Этот модуль вводит слушателя в общую логику курса и раскрывает основные идеи авторов. Этих идей несколько, и они крайне важны для дальнейшей проектной работы.
«Исследовательская деятельность», «Кейс-технология», «Тьюторство» — вот своего рода «треугольник», на котором авторы строят общее видение развития школы и конкретные приемы, предлагаемые учителю. Авторы не ведут абстрактно-философских рассуждений, а стараются сориентировать учителя в понятийном поле для того, чтобы дальше он мог легко и точно различать исследовательскую деятельность от ее имитации, кейс-метод от «заданий повышенной трудности», а позицию тьютор не воспринимал как формальную нагрузку к традиционным «часам».
1. Исследовательская и проектная деятельность в школе и критерии научной деятельности. Введение в проблематику с т.з. ФГОС и программы внеурочной работы
Познакомьтесь с текстом документов относительно содержания и требований к условиям организации исследовательской деятельности школьников:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
ФГОС ООО об исследовательской деятельности
Программа междисциплинарная по смысловому чтению
Программа воспитания и социализации
Междисциплинарная программа основы исследовательской деятельности
Посмотрите видеоматериалы:
Что такое наука?
В соответствии с новыми ФГОС возникает вопрос — школьники основной школы должны будут заниматься исследовательской деятельностью. Для того чтобы учитель смог научить этой деятельности, он должен глубоко понимать суть самой деятельности. Когда детям предлагается выступать на научно-практической конференции для школьников, возникает новое понятие – научная деятельность.
Возможно ли ученику в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование? На эти вопросы ответят автор курса, д.п.н., проф. Л.С. Илюшин и начальник консультационно-экспертного отдела Управления научных исследований СПбГУ, канд. физ.-мат. наук А.Ю. Азбель.
Задание:
Дайте ответ на один из проблемных вопросов к курсу:
- Можно ли в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование? Создавать своё знание, на основании своего опыта?
- В чем различия научного и учебного исследования? Для чего этим можно и нужно заниматься в школе?
- Можно ли при организации внеурочной деятельности заниматься серьезными исследованиями в неформальной обстановке? Что подразумевает неформальная обстановка и почему она привлекательна для детей?
- Как оказывать поддержку и/или мотивировать школьников выполнять исследовательские задания? Какие есть инструменты оценивания?
- Можно ли «гуманитариев» научить выполнять естественнонаучные исследования?
Формат представления задания: текстовый файл с ответом на один из проблемных вопросов.
2. Введение в проблематику кейсовых технологий в практике школьного образования
Прочитайте статью «Развитие опыта исследовательского поведения школьников в самостоятельной работе с кейсами» (авторы — Илюшин Л.С., Азбель А.А., журнал «Школа управления образовательным учреждением», №7, 2014) в Медиатеке программы
Познакомьтесь с «Тетрадью кейсовых практик» в Медиатеке программы:
Просмотрите предложенные видео.
Тетрадь рейсовых практик. Часть 1
Что такое «Тетрадь кейсовых практик» и зачем она нужна?
Тетрадь рейсовых практик. Часть 2
В качестве бонуса мы подобрали для Вас ряд художественных фильмов о тьюторах и тьюторстве
Название | Режисер | Год |
Звездочка на земле | Аамир Кхан, Амол Гуптэ | 2007 |
После школы | Андрей Болтенко | 2012 |
Мальчик с велосипедом | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн | 2011 |
Перед классом | Питер Уэрнер | 2008 |
Три идиота | Раджкумар Хирани | 2009 |
Одержимость | Дамьен Шазель | 2013 |
Хористы | Кристоф Барратье | 2004 |
Новая война пуговиц | Кристоф Барратье | 2011 |
Республика ШкиД | Геннадий Полока | 1966 |
Педагогическая поэма | Алексей Маслюков | 1955 |
Писатели свободы | Ричард ЛаГравенес | 2006 |
Общество мертвых поэтов | Питер Уир | 1989 |
Билли Элиот | Стивен Долдри | 2000 |
Учитель на замену | Тони Кэй | 2001 |
Императорский клуб | Майкл Хоффман | 2002 |
Октябрьское небо | Джо Джонстон | 1999 |
Тренер Картер | Томас Картер | 2005 |
Задание:
- Выделите четыре наиболее любопытных кейса для выполнения их со школьниками. Что привлекло внимание, почему именно на них пал выбор. (Не более 70-75 слов по каждому кейсу).
- Дайте рекомендации по расширению рубрики «Что посмотреть? Что почитать?» по четырём из выбранных кейсов.
Формат представления задания: текстовый файл с ответами.
3. Тьюторство: рекомендации по организации работы с исследовательскими кейсами и мотивацией школьников
Просмотрите предложенное видео.
Мотивация школьников к исследовательской деятельности
Задание:
Прочитайте 1 главу ( стр. 12-39) из книги Ковалевой Т. М., Кобыща Е. И. и др. Профессия «тьютор», 2012
Познакомьтесь с шаблоном соглашения тьюторов (скачать .doc файл).
Проведите SWOT-анализ использования шаблона соглашения в своей педагогической практике.
Формат представления задания: текстовый файл/презентации SWOT-анализа.