Проектно-исследовательские кейсы во внеурочной деятельности. Тьюторство

Этот модуль вводит слушателя в общую логику курса и раскрывает основные идеи авторов. Этих идей несколько, и они крайне важны для дальнейшей проектной работы.

«Исследовательская деятельность», «Кейс-технология», «Тьюторство» — вот своего рода «треугольник», на котором авторы строят общее видение развития школы и конкретные приемы, предлагаемые учителю. Авторы не ведут абстрактно-философских рассуждений, а стараются сориентировать учителя в понятийном поле для того, чтобы дальше он мог легко и точно различать исследовательскую деятельность от ее имитации, кейс-метод от «заданий повышенной трудности», а позицию тьютор не воспринимал как формальную нагрузку к традиционным «часам».

1. Исследовательская и проектная деятельность в школе и критерии научной деятельности. Введение в проблематику с т.з. ФГОС и программы внеурочной работы

Познакомьтесь с текстом документов относительно содержания и требований к условиям организации исследовательской деятельности школьников:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)

ФГОС ООО об исследовательской деятельности

Программа развития УУД

Программа междисциплинарная по смысловому чтению

Программа воспитания и социализации

Междисциплинарная программа основы исследовательской деятельности

Посмотрите видеоматериалы:

Что такое наука?

В соответствии с новыми ФГОС возникает вопрос — школьники основной школы должны будут заниматься исследовательской деятельностью. Для того чтобы учитель смог научить этой деятельности, он должен глубоко понимать суть самой деятельности. Когда детям предлагается выступать на научно-практической конференции для школьников, возникает новое понятие – научная деятельность.

Возможно ли ученику в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование? На эти вопросы ответят автор курса, д.п.н., проф. Л.С. Илюшин и начальник консультационно-экспертного отдела Управления научных исследований СПбГУ,  канд. физ.-мат. наук А.Ю. Азбель.

Задание:

Дайте ответ на один из проблемных вопросов к курсу:

  • Можно ли в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование? Создавать своё знание, на основании своего опыта?
  • В чем различия научного и учебного исследования? Для чего этим можно и нужно заниматься в школе?
  • Можно ли при организации внеурочной деятельности заниматься серьезными исследованиями в неформальной обстановке? Что подразумевает неформальная обстановка и почему она привлекательна для детей?
  • Как оказывать поддержку и/или мотивировать школьников выполнять исследовательские задания? Какие есть инструменты оценивания?
  • Можно ли «гуманитариев» научить выполнять естественнонаучные исследования?

Формат представления задания: текстовый файл с ответом на один из проблемных вопросов.

2. Введение в проблематику кейсовых технологий в практике школьного образования

Прочитайте статью «Развитие опыта исследовательского поведения школьников в самостоятельной работе с кейсами» (авторы — Илюшин Л.С., Азбель А.А., журнал «Школа управления образовательным учреждением», №7, 2014) в Медиатеке программы

Познакомьтесь с «Тетрадью кейсовых практик» в Медиатеке программы:

Часть 1Часть 2

Просмотрите предложенные видео.

Тетрадь рейсовых практик. Часть 1

Что такое «Тетрадь кейсовых практик» и зачем она нужна?

Тетрадь рейсовых практик. Часть 2

В качестве бонуса мы подобрали для Вас ряд художественных фильмов о тьюторах и тьюторстве

Название Режисер Год
Звездочка на земле Аамир Кхан, Амол Гуптэ 2007
После школы Андрей Болтенко 2012
Мальчик с велосипедом Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн 2011
Перед классом Питер Уэрнер 2008
Три идиота Раджкумар Хирани 2009
Одержимость Дамьен Шазель 2013
Хористы Кристоф Барратье 2004
Новая война пуговиц Кристоф Барратье 2011
Республика ШкиД  Геннадий Полока 1966
Педагогическая поэма  Алексей Маслюков 1955
Писатели свободы  Ричард ЛаГравенес 2006
Общество мертвых поэтов Питер Уир 1989
Билли Элиот  Стивен Долдри 2000
Учитель на замену  Тони Кэй 2001
Императорский клуб  Майкл Хоффман 2002
Октябрьское небо  Джо Джонстон 1999
Тренер Картер Томас Картер 2005

Задание:

  • Выделите четыре наиболее любопытных кейса для выполнения их со школьниками. Что привлекло внимание, почему именно на них пал выбор. (Не более 70-75 слов по каждому кейсу).
  • Дайте рекомендации по расширению рубрики «Что посмотреть? Что почитать?» по четырём из  выбранных кейсов.

Формат представления задания:  текстовый файл с ответами.

3. Тьюторство: рекомендации по организации работы с исследовательскими кейсами и мотивацией школьников

Просмотрите предложенное видео.

Мотивация школьников к исследовательской деятельности

Задание:

Прочитайте 1 главу ( стр. 12-39) из книги Ковалевой Т. М., Кобыща Е. И. и др. Профессия «тьютор», 2012

Познакомьтесь с шаблоном соглашения тьюторов (скачать .doc файл).

Проведите SWOT-анализ использования шаблона соглашения в своей педагогической практике.

Формат представления задания:  текстовый файл/презентации SWOT-анализа.

4. Взаимодействия тьютора с родителями: вопросы и ответы.

Этот фрагмент модуля будет проходить в формате вебинары. Следите за информацией на сайте или по электронной почте.