Техносфера. Техника и технологии

11.02.201907.04.2019
Уважаемые учителя начальных классов! Мы вновь приглашаем вас на мини-курс, чтобы сделать очередной шаг в мир технологий. Не забудьте свою любимую команду – 10-15 человек из класса, в котором преподаете. Вместе с ребятами вы познакомитесь с курсом «Техносфера. Техника и технологии». Мини-курс состоит из трех разделов, по каждому из которых подготовлен конспект-дорожная карта. Последовательно осваивая задания, ребята познакомятся различными видами транспорта, обсудят способы производства различных материалов, узнают о продуктах технологий и создадут свою собственную «техносферу», состоящую из технологических цепочек производств. Рекомендуемое время занятий – внеурочные занятия. На работу потребуется 5-6 часов, плюс время на индивидуальные проекты детей.

Мини-курс предполагает два вида работ. 

Первый вид работы — это общеклассная, общегрупповая работа младших школьников при поддержке педагога. 

Этот вид работы состоит из трёх тем (частей): «Транспорт», «Продукты технологий», «Технологические цепочки».  По итогам этих трёх частей ждём от вас, уважаемые педагоги, итоговую презентацию о работе детей по данному мини-курсу. 

В конце презентации обязательно представьте список детей- участников мини-курса.  На основе этой презентации вы получите именной сертификат учителя.

Второй вид работы — это индивидуальная (или микрогрупповая) работа, за которую школьники получают баллы и именные сертификаты.

Уважаемые педагоги! Чтобы ваши дети получили именные сертификаты им необходимо персонально зарегистрироваться на странице мини-курса. И прикрепить материалы, в создании которых они принимали участие. Помогите им выполнить эти виды работ.

Примечание. Материалы всех частей представлены не только в виде текста на данной странице, но и в виде отдельных файлов с теми же самыми названиями. Эти файлы вы можете скачать и использовать в своей работе.

Часть 1 Транспорт

Часть 2 Продукты технологий

Часть 3 Технологические цепочки

Часть 1. Транспорт

Общий комментарий

Знакомство с разнообразием машин во всех отношениях полезно для младших школьников. Связано это с тем, что каждая машина в снятом виде несет в себе «концентрат характеристик человеческой цивилизации».

Это и научные изобретения, и технические решения, и особенности жизни людей, и торговые отношения, и логистика различных процессов и т.д. и т.д.

Машины, а в данном случае – транспорт, – это яркая иллюстрация устройства человеческой цивилизации, представленной в движении. Ведь транспорт – это связи и отношения людей во времени и в пространстве.

 

Шаг 1. Виды классификаций транспорта

Обсудите с детьми две классификации транспорта.

Для этого выдайте в каждую группу две таблицы и предложите заполнить их (таблицы 1 и 2).

Таблица 1.

Транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный

 

Транспорт
Наземный автомобильный
Наземный железнодорожный
Водный
Воздушный
Подземный

 

Таблица 2.

Транспорт: пассажирский, грузовой, специальный

 

 Транспорт
Пассажирский Грузовой Специальный

 

Примечание

Данные классификации –  «одномерные»; классификации, выстроенные по одному основанию.

В первом случае – основанием является «среда передвижения», а во втором – «предназначение».

Но могут ли быть более сложные классификации?

Можем ли мы объединить эти две классификации в одну?

 

Шаг 2. Конструирование таблицы

Могут ли младшие школьники придумать самостоятельно таблицу, состоящую из двух исходных классификаций?

Нужно пробовать.

Предложите школьникам подумать, придумать и нарисовать таблицу, в которой будут представлены две классификации одновременно.

 

Примечание

Представленные версии решений обсуждаются в группах и всем классом.

После этого учитель предлагает свой вариант таблицы.

Например, вот такой (см. файл таблица итоговая).

 

Транспорт (среда/способ движения) Предназначение
Пассажирский Грузовой Специальный
Наземный автомобильный
Наземный железнодорожный
Воздушный
Подземный
Водный

 

Этот вариант может совпадать с тем или иным решением школьников.

После того, как в классе появился «итоговый вариант таблицы», все приступают к его частичному заполнению.

Работа может идти в начале в группах, затем – во всем классе.

В рамках групповой работы важно предоставить школьникам возможность рассказать друг другу, что они знают о том или ином виде транспорта.

Шаг 3.

Следующий шаг работы – знакомство с презентацией «Виды транспорта» и совместное обсуждение, в какую колонку и в какую строку новой таблицы (классификации) нужно отнести то или иное изображение (Виды транспорта).

Отметим, что в презентации есть изображения, которые не могут быть сразу помещены в данную таблицу. И тогда необходимо совместно договориться, какую дополнительную строку или колонку нужно добавить в таблицу, чтобы и эти вида транспорта оказались там.

Кроме того, в презентации есть изображение гоночных машин, военного самолета (истребителя), которые не могут оказаться в данной таблице, так как не могут быть отнесены к категории «транспорт». Важно, чтобы школьники, обсуждая эти изображения, развивали у себя критичность и не старались любое изображение оправдать общим названием «транспорт».

Те же самые  вопросы могут возникнуть и при обсуждении слайдов, на которых изображена ракетная техника и др.

В итоге потребуется «вернуться в самое начало» и еще раз определить для себя, что же такое «транспорт».

При обсуждении слайдов презентации мы обсуждаем со школьниками, что из представленных изображений им известно, для чего нужен тот или иной вид транспорта, в чем его особенности.

Часть 2. Продукты технологий

 

Шаг 1.

Предложите школьникам обсудить и заполнить таблицы (таблицы).

Изделия Основной материал (+ дополнительные материалы)
Стекло + Дерево + Металл + Пластик +
Посуда
Мебель
Канцелярские товары

 

Изделия Основной материал
Натуральная ткань Искусственные ткани
Одежда
Обувь
Головные уборы

Шаг 2.

У.: Какие еще материалы вам известны? Обсудите это в группах. Давайте выпишем названия этих материалов на доску.

Шаг 3.

У.: Что из этих материалов можно изготовить? Обсудите это в группах. Расскажите, что у вас получилось.

Шаг 4.

У.: Вокруг вас огромное количество различных тел. Из каких частей состоят эти тела? Из каких материалов эти части изготовлены?

Общий комментарий

В курсе «Окружающий мир» обсуждается тема, касающаяся тел, веществ и частиц. На наш взгляд, тема «продуктов/тел» и «материалов/веществ» является хорошим дополнением к пониманию того, что такое вещество.

Шаг 5.

У.: Существуют ли в природе сами по себе такие материалы, как ткань, стекло, металл, пластик?

Как получают эти материалы?

Возьмите один из материалов и обсудите в группе вопрос его получения.

Вы, конечно, можете и не знать способ получения этого материала. Тогда выскажите свои предположения.

Шаг 6.

У.: Прочитайте короткую информацию о том, как получают эти материалы. Что есть общего между вашими предположениями и тем, что сказано в карточках? (Примечание для учителя. Материал появится чуть позже).

 

Часть 3. Технологические цепочки (реконструкция процесса создания продукта)

 

Шаг 1.

У.: Давайте представим, что нам нужно сварить борщ. Давайте обсудим и схематически представим из каких видов деятельности складывается эта возможность.

Чтобы лучше понять, о чем речь, представьте, что мы оказались на необитаемом пустынном острове вообще без ничего. Вряд ли там у нас получится легко и быстро сварить борщ.

Итак, чтобы реализовать эту задачу, что нам потребуется? Какая система производственных процессов должна существовать вокруг нас?

 

Примечание

Уважаемые коллеги, мы понимаем, что формулировки задания «про борщ», могут вызвать непонимание у школьников.

Что нам здесь важно вместе с ними выяснить и что уяснить.

В самом широком смысле мы говорим о «разделении труда».

Это та максимально широкая смысловая рамка, с которой мы и можем познакомить младших школьников.

Это «широкий горизонт» технологических процессов. И обозначить этот горизонт для школьников – это значит изменить для них вообще восприятие окружающего мира. Выйти за границы роли «натурального потребителя» и посмотреть на мир как мир множества технологических процессов, переплетенных между собой.

Давайте посмотрим, как это может происходить «на практике».

Итак, в центре доски у нас написано слово «борщ» (впрочем, вы можете взять и другой «объект» для анализа, например, торт). Но мы будем в своих комментариях ориентироваться на объект «борщ».

Очевидно, чтобы его сварить, нужны ингредиенты. На одной стороне доски давайте запишем эти основные компоненты.

Но, вспоминая метафору «необитаемого острова» мы понимаем, что для того, чтобы борщ был сварен, необходима плита (газовая или электрическая), необходима кастрюля, необходим нож для измельчения ингредиентов.

Давайте тоже зафиксируем эти позиции на доске.

А теперь мы начинаем вместе со школьниками создавать следующий и следующий слой технологических процессов, без наличия которых мы опять окажемся в роли «жителя пустынного необитаемого острова».

Итак, чтобы работала электрическая плита, необходимо электричество (если плита у вас «газовая», то газ). И электричество (или газ) кем-то производится. Кем, при помощи чего? Так появляется одна из длинных технологических цепочек.

Сама плита тоже должна быть где-то изготовлена и собрана. Это – следующая технологическая цепочка.

Кастрюля, ее изготовление – следующая технологическая цепочка.

Ингредиенты (продукты) должны быть куплены в магазине (магазин – это отдельная сфера технологических процессов). Эти продукты должны быть завезены в этот магазин (отдельная технологическая сфера), а до этого выращены. Где и кем, при помощи чего? И здесь появляется сельское хозяйство.

Не забудем про семена, из которых была выращена свекла и т.д. Где эти семена хранятся зимой, как их получают, кто этими вопросами занимается?

Что там с сельскохозяйственной техникой, без которой сложно вырастить все те продукты, которые когда-то станут ингредиентами борща.

И т.д.

Очевидно, что в ходе этой работы мы лишь контурно обозначим все те области технологических процессов, которые так или иначе опосредованно представлены в тривиальной процедуре приготовления борща.

Почему такая работа важна?

Дело в том, что развитие промышленности предполагает наличие людей широко мыслящих.

Идея, например, построить завод по производству автомобилей только «внешнему наблюдателю» кажется простой и незамысловатой: «А что здесь такого? Построили здание, поставили оборудования и собирай автомобили себе на пользу, людям на радость».

Увы, этот наивный «реализм» подвел многих.

Подсчеты, которые сравнительно недавно были сделаны специалистами компании Toyota, показывают, что автомобиль японской марки представляет собой комбинацию из примерно 30 000 (!) деталей.

И каждая эта деталь должна быть произведена с надлежащим качеством, привезена к месту сборки, правильно установлена. За каждой деталью стоят люди, станки, помещения, электричество и т.д. и т.д.

Такая вот «арифметика».

 

Примечание

Вся эта работа необходима для того, чтобы ваши школьники поняли смысл итогового, индивидуального задания в рамках данного мини-курса и смогли его выполнить.

 

Задание

Индивидуальная работа школьника в рамках мини-курса «Техносфера. Техника и технологии»

  1. Выберите для изучения какой-либо предмет (тело).
  2. Напишите (или представьте в виде схематического рисунка), из каких основных частей состоит данных предмет (тело).
  3. Напишите ((или представьте в виде схематического рисунка), из каких материалов изготовлены эти части.
  4. Напишите ((или представьте в виде схематического рисунка) как, при помощи чего, где изготавливались эти части.
  5. Как, из чего изготавливался тот или иной материал, из которого потом изготавливали части «вашего» предмета.

Максимальная оценка зачетной работы  10 баллов

Оценка складывается из:

– описания (или схематического рисунка) того, из каких частей состоит изучаемый предмет (тела) (1 балл);

– описания (или схематического рисунка) того, из каких материалов изготовлены эти части (2 балла).

Оформите итоговые материалы по своей работе (в формате *.docx или *.pdf). Прикрепите их в личном кабинете.