Первые MOOCs (Massive Open Online Courses) – массовые открытые онлайн-курсы –появились в 2011 году в Университете Стэнфорда, а в 2012 году – на платформах Coursera и Udacity. За прошедшие годы образовательный контент такого рода стал крайне популярным: кажется, будто всякий, кто связан с образованием, обязательно организует свой онлайн-курс. Некоторые университеты сделали такие программы частью образовательной политики, кроме того, появились отдельные структуры и платформы, которые занимаются исключительно массовыми онлайн-курсами. Специалисты утверждают, что MOOCs сегодня являются самым быстро развивающимся сектором онлайн-обучения.
Источник изображения: www.yourtrainingedge.com
Кажется, будто популярность такое образование обрело среди пользователей. Ещё бы! Оставаясь у монитора и работая с материалом в удобное время, любой желающий теперь может получить диплом или сертификат об окончании курсов университетов с всемирно известными именами. Однако почти любой специалист, занимающийся онлайн-образованием, скажет, что популярна, скорее, сама идея MOOC. По факту же, курсы отличаются крайне невысокой эффективностью: всего 3-7 % пользователей успешно завершают курс. А 60 % пользователей даже не приступают к изучению материала, ограничивая своё онлайн-образование исключительно записью на курс. Если вы проведёте небольшой опрос среди окружающих, у которых был опыт работы с MOOC, то почти наверняка узнаете о том, что большинство из них не заканчивали хотя бы один из онлайн-курсов.
Источник изображения: the-accel.ru
Затрагивает эта статистика – хотя и в меньшей степени – и «Школу на ладони»: в лучшем случае не меньше трети пользователей, записавшихся на тот или иной курс, в итоге так его и не завершают.
Эксперты склоняются к тому, что одной из основных сложностей, связанных с низкой эффективностью курсов, является проблема мотивации студентов. Обучение в онлайн-мире требует высокого уровня самодисциплины: далеко не каждый способен его продемонстрировать. Другая причина, по которой пользователи часто бросают курсы, – отсутствие социализации. «Онлайн» не подразумевает прямого контакта с преподавателем или одногруппниками: в лучшем случае общение ведётся с помощью переписки или рецензирования готовых работ. Часто интерес к курсу гаснет из-за его продолжительности: нужна большая сила воли, чтобы три месяца выполнять работу, за которой не следует обратная связь.
Источник изображения: gamificationlab.com
Эту проблему решают разными способами. Кто-то организует Skype-сессии между учащимися и кураторами, кто-то предлагает групповые занятия, в ходе которых можно взаимодействовать с другими студентами. Немало приёмов заимствуется и из мира онлайн-игр: задачи разного уровня сложности, возможность зарабатывать баллы и наращивать «способности», различные бонусы и другие элементы.
Использование игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов, что позволяет повысить вовлечённость участников в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг, усилить лояльность клиентов, называется геймификацией.
Возможно, вы замечали, что некоторые элементы геймификации используются и в «Школе на ладони». Один из них – формат «викликов». Те, кто хотя бы раз играл в World of Warcraft или Hearthstone наверняка знаком с форматом «дейликов» (от англ. daily quest). Игрокам ежедневно предлагается новая задача, которая зачастую проще обычных миссий, позволяет получить новые навыки, редкие игровые артефакты или другие бонусы. В игровом мире «дейлики» позволяют вводить в игру всё новые элементы, мотивируют игроков ежедневно проверять обновления, сохраняют или увеличивают интерес к игровому процессу.
«Виклики» – это еженедельные короткие задачи, которые позволяют узнать что-то новое о явлениях или процессах естественнонаучного и/или высокотехнологичного мира. Каждый «виклик» представляет собой визуальный материал (в основном, короткое – до 10 секунд – видео; реже – фотографию). На котором отражён процесс, связанный с научным явлением, принципом действия какого-либо механизма или технологии. Визуальный материал сопровождается закрытым вопросом, предлагающим слушателям определить, что они видят на экране, а также вариантами ответа (от 4 до 6 позиций).
Предполагается, что для выбора правильного ответа пользователю нужно найти и проанализировать информацию. «Виклики» могут быть как совсем простыми, предполагающими простой информационный поиск, так и более сложными – стимулирующими аналитическую деятельность.
Простейший «виклик» может выглядеть так:
Посмотрите на изображения, сделанные с помощью сканирующего зондового микроскопа с вольфрамовой и кремниевой иглами.
Выберите вариант, объясняющий, что находится на фотографии:
А) Щупальца улитки
Б) Лист лотоса
В) Желудок полёвки
Г) Кленовый лист
Очевидно, что достаточно сложно дать ответ на вопрос, ориентируясь исключительно на изображение или фрагмент видео. Поэтому в структуру вопроса нередко закладывается информация, помогающая проводить дальнейший поиск.
Мы приглашаем участников курса попробовать себя в роли разработчика «виклика»: создать собственную задачку, которая станет частью «Школы на ладони».
Что предстоит сделать?
- Познакомьтесь с дополнительными материалами курса. Большинство источников связано со спецификой электронного образования в целом, но некоторые из материалов позволяют получить прикладные навыки, без которых создать качественный «виклик» вряд ли возможно. А ещё мы убеждены, что знакомство с этими источниками необходимо каждому, кто планирует эффективно учить и учиться в современном мире. Кроме того, среди материалов есть каналы, из которых вы сможете черпать вдохновение, создавая собственный образовательный продукт.
- Создайте собственный «виклик», основанный на авторском контенте. Тематическая палитра «виклика» может быть достаточно широкой: нанотехнологии, естественнонаучные явления, высокие технологии, новые материалы, биотехнологии и т.д. Предполагается, что участниками этого курса станут учащиеся, студенты и педагогики, которые знакомы с философией Школьной лиги и приоритетными направлениями нашей работы. Что касается самого контента: важным требованием является высокое качество визуальной и тестовой составляющей, а также отсутствие плагиата.
Материалы курса:
1. Салман Хан. Изменим подход к образованию с помощью видеоуроков.
Это выступление стало в некотором смысле программным и повлияло на судьбу если не всего электронного образования, то уж точно какой-то его части.
2. Манифест о цифровой образовательной среде.
Этот текст, как и предыдущая лекция, связан с философией цифровой образовательной среды. Из него вы узнаете и об особенностях конструирования такой среды, и о некоторых аспектах взаимодействия с ней учащегося.
3. Презентация о типологии MOOC и моделях Blended learning.
4. Библиотека инфографик, посвящённых электронному образованию.
5. Подборка статей от Дмитрия Аббакумова из Лаборатории адаптивных образовательных технологий НИУ ВШЭ.
Как создать идеальный компьютерный тест?
Компьютерные тесты: придумываем задания
6. Telegram-канал Зоопарк КАА — примеры качественного визуального контента – коротких видео и фотоснимков.
Это – лишь общая рамка, с которой, как нам кажется, необходимо познакомиться каждому участнику курса. Разумеется, мы надеемся, что палитра источников, с которыми вы познакомитесь, работая над«викликом», будет значительно шире.