Улитковедение. Опыты по зоопсихологии

01.10.201803.12.2018
Курс предназначен для младших школьников - учеников 1-4 классов и рассчитан на организацию занятий учителем в школе во внеурочное время. Задача курса - организация исследовательской деятельности младших школьников с проведением наблюдений и постановкой опытов по теме «Обитатели двух сред. Брюхоногие моллюски». Форма организации работы школьников: общеклассная работа и работа в группах (группы по 5-6 человек).

Курс посвящен изучению особенностей жизни и роста брюхоногих моллюсков или попросту – улиток.

Можно ли улитку «обучить» ползти в нужную сторону? Как она реагирует на свет, на темноту? Любит ли воду или предпочитает сухой режим дня? Конечно же, на все эти вопросы конечно же можно найти ответ в энциклопедиях и бесчисленных пособиях по биологии. Но гораздо интереснее завести свой собственный «Улиткин сад-огород» и в течение двух месяцев понаблюдать за тем, как растут, что любят поесть и как «ползут ногой-брюхом» эти необыкновенные и очень древние существа.

Форма организации занятий с младшими школьниками: общеклассная работа и работа в группах (группы по 5-6 человек)

Курс состоит из шести встреч-занятий.

Встреча 1. Улиткины загадки. Это введение в тему и знакомство с миром улиток с разговор про улиток. Для первой встречи вам понадобится:

— аквариум (банка с водорослями);

— аквариумные улитки – лужанки или ампулярии;

— улитка ахатина (гигантская африканская улитка).

Встреча 2. Домик для улитки. Обсуждение особенностей жизни улиток в естественной среде. Обустройство вивария-«улитария» (террариума), где будет обитать африканская улитка ахатина.

Примечание. Ахатины – не редкость. Их можно приобрести в зоомагазине. Кроме того, можно обратиться к старшеклассникам и предложить им помочь в поисках. Наверняка у кого-нибудь из них такая улитка живет в качестве домашнего питомца.

Встреча 3. Опыты с улитками. Во время занятия ребятам предстоит ответить на вопросы:

Видят ли улитки? Слышат ли улитки? И какие у улиток вкусовые предпочтения?

Встреча 4. «Бег» с препятствиями. Продолжение темы «Опыты с улитками». На занятии ребята обсудят особенности передвижения улиток, проведут опыты, чтобы выяснить как передвигается улитка по различным поверхностям. Обсудят, как происходит перемещение улитки и как работает ее нога.

Встреча 5-6. Лэпбуки про улиток. Готовим лэпбуки про улиток. Подводим итоги.

Встреча 7*. «Придумываем опыты сами». Эта встреча может быть проведена как дополнительная, если дети готовы придумывать и самостоятельно планировать эксперименты и опыты с живыми существами – улитками, муравьями, инфузориями или домашними питомцами, например, ручными декоративными крысами, которые великолепно дрессируются и являются ценными «объектами» исследований юных зоопсихологов.

Меры предосторожности при работе с живым объектом.

Опыт показывает, что крупную ахатину нельзя резко тянуть за панцирь – можно выдернуть улитку из панциря. И тогда животное попросту погибнет (обратно в раковину улитку, как ни печально, уже не посадить).

! Во время образовательной сессии в головном офисе Школьной лиги стартует наш собственный проект «Улиткины загадки». Мы будем работать с двумя видами: виноградной улиткой и ахатиной гигантской (африканской улиткой). Видео о том, как жили-были африканские и улитки в офисе опубликуем в конце сессии.

Тезаурус курса (ключевые термины и понятия, необходимые при работе с курсом)

Виварий – (vivarium, от лат. vivus — «живой») — здание или отдельное помещение при медико-биологическом учреждении (научно-исследовательском институте, лаборатории), предназначенное для содержания лабораторных животных, которые используются в экспериментальной работе или в учебном процессе.

Террариум (от лат. terra — земля) — ёмкость, в которой созданы необходимые условия для содержания некоторых животных (амфибий и рептилий, насекомых и других беспозвоночных), а также растений.

Исследовательская деятельность – это деятельность, результатом которой является получение нового знания теоретического или прикладного характера. Исследовательская деятельность направлена на выявление новых фактов, установление закономерностей, анализ свойств, обнаружение констант и др. Все это является новым знанием.

Проектная деятельность – это деятельность, результатом которой является создание реальных объектов(устройств, машин, сооружений) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования.

Процедуры испытания объектов (устройств, машин, сооружений) на прочность, гибкость, вибрацию и т.д. — это элемент проектной деятельности.

Среда обитания – (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид.

Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Гастроподы – дословно — брюхоногие (улитки).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Итоговая работа класса состоит из фотоленты лэпбуков детей, видеороликов и презентаций от каждой группы ребят (мы рекомендуем организовать групповую работу детей).

При оценивании итоговой работы будут учитываться навыки:

  1. Групповая работа, работа в команде
  2. Умение детей формулировать исследовательские вопросы (исследовать)
  3. Самостоятельно планировать и оформлять тексты в презентации; создавать тексты-лэпбуки и тексты-презентации.

Задание

В рамках курса запланировано одно промежуточное задание. По результатам первого месяца освоения курса подготовьте с детьми общую презентацию в форме фотоленты (фотоотчета с субтитрами в формате *.pdf) о вашей «классной» улитке, в которой отразите ключевые моменты работы. В конце фотоленты приложите кадр с детскими вопросами, которые возникали в процессе работы над задачами курса.

Задание для детей:

К концу курса каждый участник соберет свой собственный лэпбук[1] про улиток. В него можно будет вкладывать, вклеивать, вписывать и зарисовывать всё самое интересное и полезное по теме:  собственные вопросы про улиток, задания, которые ребята сами придумают, фотографии и рисунки. А при помощи уважаемых товарищей-взрослых попробуйте смонтировать и свой фильм/клип/видеоролик[2] о жизни улиток.

Работа принимается в двух форматах: *.pdf или *.mpg4

[1]Для учителя. Лэпбук (lapbook) интерактивная тематическая папка — это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

[2]Собрать клип из фото и видеоматериалов про улиток можно, скачав бесплатно видеоредактор © Movavi.ruhttps://www.movavi.ru/videoeditor. Удобный интерфейс и интуитивно понятная рабочая среда позволит собрать видеоролик быстро и интересно.

Тематическое планирование и исследовательские задачи на каждую встречу

Встреча 1. Улиткины загадки 2 часа
Встреча 2. Домик для улитки
Встреча 3. Опыты с улитками часть 1
Встреча 4. Опыты с улитками часть 2
Встреча 5 и 6. Улитка в главной роли

Дополнительные материалы для работы:

Как и в предыдущих сессиях образовательной программы «Школа на ладони» наши партнеры приготовили призы,  которые уже сегодня ждут победителей:

(1-4 класс, работа в команде) – приз Микроскоп Levenhuk Rainbow 2L AmethystАметист https://www.4glaza.ru/products/microscope-levenhuk-rainbow-2l-moonstone/

Уважаемые коллеги, учителя начальных классов!

Нас очень порадовало большое количество ярких интересных работ, которые вы нам прислали. Из 218 записавшихся на курс и 110 участников, приславших работы 69 получили  наивысший балл (+10). Большинство работ — это  подробные описания проведенных занятий в виде презентаций с фото и видеоматериалами. Некоторые учителя так выстроили работу, что ребята сделали самостоятельные «отчеты» — видеоролики или презентации и прикрепили их самостоятельно. Так, ребята из московской школы 1583 под руководством учителя сделали целую серию видеороликов, работая в микрогруппах (командах). При таком способе организации работы класса, учитель выполняла скорее роль фасилитатора, а дети имели возможность проявить творческий подход в выборе методов проведения опытов и форм подачи материалов. Конечным продуктом работы детей стали видеофильмы, в которых ребята постарались максимально подробно и с собственными комментариями отразить ход всего образовательного курса «Улитковедение» с объектом живой природы — улиткой и самими собой в главных ролях. На наш взгляд, такой способ работы учителя при организации учебной деятельности детей является наилучшим: Руководитель Николаева О.Е., школа 1583 г. Москва. Группа ребят № 1 — Балашова Василиса, Медведева Анна, Казаков Тимофей – ссылка на видео: https://cloud.mail.ru/public/AbQx/XTex7fs7s;   Группа №2 — Федоркин С. И Гаджиев К. ссылка на видео: https://youtu.be/ZIdRhRrfQeA.

Группа № 5, второклассники — Шушвал Таисия, Козашвили Давид, Несмеянов Саша, Мерцалова Мария.

Немного иной подход был у руководителя группы «Маленькие Эйнштейны» из Элисты. Вот что у них получилось https://drive.google.com/open?id=1MCZcWGCPX3I8fhEYF9xn28JER1ORPf1Y

Отличные материалы по курсу «Улитковедение» подготовили педагоги из Красноярска, Арсеньева (Приморского края), Ростова-на-Дону, Элисты, Мурома, Пензы. Наиболее интересные и содержательные работы педагогов мы разместим на страницах сетевой лаборатории «Естествознание в начальной школе» http://schoolnano.ru/node/856.