Викликомания

10.12.201810.02.2019
Многие из вас уже успели познакомиться с новым форматом «Школы на ладони» – «викликом». Это короткие яркие задачи – еженедельные вызовы, которые появляются на портале. В основе таких задач – интересное явление из мира науки и высоких технологии. Участникам этого курса мы предлагаем попробовать себя в роли разработчиков учебных программ и спроектировать собственный «виклик». Обратите внимание: к участию в этой программе приглашаются не только старшеклассники, но и педагоги.

Первые MOOCs (Massive Open Online Courses) – массовые открытые онлайн-курсы –появились в 2011 году в Университете Стэнфорда, а в 2012 году – на платформах Coursera и Udacity. За прошедшие годы образовательный контент такого рода стал крайне популярным: кажется, будто всякий, кто связан с образованием, обязательно организует свой онлайн-курс. Некоторые университеты сделали такие программы частью образовательной политики, кроме того, появились отдельные структуры и платформы, которые занимаются исключительно массовыми онлайн-курсами. Специалисты утверждают, что MOOCs сегодня являются самым быстро развивающимся сектором онлайн-обучения.

Картинки по запросу mooc

Источник изображения: www.yourtrainingedge.com

Кажется, будто популярность такое образование обрело среди пользователей. Ещё бы! Оставаясь у монитора и работая с материалом в удобное время, любой желающий теперь может получить диплом или сертификат об окончании курсов университетов с всемирно известными именами. Однако почти любой специалист, занимающийся онлайн-образованием, скажет, что популярна, скорее, сама идея MOOC. По факту же, курсы отличаются крайне невысокой эффективностью: всего 3-7 % пользователей успешно завершают курс. А 60 % пользователей даже не приступают к изучению материала, ограничивая своё онлайн-образование исключительно записью на курс. Если вы проведёте небольшой опрос среди окружающих, у которых был опыт работы с MOOC, то почти наверняка узнаете о том, что большинство из них не заканчивали хотя бы один из онлайн-курсов.

Картинки по запросу инфографика онлайн образование

Источник изображения: the-accel.ru

Затрагивает эта статистика – хотя и в меньшей степени – и «Школу на ладони»: в лучшем случае не меньше трети пользователей, записавшихся на тот или иной курс, в итоге так его и не завершают.

Эксперты склоняются к тому, что одной из основных сложностей, связанных с низкой эффективностью курсов, является проблема мотивации студентов. Обучение в онлайн-мире требует высокого уровня самодисциплины: далеко не каждый способен его продемонстрировать. Другая причина, по которой пользователи часто бросают курсы, – отсутствие социализации. «Онлайн» не подразумевает прямого контакта с преподавателем или одногруппниками: в лучшем случае общение ведётся с помощью переписки или рецензирования готовых работ. Часто интерес к курсу гаснет из-за его продолжительности: нужна большая сила воли, чтобы три месяца выполнять работу, за которой не следует обратная связь.

Картинки по запросу геймификация

Источник изображения: gamificationlab.com

Эту проблему решают разными способами. Кто-то организует Skype-сессии между учащимися и кураторами, кто-то предлагает групповые занятия, в ходе которых можно взаимодействовать с другими студентами. Немало приёмов заимствуется и из мира онлайн-игр: задачи разного уровня сложности, возможность зарабатывать баллы и наращивать «способности», различные бонусы и другие элементы.

Использование игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов, что позволяет повысить вовлечённость участников в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг, усилить лояльность клиентов, называется геймификацией.

Похожее изображение

Возможно, вы замечали, что некоторые элементы геймификации используются и в «Школе на ладони». Один из них – формат «викликов». Те, кто хотя бы раз играл в World of Warcraft или Hearthstone наверняка знаком с форматом «дейликов» (от англ. daily quest). Игрокам ежедневно предлагается новая задача, которая зачастую проще обычных миссий, позволяет получить новые навыки, редкие игровые артефакты или другие бонусы. В игровом мире «дейлики» позволяют вводить в игру всё новые элементы, мотивируют игроков ежедневно проверять обновления, сохраняют или увеличивают интерес к игровому процессу.

«Виклики» – это еженедельные короткие задачи, которые позволяют узнать что-то новое о явлениях или процессах естественнонаучного и/или высокотехнологичного мира. Каждый «виклик» представляет собой визуальный материал (в основном, короткое – до 10 секунд – видео; реже – фотографию). На котором отражён процесс, связанный с научным явлением, принципом действия какого-либо механизма или технологии. Визуальный материал сопровождается закрытым вопросом, предлагающим слушателям определить, что они видят на экране, а также вариантами ответа (от 4 до 6 позиций).

Предполагается, что для выбора правильного ответа пользователю нужно найти и проанализировать информацию. «Виклики» могут быть как совсем простыми, предполагающими простой информационный поиск, так и более сложными – стимулирующими аналитическую деятельность.

Простейший «виклик» может выглядеть так:

Посмотрите на изображения, сделанные с помощью сканирующего зондового микроскопа с вольфрамовой и кремниевой иглами.

Выберите вариант, объясняющий, что находится на фотографии:

А) Щупальца улитки
Б) Лист лотоса
В) Желудок полёвки
Г) Кленовый лист

Очевидно, что достаточно сложно дать ответ на вопрос, ориентируясь исключительно на изображение или фрагмент видео. Поэтому в структуру вопроса нередко закладывается информация, помогающая проводить дальнейший поиск.

Мы приглашаем участников курса попробовать себя в роли разработчика «виклика»: создать собственную задачку, которая станет частью «Школы на ладони».

Что предстоит сделать?

  1. Познакомьтесь с дополнительными материалами курса. Большинство источников связано со спецификой электронного образования в целом, но некоторые из материалов позволяют получить прикладные навыки, без которых создать качественный «виклик» вряд ли возможно. А ещё мы убеждены, что знакомство с этими источниками необходимо каждому, кто планирует эффективно учить и учиться в современном мире. Кроме того, среди материалов есть каналы, из которых вы сможете черпать вдохновение, создавая собственный образовательный продукт.
  2. Создайте собственный «виклик», основанный на авторском контенте. Тематическая палитра «виклика» может быть достаточно широкой: нанотехнологии, естественнонаучные явления, высокие технологии, новые материалы, биотехнологии и т.д. Предполагается, что участниками этого курса станут учащиеся, студенты и педагогики, которые знакомы с философией Школьной лиги и приоритетными направлениями нашей работы. Что касается самого контента: важным требованием является высокое качество визуальной и тестовой составляющей, а также отсутствие плагиата.

Материалы курса:

1. Салман Хан. Изменим подход к образованию с помощью видеоуроков.
Это выступление стало в некотором смысле программным и повлияло на судьбу если не всего электронного образования, то уж точно какой-то его части.

2. Манифест о цифровой образовательной среде.

Этот текст, как и предыдущая лекция, связан с философией цифровой образовательной среды. Из него вы узнаете и об особенностях конструирования такой среды, и о некоторых аспектах взаимодействия с ней учащегося.

3. Презентация о типологии MOOC и моделях Blended learning.

4. Библиотека инфографик, посвящённых электронному образованию. 

5. Подборка статей от Дмитрия Аббакумова из Лаборатории адаптивных образовательных технологий НИУ ВШЭ.

Как создать идеальный компьютерный тест?

Компьютерные тесты: придумываем задания

15 идей для авторов тестов

6. Telegram-канал Зоопарк КАА — примеры качественного визуального контента – коротких видео и фотоснимков.

Это – лишь общая рамка, с которой, как нам кажется, необходимо познакомиться каждому участнику курса. Разумеется, мы надеемся, что палитра источников, с которыми вы познакомитесь, работая над«викликом», будет значительно шире.

Задание

  1. Познакомьтесь с предложенными источниками, а также с другими «викликами», которые были опубликованы  еженедельно публикуются в «Школе на ладони».
  2. Подготовьте «виклик» – задачу тестового характера для участников «Школы на ладони».
    Мы предлагаем ориентироваться на следующую структуру «виклика»:
    – видеозапись (максимальная продолжительность – 15 секунд), на которой продемонстрировано то или иное научное явление, высокая технология, принцип работы нового материала и т.п. В видео не должно присутствовать прямых указаний на то, что происходит (комментариев, субтитров и пр.);
    – вопрос (обязательно познакомьтесь с рекомендациями по составлению вопросов). Типичный вопрос «викликов» строится на том, что, обозначив минимальные данные, предлагает зрителю определить, что именно отражено в видео. Вы можете выбрать и иную структуру вопроса: главное, чтобы она отличалась логикой, не включала в себя научных и иных ошибок;
    – варианты ответа (от 4 до 8).
  3. В качестве отчёта о прохождении курса участники загружают файл в формате .doc. Файл включает в себя: ссылку на видеоматериал, вопрос, варианты ответа (с указанием правильного ответа), источники, которыми вы пользовались при создании задания, источники, с которыми вы рекомендуете познакомиться участникам «виклика» для решения задачи, а также итоговое объяснение того, что происходит на видео. Итоговое объяснение – это текст или видеозапись, которые участники «виклика» видят после того, как дают ответ на вопрос.

Критерии оценивания: 

  • Терминологическая и научная корректность;
  • Отсутствие плагиата (мы, как и те, кто решает «виклики», умеем пользоваться различными системами поиска. Создание уникального контента – обязательное условие для всех участников курса. Наличие плагиата даёт авторам курса право не оценивать работу);
  • Оригинальность (говоря об этом критерии, мы имеем ввиду и выбор тем (расхожие явления вроде гидрофобности, действия ферромагнитной жидкости и пр. достаточно легко распознаются современными школьниками и уже считаются общеизвестными), и способ подачи, и идею);
  • Образовательный потенциал предложенной задачи (это означает, что приоритет отдаётся «викликам», работая с которыми учащиеся могут не просто отработать имеющиеся навыки и повторить пройденный материал, но ещё и выучить что-то новое);
  • Ясность изложения (отсутствие многозначности, ухудшающей восприятие задачи);
  • Грамотность, соблюдение норм литературного языка;
  • Эстетичность (видеозапись должна отличаться высоким качеством и отсутствием помех для восприятия. Если ваше видео будет снято в помещении с плохим светом, дрожащей камерой и пр., высока вероятность, что никто не сможет понять, что же демонстрирует запись, т.е. её образовательный потенциал будет «нулевым»);
  • Наличие авторитетных источников (к авторитетным не относятся, например, «Википедия» и любые другие источники, информацию из которых невозможно проверить);
  • Наличие ссылок на материалы и источники, используемые при подготовке конкурсной работы.

Желаем удачи!

Уважаемые участники курса!

Благодарим вас за работы! Многие из них демонстрируют высокую степень понимания специфики проектирования учебных задач.

Какие «виклики» оказались наиболее удачными? Одним из ключевых критериев оценки был учебный потенциал предлагаемой задачи. Наиболее интересными оказались те «виклики», которые позволяют в процессе поиска ответа узнать что-то новое, провести небольшое исследование или опыт. Разумеется, важным критерием была и оригинальность контента. Выше других оценивались задачи, в основе которых лежали авторские видео (а не готовые задачи из интернета), оригинальные темы и идеи.  Мы очень трепетно относимся к авторскому праву, поэтому ещё раз благодарим участников, которые не стали пользоваться чужими работами и материалами, а создали собственные.

Большой радостью стало то, что к разработке «викликов» подключились не только педагоги и студенты, но и школьники (к слову, именно их работы оказались самыми интересными и необычными).

Конечно, мы хотим, чтобы успешные работы увидели все. Поэтому в течение ближайших недель наиболее интересные работы курса будут предложены в качестве «викликов» всем участникам «Школы на ладони».

К слову, первые из них вы уже могли оценить. Например, работу Владимира Сосновского:

http://contest.schoolnano.ru/weeklys/thirteen_weekly/

 

А ниже мы постарались обобщить и описать наиболее распространённые ошибки. На них стоит обратить внимание, чтобы избежать повторения в будущем.

В части работ отсутствовал образовательный компонент или исследовательский вопрос. То есть «виклик» не позволял научиться чему-то новому, а предлагал случайный выбор из предложенных вариантов.

Рекомендуем обратить внимание и на умение формулировать вопросы: в части работ они оказывались некорректными (таким, например, является вопрос «Почему эффект на видео похож на запуск ракеты?», сопровождающий видеозапись, на которой показан результат смешивания дрожжей и перекиси водорода. Во-первых, такой вопрос никак не связан с происходящим на видео (кому-то реакция может показаться вовсе непохожей на «запуск ракеты»). Во-вторых, он не коррелирует с вариантами ответов. Наконец, вопрос не содержит никаких указаний, позволяющих зрителю понять, с какими материалами ему нужно знакомиться, чтоб понять природу показанного на видео явления).

Некоторые из представленных работ формально соответствовали всем критериям, но проигрывали в части оригинальности. Так, например, мы просмотрели не менее 50 «викликов», посвящённых «фараоновой змее» или «домашнему вулкану». Предсказуемый вопрос: как сделать работу, которая будет отличаться оригинальностью? Как минимум, постараться выйти за рамки школьной «программы» и не использовать в работе опыты, которые почти каждый школьник наблюдал на школьных уроках.

Как упоминалось выше, много внимания мы уделяли и отсутствию плагиата. Правила курса предполагали, что видео- или фотоматериал будет сделан участником самостоятельно. Поэтому работы, в которых использовались чужие исходные материалы, изначально не могли быть оценены высоко.

Что касается самих видео, увы, нередко их содержание никак не было связано с вопросом. Например, видео, демонстрирующее дельфинов, не даёт никакой информации для поиска ответа на вопрос «С помощью какого чувства дельфин ловит рыбу?».

К сожалению, массовым стало несоблюдение части формальных критериев: многие работы были загружены не в том формате, в котором было указано в условиях курса, у части – отсутствовали заголовки и т.п. Мы не снижали итоговый балл исключительно по этим причинам, но просим в следующий раз быть внимательнее к требованиям курса.

Мы еще раз благодарим всех участников курса! И напоминаем о том, что разрабатывать «виклики» можно не только в рамках конкурсных программ. Мы всегда рады новым авторам и готовы поддерживать их как методически, так и материально.

 

До новых встреч в «Школе на ладони»!

С уважением, ведущая курса Анастасия Данилова