по развитию образования (не менее 100 привлеченных специалистов). Эксперты Программы примут активное участие не только в разработке и реализации самой Программы, но и в модернизации российского образования в целом за счет вхождения в региональные и федеральные рабочие методические группы, советы, проекты, программы и т.п.
Планируемый охват ежегодного мониторинга качества реализации Программы составит не менее 2500 респондентов (учащихся образовательных организаций ФОС ШЛР), а сами материалы мониторинга будут предоставляться менеджменту организаций, участвующих в Программе. По итогам мониторинга будет издан и опубликован аналитический отчет в одном из федеральных журналов в области образования.
Сохранятся все формы активности на портале schoolnano.ru и иных интернет-ресурсах, сопровождающих Программу. Планируется дальнейшее развитие раздела сайта Программы «Медиатека» как инструмента широкого доступа к образовательным ресурсам в области естествознания, нанотехнологий и технопредпринимательства, в первую очередь, разработанных в Программе.
Все зарегистрированные на сайте Программы пользователи смогут получить бесплатный доступ к базе учебно-методических, информационных и иных образовательных материалов, разработанных в Программе «Школьная лига РОСНАНО».
Продолжит развитие «Всероссийская школьная неделя высоких технологий» (далее – Неделя) с широким привлечением бизнес-партнеров. В каждой Неделе примут участие не менее 30 регионов России, с общим охватом не менее 500 школ, не менее 25 000 учащихся и педагогов; в рамках каждой Недели будет дано суммарно не менее 3000 уроков, посвященных проблемам развития высокотехнологичных отраслей в стране.
Кроме того, формат события предполагает ряд различных мероприятий, способствующих популяризации высоких технологий и технопредпринимательства, созданию их положительного имиджа, большей открытости этих сфер для учащихся образовательных учреждений.
В число таких мероприятий войдут выставки, экскурсии, лекции, вебинары, кинопоказы, мастер-классы, игровые фестивали и другие форматы, позволяющие обеспечить погружение школьников в мир высоких технологий и технопредпринимательства.
Школы-партнёры и школы-участницы
Школа-партнёр Школьной лиги РОСНАНО
Возможности:
Безвозмездное использование всех материалов, размещенных на сайте Программы.
Участие во всех мероприятиях Программы за счет собственных средств.
Компенсация из бюджета Программы затрат, связанных с повышением квалификации руководителя проектной группы образовательной организации для целей реализации Программы в образовательной организации.
Обязанности:
Введение должности руководителя проектной группы, координирующего деятельность образовательной организации в рамках Программы.
Формирование публичного отчета о деятельности в рамках Программы при намерении получить статус «школы-участницы».
Как стать школой-партнёром:
Первый шаг — выбор школьного координатора проекта, который:
- обеспечит регистрацию школы на портале Лиги в качестве школы-партнера. Для этого необходимо заполнить Форму регистрации (ссылка откроется в новом окне) и следовать инструкциям, полученным по электронной почте после регистрации;
- ознакомится с Программой деятельности Школьной лиги РОСНАНО, сетевыми ресурсами, содержательным наполнением, которое доступно в разделе «Медиатека» на портале Лиги;
- обеспечит поэтапную разработку плана освоения школой образовательных ресурсов Лиги;
- ознакомиться с материалами этого дистанционного учебного курса.
Школа-участница Школьной лиги РОСНАНО
Возможности:
Участие в конкурсе и дальнейшее получение статуса ФИП.
Безвозмездное получение ряда учебно-методических пособий, разработанных в рамках Программы.
Полная компенсация затрат, связанных с проездом и пребыванием в летней школе «Наноград» учащихся (призеров конкурсной подпрограммы).
Частичная компенсация затрат, связанных с проездом и пребыванием в летней школе «Наноград» педагога, сопровождающего учащихся.
Компенсация затрат, связанных с повышением квалификации в очно-заочной форме одного специалиста по разработке образовательного контента для целей реализации Программы.
Частичная компенсация затрат проектной команды, связанных с участием в одной ежегодной Научно-практической конференции по проблемам развития естественнонаучного и технопредпринимательского образования в школе, предусмотренной Программой.
Заключение соглашения о реализации Программы на базе образовательной организации.
Обязанности:
Формирование проектной команды в составе до 10 человек (5 учащихся и 5 педагогов) для реализации Программы в образовательной организации.
Реализует на своей базе все федеральные события ежегодного календарного плана работы в рамках Программы.
Ежегодно участвует в Самооценке качества реализации Программы деятельности в рамках «Школьной лиги РОСНАНО». На основе результатов Самооценки и отчётов о проведении событий Календарного плана выносится решении о присвоении статуса «школа-участница». Не участие в ежегодной Самооценке качества приводит к автоматическому лишению статуса «школа-участница».
Как стать школой-участницей:
Школа-партнер при желании может продолжать сотрудничать с Лигой в статусе партнера, а может претендовать на статус школы-участницы Школьной лиги РОСНАНО.
Для этого школа-партнер должна принять участие в процедуре «Самооценки качества реализации программы деятельности в рамках «Школьной лиги РОСНАНО». Эта процедура:
- происходит в мае;
- является отдельным событием Календарного плана деятельности Лиги;
- проходит в on-line формате;
- состоит из двух частей: оценки и самооценки.
Оценка: сотрудники АНПО «Школьная лига», члены Экспертного совета АНПО «Школьная лига», и привлеченные эксперты оценивают участие школы-партнёра в событиях Календарного плана деятельности Школьной лиги. Для этого сотрудники просматривают материалы, размещенные координатором школы на страницах событий Календарного плана. Именно поэтому координаторам очень важно прикреплять информацию о событиях, прошедших в их школах в рамках календарного плана.
Самооценка: школа проходит процедуру самооценки качества организации процесса в рамках реализации образовательной программы Школьной лиги РОСНАНО. Все процедуры проводятся и направлены на максимальную дебюрократизацию управленческих процедур.
По итогам процедур оценки и самооценки Экспертным Советом принимается решение о продлении школам-участницам и о присвоении школам-партнерам статуса участницы Школьной лиги РОСНАНО. Все статусные права школа-участие получает после заключения договора со Школьной лигой РОСНАНО.
Ресурсный центр «Школьной лиги РОСНАНО»: организация, цели и задачи.
Цели — создание условий для развития системы образования через вовлечение образовательных организаций в инновационное развитие экономики за счет качественного обновления содержания образования.
Формирование региональной сети инновационных образовательных учреждений региона, реализующих образовательные программы нового поколения, ориентированные на обновление экономики и общества в эпоху высоких наукоёмких технологий и инновационной экономики.
Ключевые задачи центра:
— Создание инновационно-образовательной среды региона для вовлечения молодёжи и детей в активную деятельность, направленную на модернизацию экономики и социальной жизни в регионе, в том числе за счет образовательного потенциала проекта «Федеральная образовательная сеть «Школьная лига РОСНАНО», в которую входят инновационные образовательные организации, сотрудничающие с Программой.
— Разработка и реализация образовательных программ и технологий нового поколения, направленных на подготовку потенциальных кадров для развития высокотехнологической инновационной экономики.
— Повышение квалификации и переподготовка педагогических и административных кадров в области инновационного образования.
Приоритетные направления деятельности
- Вовлечение молодёжи и детей в проектно-исследовательскую деятельность.
- Интеграция усилий государственных и общественных структур и ведомств в работе с детьми и молодежью, разработка межотраслевых механизмов взаимодействия.
- Привлечение научного сообщества и инновационного бизнеса к решению актуальных проблем обновления образования, в том числе, используя потенциал, накопленный в рамках реализации образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО».
- Разработка программ повышения квалификации и переподготовки кадров по проблемам инновационного образования, работы с детьми и молодежью в условиях модернизации общества.
- Разработка и реализация образовательных программ и технологий для инновационных образовательных учреждений.
- Разработка и реализация дополнительных образовательных программ для педагогов, детей и молодежи в области новых технологий, инновационного предпринимательства, техноарта; внедрение образовательных модулей, связанных с нанотехнологями, биотехнологиями, микроэлектроникой, робототехникой, развитием проектной и исследовательской деятельности учащихся.
- Формирование культуры «электронной школы» в современных образовательных учреждениях.
- Разработка и проведение конкурсных программ для детей и молодежи, сопровождение одаренной молодежи, вовлечение студентов, школьников и учительского сообщества региона в работу сессий конкурсно-образовательной программы «Школа на ладони».
- Разработка и проведение каникулярных образовательных программ для населения, проведение региональной каникулярной научно-практической школы «Наноград+».
- Вовлечение в работу образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» бизнес-сообщества региона.
- Разработка и издание учебно-методической литературы для образовательных программ нового поколения.
- Оказание научно-методической помощи школам в проведении исследовательской и проектной работы на базе ресурсного центра региона.
Формы деятельности региональной сети:
- конкурсы различного плана и тематики, направленные на решение задач формирования позитивной мотивации школьников в области современной инноватики;
- очно-заочные предметные школы, студенческий научный педагогический отряд;
- научный лекторий;
- научно-практические конференции и семинары для учащихся и педагогов, проводимые на школьном, региональном и федеральном уровне, не менее одной конференции в год;
- проведение координационных встреч координаторов школ, участвующих в Программе «Школьная лига РОСНАНО», одна встреча в квартал;
- развитие и сопровождение специальных сайтов и порталов, создание «сетевого облака», сопровождение проекта в ключевых сетевых ресурсах;
- реализация программы дистанционного образования для учащихся и педагогов;
- повышение квалификации для педагогов, реализуемое в направлениях поддержки образовательной программы и новых образовательных технологий, а также развития методологической и исследовательской компетенции педагогов;
- разработка и распространение учебных пособий, программ, технологий нового поколения, включая игровые программы, программы «неформального открытого образования» и проекты «обучения в увлеченном сообществе» («edutainment»);
- проекты с социальными партнерами, в первую очередь, бизнес-партнерами: совместная разработка и реализации в образовательных учреждениях учебных кейсов (и проектов иного рода), создание сетевых лабораторных ресурсов, организация образовательных проектов, продвигающих перспективные «бизнес-проекты»;
- медиатека (библиотека «Новой школы»), отбор образовательных ресурсов и разработка технологии работы с ними; преимущественно — аутентичные источники информации по проблемам естественнонаучного образования и технопредпринимательства;
- каникулярные программы, программы образовательных путешествий, направленные на достижение образовательных задач и задач стимулирования активной деятельности школьников и педагогов;
- исследования в области постановки и анализа актуальных образовательных проблем, отбора перспективных для распространения программ и технологий;
- медийное информирование и поддержка участников образовательного процесса в школах региональной сети;
- система выявления и индивидуального сопровождения учащихся и молодых педагогов школ;
- методическое и иное сопровождение образовательных учреждений в процессе освоения образовательной программы «Региональной сети».
Руководитель ресурсного центра ежегодно утверждает план мероприятий на очередной календарный год и корректирует задачи и содержание взаимодействия по мере необходимости с оператором проекта АНПО «Школьная лига».
Ресурсный центр может координировать деятельность образовательных организаций, участвующих в Программе «Школьная лига РОСНАНО», находящихся в соседних регионах по отношению к местоположению ресурсного центра.
Ресурсный центр составляет и реализует план работы по поддержке региональной сети общеобразовательных организаций, входящих в Программу, организует региональные очные и сетевые мероприятия, готовит и публикует на сайте Программы ежегодный отчет о деятельности по реализации Программы.
Ресурсный центр может быть образован на территории региона, в котором зарегистрированы не менее пяти школ или иных образовательных организаций.
Некоторые итоги деятельности Ресурсных центров
Школы в статусе «Федеральная инновационная площадка (ФИП) «Школьная лига РОСНАНО»»
Согласно этому приказу АНПО «Школьная лига» получила статус ФИП с 2013 года по 2017 год (см. стр. 4 Приложения к Приказу).
Образец ТЗ для школ в статусе «ФИП «Школьная лига РОСНАНО»» (скачать в формате .pdf)