Синтез открытых задач

 20.10.14  15:48

Как составлять открытые задачи

Анатолий Витковский

Александр Кавтрев

В помощь тем педагогам, которые хотели бы попробовать свои силы в самостоятельном составлении открытых задач, сотрудники лаборатории «Образование для новой эры» разработали специальный алгоритм. Он состоит из пяти последовательных шагов.

Прежде чем перейти к описанию алгоритма, ответим на вопрос: а зачем сочинять открытые задачи самостоятельно? Не проще ли взять их из уже имеющихся сборников, например, по физике «Объяснить необъяснимое» или из сборников биологической направленности «Хищники нападают», «Как не стать добычей»? Но, во-первых, подобные сборники существуют далеко не по всем предметным областям. Во-вторых, подобрать подходящую задачу по конкретной теме бывает порой очень непросто, а учителю, как правило, хочется связать содержание задач с изучаемым материалом. В-третьих, на разных уроках педагог ставит разные цели, и иногда возникает желание подобрать задачу под определенную цель, что тоже нелегко сделать. И наконец, сочинение задач само по себе полезное и развивающее занятие.

Итак, с чего же следует начинать?

Шаг первый: подбор материала

Составление открытой задачи начинается с подбора яркого интригующего материала. Где взять такой материал? В поиске сюжета для задачи можно обратиться к научно-популярной литературе, к текущей периодике, а также к интернет-сайтам соответствующей тематики. В частности, к материалам сайтов журналов «Наука и жизнь» (www.nkj.ru), «Знание – сила» (www.znanie-sila.su), «Химия и Жизнь – XXI век» (www.hij.ru), популярного сайта о фундаментальной науке «Элементы» (www.elementy.ru), познавательного сайта Тимура Хабибуллина (www.extim1.narod.ru), научно-популярного интернет-журнала «Мембрана» (www.membrana.ru), сайта www.vivovoco.rsl.ru и многих других.

Конечно, даже в насыщенной интересными фактами научно-популярной статье не так-то легко рассмотреть задачу. Но с опытом сочинительства задач приходит и умение видеть в тексте «задачный» потенциал…

Шаг второй: составление условия и вопроса

Найти интересный материал для задачи – полдела, важно еще его удачно подать. И здесь мы советуем следовать таким правилам. Условие должно формулироваться кратко, желательно уложиться в 3–7 строк. Длинные тексты едва ли способны заинтересовать современных детей. Текст условия должен быть максимально ясным, понятным и увлекательным. Если задачу сложно решить без дополнительной, «наводящей» информации, которая не умещается в этот объем, дополнительные сведения лучше дать отдельным текстом – в «Справке». Хорошо бы сформулировать условие так, чтобы задача имела не одно и даже не несколько, а много допустимых решений. Такие задачи особенно хороши на начальной стадии работы по развитию креативного мышления, так как способствуют генерации идей. Если у задачи есть тривиальные решения, то в условии их надо «отсечь».

Шаг третий: формулирование контрольного ответа

Контрольный ответ – это то решение, которое было осуществлено в жизни. Поскольку большинство открытых задач строится на основе каких-то жизненных событий или процессов, то, как правило, контрольный ответ есть. Он должен быть сформулирован кратко и такими словами, как это мог бы сказать школьник.

Добавим, что контрольный ответ – это не обязательно лучшее решение.

Шаг четвертый: продумывание дополнительного вопроса

Этот шаг необязательный, но очень желательный. Пока дети находятся под впечатлением от решения интересной задачи, пока этот интерес не остыл, хорошо бы «подбросить» им еще несколько вопросов, осмысление которых позволило бы глубже вникнуть в проблему. Можно даже предложить подумать над вопросом, ответ на который еще не знает никто.

Кроме того, на этом этапе имеет смысл познакомить детей с каким-то ярким дополнительным материалом «по теме».

Шаг пятый: придумывание названия

Конечно, учителю ничто не мешает предложить детям задачу без названия. И все же до тех пор, пока у задачи нет названия, ее потенциал остается как бы недораскрытым. Поэтому в конце сочинения задачи мы рекомендуем подумать над тем, как она могла бы называться. Название должно отражать содержание задачи и в то же время сразу притягивать внимание. Вот несколько примеров подобных интригующих названий: Остановка в небе. Светло ли растениям под землей? Можно ли так шуметь, чтобы стало тихо?

Эффект соучастия

И напоследок – еще одна рекомендация. Особое внимание при составлении задачи стоит уделить тому, чтобы ее содержание затрагивало сферу чувств. Как этого достичь?

В качестве примера дадим краткое описание нашей работы над составлением открытый задачи на основе произведения  Л. Н. Толстого «Рассказ аэронавта».

Первая формулировка задачи, практически, повторяла фрагмент рассказа:  «Чтобы узнать, поднимаюсь ли я, или стою на месте, ­ я выбросил бумажки из лодки. Бумажки точно камни летели книзу. Значит, я , как стрела, летел кверху. Я изо всех сил ухватился за веревку и потянул, чтобы выпустить газ. Слава богу, ­ клапан открылся, засвистало что-то. Я выбросил еще бумажку, ­ бумажка полетела около меня и поднялась. Значит, я опускался».

Как аэронавт может определить поднимается или опускается воздушный шар, если не видно земли? В таком виде задача представляется слишком легкой, поскольку решение логически выводится из условия. Кроме того, эта формулировка  нам показалась слишком пресной, так как  не отражала драматизм ситуации.

Поэтому мы решили изложить задачу несколько иначе: «Герой рассказа Л. Н. Толстого поднялся на воздушном шаре выше границы облачности, так что земли не видно. Ему было необходимо определить направление движения воздушного шара. Ведь если шар поднимется слишком высоко, то может лопнуть, и тогда гибель неминуема. Если же шар уже начал опускаться, то попытка выпустить часть газа может привести к слишком быстрому спуску или даже к падению, а значит опять же к гибели аэронавта. Как быть? Как аэронавт может определить поднимается или опускается воздушный шар, если не видно земли?».  Такая формулировка вполне уместна, но мы подумали, что она будет восприниматься без особого интереса. И тогда чтобы вызвать эффект соучастия  добавили к вопросу несколько дополнительных фраз: «Представьте себя на месте аэронавта. Смогли бы вы, опираясь на свои знания по физике, предложить способ определения направления движения воздушного шара, если земли не видно? Какой способ бы вы могли предложить…». Нам кажется, что в последней редакции задача «заиграла».

P.S. Учителям, которые заинтересовались возможностью попробовать свои силы в сочинении открытых задач, стоит посетить сайт лаборатории «Образование для Новой Эры» — www.trizway.com и принять участие в специальном проекте «Картотека открытых задач».

Ознакомьтесь с приложенными материалами для синтеза открытых задач и презентациями (материалы доступны для скачивания):

Как осветить город
Когда поливать растения
Как делать ОЗ
Плыли по небу тучки
Свеча в невесомости
Загадка солнечного камня
Материалы для синтеза открытых задач

Задание к теме № 6

Познакомьтесь с текстовым материалом.

На основе материалов для синтеза задач, предложенных автором курса, сформулируйте 2-3 открытые задачи по алгоритму. Направьте задачи ведущему курс для обсуждения. Самостоятельно подберите материалы для 3-4 открытых задач.

Сформулируйте открытые задачи на основе подобранных материалов. Направьте задачи ведущему курс для обсуждения, также направьте материалы, на основе которых были сделаны задачи.

Результаты работы прикрепите в виде файла в редакторе MSWord через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал — одинарный). В названии файла укажите свою фамилию и номер темы (например, «Иванов тема 6″).