Наблюдатели

01.10.201803.12.2018
Курс «Наблюдатели» адресован школьникам 5-6 классов и познакомит слушателей с четырьмя основными методами ведения наблюдений. Эти методы лежат в основе исследовательской деятельности не только школьников. По сути, именно с наблюдения начинается любое открытие в мире науки. Вы научитесь наблюдать за живой природой, замечать новое и необычное и «читать» книгу природы находясь в любом уголке планеты Земля. Мы предлагаем вам побыть в четырех позициях наблюдателя, провести и описать своё собственное наблюдение, исходя из своего опыта и предложенной классификации.

Дорогие друзья!

Если вы записались на эту программу, значит вы точно любите наблюдать за живой природой. Однако, вести наблюдения можно совершенно по-разному. И в зависимости от того, какой способ наблюдения вы выбираете, получается совершенно разное впечатление. И конечно же описания таких наблюдений будут отличаться.

Хотите попробовать и убедиться? Давайте начнем. Пройдя курс, вы научитесь осознанно наблюдать за живой природой, замечать новое и необычное, «читать» книгу природы в любом уголке планеты Земля.

Курс «Наблюдатели» адресован школьникам 5-6 классов и познакомит вас с четырьмя основными методами ведения наблюдений. Эти методы лежат в основе исследовательской деятельности не только школьников. По сути, именно с наблюдения начинается любое открытие в мире науки. Мы предлагаем вам побыть в четырех позициях наблюдателя, провести и описать своё собственное наблюдение, исходя из своего опыта и предложенной классификации.

Курс «Наблюдатели» состоит из двух глав. Первая глава — ведение наблюдений, вторая — оформление результатов.

 1. Знакомимся с методами наблюдения. Самостоятельный анализ опыта собственных наблюдений. Проводим своё собственное наблюдение с опорой на классификацию (по 4 типам: 1. Наблюдение-удивление. 2. Наблюдение-впечатление. 3.Наблюдение-встреча со старыми знакомыми.  4. Наблюдение – исследование).

  • планируем
  • выбираем условия
  • проводим наблюдение
  • делаем описание.

2. Готовим презентацию и подводим итоги.

_______________________________________

Обратите внимание! В верхнем правом углу монитора, на этой странице расположен раздел  «Материалы программы». В нём размещены тексты, которые помогут вам в освоении курса. В них вы найдете описание четырех основных методов проведения  наблюдений и задания. В текстовом файле есть ссылки на видеофайлы, объясняющие тот или иной способ наблюдения. Эти видеоматериалы  размещены ниже.


Видеоматериалы

http://youtube.com/watch?time_continue=10&v=yz9z8i4W6ek– дно реки, личинки ручейников, подёнок, мошек

https://www.youtube.com/watch?v=ZYpaEa1_rAs– личинка ручейника

https://www.youtube.com/watch?v=YLSdJOZE8R8– «ворона и такса»

https://www.youtube.com/watch?v=FtAaoAn8teo– ворона строит своё гнездо.

 Тайная жизнь микромира

Гнездо лебедей


Материалы для дополнительного изучения

Жан-Анри Фабр «Жизнь насекомых» — https://profilib.org/chtenie/135043/zhan-anri-fabr-zhizn-nasekomykh-rasskazy-entomologa.php


Задание

Итогом работы будет ваш собственный проект, созданный и представленный в логике одного из четырех методов наблюдения.

Возможные форматы выполненного задания:
  • фото-видео отчет о вашем наблюдении;
  • исследовательский журнал с фотографиями и текстами в MS-Word или Pdf;

Критерии оценки

По результатам выполнения курса «Наблюдатели» оценивается:

  • исследовательские навыки
  • компетенция «читать и писать»
  • навыки подготовки презентации

Как и в предыдущих сессиях образовательной программы «Школа на ладони» наши партнеры приготовили призы,  которые уже сегодня ждут победителей:

1 место —  Книга знаний в 2 томах. Космос. Микромир и Карта звездного неба Levenhuk M20 подвижная, большая

https://www.4glaza.ru/products/levenhuk-kniga-znanij-v-2-tomah-kosmos-mikromir/

https://www.4glaza.ru/products/karta_zv_sky_02/

2 и 3 место — Книга знаний «Космос. Непустая пустота» и Карта звездного неба Levenhuk M20 подвижная, большая

https://www.4glaza.ru/products/levenhuk-kniga-znanij-kosmos-nepustaya-pustota/

https://www.4glaza.ru/products/karta_zv_sky_02/.

Дорогие ребята, вы завершили курс «Наблюдатели» и познакомились с четырьмя основными методами ведения наблюдений за живой природой. Эти методы лежат в основе исследовательской деятельности не только школьников. По сути, именно с наблюдения начинается любое открытие в мире науки.

Мы получили массу положительных эмоций, читая ваши рассказы о наблюдениях-впечатлениях, встречах, удивительных находках и исследованиях. Многим из вас удалось сделать видеоматериалы.

Когда мы готовили  программу, то условились, что за работу будут начисляться баллы. Шкала — от 1 до 10 баллов. Поскольку всё-таки мини-курсы представляют собой учебные материалы, мы постепенно будем уходить от традиционной конкурсной оценки с первыми местами и победителями. Ссылки на лучшие работы вы можете увидеть на сайте по ссылке: http://contest.schoolnano.ru/session/autumn2018/.

Среди них: Паховом Максим, Москва, МБОУ СОШ №1583.  «Четыре наблюдения» 

Наблюдение-исследование «Домашняя бабочка»: https://yadi.sk/i/M8l3zUT2vGX0cA

Наблюдение-удивление «Где домик воробьишки?»: https://yadi.sk/i/5pX_rOHyGyzqPg

Наблюдение-впечатление «Царство «капустниц»»: https://yadi.sk/i/kNW6-sPZarHdJQ

Наблюдение-встреча со старым знакомым «Ёжик-хозяин дома»: https://yadi.sk/i/zZhzYHLKYuckTA

Наумов Василий, Москва, МБОУ СОШ № 1583, с замечательным наблюдением «Наблюдение исследование » о грибах.

Лучихин Андрей, Красноярск, лицей №7, Наблюдение-исследование за жизнью улиток

Будем рады видеть вас в сессии, стартовавшей 10 декабря. Курс «Дрожжи дикие и домашние. Как разбудить сладкоежку».

Удачи!