Проект, меняющий жизнь (проект-изобретение)

1. Существенные характеристики проектной деятельности, претендующей на изменение социальной ситуации

Задание 1. Прочитайте текст

Ученические проекты, направленные на изменение существующих обстоятельств жизни (личной и общественной), характеризуются основными признаками проектной деятельности.

Другими словами, только в рамках данного типа учебного проектирования мы можем наблюдать присутствие всех тех базовых характеристик проектной деятельности, о которых говорили в рамках темы № 4, а именно:

  1. Оформление образа желаемого будущего;
  2. Анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения;
  3. Целеполагание, уточнение представлений об итоговом продукте;
  4. Формулировка задач, которые следует решить;
  5. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  6. Планирование, определение последовательности и сроков работ;
  7. Проведение работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
  8. Представление результатов в соответствующем использованию виде.

В рамках учебных проектов старшие подростки являются держателями проектного замысла, направленного на решение той или иной проблемы социо-культурного характера. Здесь в полной мере может быть реализован принцип комбинирования формальных знаний и практического опыта через решение практических проблем.

Важными характеристиками проектной деятельности на данном этапе являются:

Различение того, что производится, и того, что в результате происходит. Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Именно этот момент и является принципиальным.

Обязательный анализ конкретной ситуации, относительно которой проект замысливается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел.

Изучение исходной ситуации является не исследованием как таковым, а аналитикой – специфической деятельностью, в рамках которой ситуация анализируется с особой установкой, а именно «Как устроена текущая ситуация, которую мы собираемся изменить в нужном для нас направлении?»

Проекты, реализуемые в данном возрасте, могут быть:

  • социальными, направленными на решение существующих социальных проблем различного масштаба (в том числе, оказание помощи нуждающимся) средствами социального воздействия;
  • творческими и при этом ориентированными на улучшение социальной ситуации средствами художественного воздействия;
  • предметно-социальными, направленными на улучшение социальной ситуации с использованием предметных знаний и умений (….)
  • инженерно-социальными, направленными на улучшение социальной ситуации посредством разработки инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи.

Проекты данного типа являются становящейся формой проектной деятельности в данном возрасте и являются пробами.

***
Появившиеся и сложившиеся ранее формы проектных инициатив («проект-проба», «дизайн-проект») не исчезают на данном возрастном этапе, а сохраняются и могут приобретать большую сложность. Использование опыта освоенных норм проектной деятельности в ходе образовательной деятельности в более старших возрастах желательно.

Переход от уровня к уровню проектных инициатив может происходить спонтанно (в этом случае – это опыт лишь небольшого количества подростков) или при педагогической поддержке. И тогда опыт проектной деятельности разных уровней сложности приобретет большее количество школьников.

Как уже отмечалось ранее, большинство реализуемых проектов в школе – это проекты-пробы. Причем реализация этих проектов начинается не в 5-6 классах, а в 8-9. Поэтому других проектов, а именно «дизайн-проектов» (проектов-трансформаций) и проектов-изобретений крайне мало. Школьники не успевают выйти на этот уровень сложности. Однако и «проектов-проб» на предметном материале естественно-научных дисциплин так же немного. Они не стали еще массовой практикой.

Ниже мы приводим небольшое количество примеров «проектов-изобретений», реализованных в рамках образовательных учреждений.

1. Проект «Производство биотоплива в Пензенской области как альтернативный вариант развития топливной промышленности России (в рамках проекта техноэкополиса «БиоДеревня»)».

Работа была выполнена учеником 10 класса; работа заняла 2 место на Международном конкурсе проектов по энергосбережению и энергоэффективности. Ученик изучил мировой опыт по производству биотоплива, исследовал возможности производства биотоплива на территории Пензенской области, определил проблемы и перспективы производства биотоплива в Пензенской области.

2. Проект «Географический взгляд на города будущего; проект технополиса «Разумный город» как элемента инновационного развития России».

Данная работа была выполнена учеником 11 класса. Применив современные методы географических исследований, автор изучил возможности размещения «разумных городов» на территории Пензенской области. На основе полученных результатов был сделан вывод о целесообразности проектирования «разумных городов», в частности в Пензенской области, как элементов инновационного развития России. Эта проблема наиболее актуальна для тех регионов России, в которых нет собственных запасов ископаемого топлива.

Проекты в формате «проект, изменяющий жизнь» чаще реализуются в рамках учреждений дополнительного образования или в интенсивных выездных школах.

Одной из таких школ является Федеральная летняя научная школа «Наноград», проводимая в рамках проекта «Школьная лига РОСНАНО».

С материалами по летней школе «Наноград 2015» можно, при желании или необходимости, познакомиться на сайте Школьной лиги РОСНАНО http://www.schoolnano.ru по адресу http://www.schoolnano.ru/nanograd2015

В рамках летней школы учащиеся 8-10 классов в течение 10 дней решают бизнес-кейсы, предоставленные высокотехнологическими фирмами-партнерами. В данных кейсах сформулированы технические задания инженерного, маркетингового и рекламного характера, решения которых нет и в самой фирме. В этом смысле школьники в группах решают реально значимую для производства задачу и потом представляют свое решение заказчику в рамках публичной защиты. В ходе решения школьники имеют возможность консультироваться с представителями фирмы-заказчика в телефонном режиме, по скайпу или непосредственно встречаясь с ними.

Также вы можете посмотреть и видеофрагмент защиты проектов.

Очевидно, что реализация школьниками проектов в обсуждаемом формате существенно зависит от предыдущего опыта проектной деятельности школьников. И здесь роль школы огромна. Именно в рамках «проектов-проб» и «дизайн-проектов» оформляется интерес школьников к проектной деятельности.

Причем это уже будет интерес не отдельных школьников, а больших групп. В этом случае становится возможность формировать уклад школы, делать проектную деятельность не уделом отдельных учащихся, а общей практикой многих.

Задание 2. Познакомьтесь с содержанием одного из кейсов, решавшихся в рамках летней школы «Наноград-2015».

Сборник кейсов доступен по ссылке в формате .pdf

Напишите короткий отзыв-впечатление по содержанию отдельного кейса (на выбор).

Примечание

В данном сборнике представлены технические задания от фирм-партнеров, но не представлены сами решения. Если вас интересуют собственно решения школьников, напишите об этом письмо ведущему курса и мы, по возможности, отправим вам эти материалы.