Своими руками

Наука становится увлекательной и понятной, когда ты можешь коснуться ее своими руками. Мы предлагаем участникам конкурса попробовать себя одновременно в роли учёного, журналиста и популяризатора науки, описав яркий естественнонаучный опыт в формате одной из рубрик научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера».

Возрастная категория: работы принимаются от двух возрастных категорий – 9-12 и 13-17 лет.

Более точное описание конкурса:

Журнал «Кот Шрёдингера» — это увлекательный научно-популярный журнал, рассказывающий о том, как наука помогает понять мир, окружающих людей и себя. Одна из рубрик журнала – «Своими руками» — представляет собой описание необычного эксперимента, который можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Торнадо в бутылке, горячий лёд, этажёрка из жидкостей… Оказывается, из простых вещей, которые есть практически в каждом доме, можно сотворить чудо. Каждый опыт или эксперимент сопровождает развёрнутое научное объяснение, благодаря которому экспериментаторы понимают, почему происходит то или иное явление.

Участникам конкурса предлагается попробовать себя в роли научно-популярных журналистов, выбрав и описав необычный эксперимент в соответствии со структурой рубрики «Своими руками». Редакция «Кота Шрёдингера» определит победителя, а лучшие из работ появятся на страницах журнала.

Критерии оценки работ:

  • Оригинальность идеи. Собственный эксперимент оценивается выше, чем опыт, описанный в популярных книгах и учебниках. Промежуточный вариант – классический эксперимент, в который автор внес какие-то собственные дополнения;
  • Соответствие жанру, структуре рубрики и журнальному формату;
  • Описанный опыт/эксперимент соответствует следующим критериям:
    • Все необходимые ингредиенты доступны (продаются по невысокой цене в аптеке/хозяйственном или продуктовом магазине и т.п.);
    • Воплощение идеи в жизнь не требует специальных навыков и не несёт потенциальной опасности для тех, кто проводит опыт;
    • Текст описания является оригинальным – обнаружение плагиата и заимствования без ссылки дает жюри право снять с конкурса эту и все другие работы автора.
  • Наличие объяснения опыта с научной точки зрения и понимание этого объяснения участником конкурса;
  • Научная точность;
  • Наличие сопроводительных материалов (фотоиллюстраций/рисунков/инфографик).

Полезные обучающие материалы:

Задание

  1. Найдите необычный научный опыт или эксперимент. Возможно, Вы проводили оригинальные опыты на одном из школьных уроков, или встречали его описание в книгах. А быть может, Ваш учитель – кладезь подобных экспериментов, поэтому стоит проконсультироваться и с ним, или обратиться в ближайшую научную лабораторию. Обратите внимание на то, что опыт должен быть интересен, воспроизводим в домашних условиях, безопасен для жизни.
  2. Изучите структуру рубрики «Своими руками». Обратите внимание на то, что в каждом из материалов есть такие разделы, как яркое введение, необходимые материалы, последовательность действий, научное объяснение наблюдаемых эффектов.
  3. Подготовьте собственный текст в формате рубрики «Своими руками», сопроводив его рисунками или фотоиллюстрациями.

Что должно входить в описание опыта?

  1. Заголовок – он должен одновременно интриговать и передавать суть. Не забывайте: заголовок – это первое, что привлекает внимание читателя;
  2. Подзаголовок – уточняет заголовок;
  3. Введение – объясняет значение эксперимента, показывает почему этот опыт значим и интересен;
  4. «Что понадобится» — список того, что необходимо для демонстрации. Необходимо указывать количество и основные параметры, пояснять, где это можно достать;
  5. «Последовательность действий» — пошаговое описание опыта, каждый пункт начинается глагола «берем», «наливаем», «подключаем» и пр.;
  6. «Как это работает» — объяснение научных основ того, что произошло. Здесь допускаются и формулы, и научные термины (с объяснением).
  7. «Авторы» — кто проводил и описывал эксперимент.
  8. «История» - как был придуман опыт, как он проводился в первые, с каким трудностями столкнулись (факультативно).
  9. Рекомендованная / использованная литература (факультативно).
  10. Фотографии, демонстрирующие весь ход эксперимента.
  11. Схемы и рисунки (факультативно);
  12. Видео (факультативно);
  13. Дополнительная информация – где этот эффект может использоваться в науке и промышленности, интересные цифры.

Требования к оформлению материалов:

Текст проекта MS Word или Pdf; шрифт TimesNewRoman 14; объем не более 5 страниц А4.

Изображения присылаются отдельно, формат файлов: jpg, jpeg, gif,png. Рекомендуется присылать иллюстрации с высоким разрешением (размер одной фотографии не менее 500 Кб, но лучше больше).

Итоги программы

Старшая возрастная группа

1 место: Костылёва Анастасия — МБОУ «Лицей №10″ г. Белгород

2 место: Ефремова Александра — МБОУ «Гимназия №44″ г. Пенза

3 место: Абу Траби Мадлин — ГБНОУ «Губернский лицей» г. Пенза

 

Младшая возрастная группа

1 место: Броян Оганес — МБОУ «Гимназия №77″ г. Тольятти + Проект

2 место: Волков Дмитрий — ГБОУ «Гимназия №1583″ г. Москва

3 место: Дербилова Софья — МОУ «Увинская СОШ №2″ п. Ува + Проект