Разработка итогового проектного задания

Разнообразие проектов-проб на материале естественнонаучных дисциплин

Задание 1. Прочитайте текст

Типология проектов – «проект-проба». «дизайн-проект» и «проект, меняющий жизнь», позволяют сформулировать предложения общего характера к учебным проектам на материале естественно-научных дисциплин.

Наиболее понятный здесь сюжет – это «проекты-пробы», реализуемые с опорой на предметность физики. С учетом того, что проект-проба может быть реализован с 5-по 9 (11) классы, групп объектов проектирования предостаточно.

  1. Изготовление машин, устройств, конструкций (самодельный термос, паровая машина, модель фонтана и модель баллисты, модель на воздушной подушке, мосты разнообразных конструкций из подручных материалов, модель воздушного колокола для выполнения инженерных или спасательных работ, самодельный электродвигатель, самодельный электрогенератор, ветровой генератор, гидравлический пресс, детская игрушка с использованием простейшей электрической цепи, перископ, действующая модели терменвокса и т.д. и т.д.).
  2. Изготовление испытательных стендов и испытание материалов, элементов сооружений, механизмов, машин (примечание: испытание не является научным исследованием, это этап проектной деятельности)
  3. Изготовление измерительных приборов.

Основные педагогические задачи при разработке «проектов-проб» – это поиск и выбор наиболее «эффективных» проектов, позволяющих осваивать и закреплять изученный предметный материал. Вторая задача – поиск, выбор и апробация «проектов-проб», которые могут быть реализованы за небольшой промежуток времени (15-20 минут) прямо на уроке.

Проекты-пробы на материале биологии, химии представляют собой большую сложность. В рамках этих предметностей, на наш взгляд, проекты-пробы могут быть реализованы через воспроизведение той или иной технологии. Такими проектами в биологии могут быть проекты «Тюльпаны к 8 марта: гидропоника дома и в классе», «Аквариум в классе», «Культура инфузорий как стартовый корм для рыб». На материале химии это может быть проект ««Технология производства соляной кислоты», «технология получения древесного угля» и другие проекты, касающиеся технологий производства тех или иных химических веществ, материалов, продуктов технического назначения.

При этом понятно, что, например, изготовление «объемной модели растительной клетки» проектом по сути не является. В данном случае – это лишь определенный тип визуализации знания. Это процесс моделирования.

Проекты-пробы на материале географии, на наш взгляд, имеют отношение к изготовлению различных приборов для ориентации в пространстве (например, самодельная астролябия) и приборов для прогноза погоды (например, самодельный барометр).

Таблично данный материал представлен в прикрепленном файле.

Задание 2. Разработайте и опишите макет проектного задания в логике «дизайн-проекта» на материале преподаваемой вами дисциплины.

Примечание 1.

В ходе реализации дизайн-проекта (проекта-трансформации) происходит:

  • или улучшение уже имеющегося продукта; в таком проекте учащиеся или по собственной инициативе, или по предложению извне доделывают, улучшают, изменяют какие-то детали, фрагменты, узлы и т.д. известного продукта, чтобы сделать его лучше.
  • или создание модификаций продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных\адаптированных с учетом новых обстоятельств их создания \ применения \ использования.
  • или создание испытательного стенда для испытания свойств продукта, материала и пр.

Примечание 2.

Если при подготовке итогового задания возникают вопросы – пишите на адрес sibbjuro@mail.ru.