Курс посвящен изучению особенностей жизни и роста брюхоногих моллюсков или попросту – улиток.
Можно ли улитку «обучить» ползти в нужную сторону? Как она реагирует на свет, на темноту? Любит ли воду или предпочитает сухой режим дня? Конечно же, на все эти вопросы конечно же можно найти ответ в энциклопедиях и бесчисленных пособиях по биологии. Но гораздо интереснее завести свой собственный «Улиткин сад-огород» и в течение двух месяцев понаблюдать за тем, как растут, что любят поесть и как «ползут ногой-брюхом» эти необыкновенные и очень древние существа.
Форма организации занятий с младшими школьниками: общеклассная работа и работа в группах (группы по 5-6 человек)
Курс состоит из шести встреч-занятий.
Встреча 1. Улиткины загадки. Это введение в тему и знакомство с миром улиток с разговор про улиток. Для первой встречи вам понадобится:
— аквариум (банка с водорослями);
— аквариумные улитки – лужанки или ампулярии;
— улитка ахатина (гигантская африканская улитка).
Встреча 2. Домик для улитки. Обсуждение особенностей жизни улиток в естественной среде. Обустройство вивария-«улитария» (террариума), где будет обитать африканская улитка ахатина.
Примечание. Ахатины – не редкость. Их можно приобрести в зоомагазине. Кроме того, можно обратиться к старшеклассникам и предложить им помочь в поисках. Наверняка у кого-нибудь из них такая улитка живет в качестве домашнего питомца.
Встреча 3. Опыты с улитками. Во время занятия ребятам предстоит ответить на вопросы:
Видят ли улитки? Слышат ли улитки? И какие у улиток вкусовые предпочтения?
Встреча 4. «Бег» с препятствиями. Продолжение темы «Опыты с улитками». На занятии ребята обсудят особенности передвижения улиток, проведут опыты, чтобы выяснить как передвигается улитка по различным поверхностям. Обсудят, как происходит перемещение улитки и как работает ее нога.
Встреча 5-6. Лэпбуки про улиток. Готовим лэпбуки про улиток. Подводим итоги.
Встреча 7*. «Придумываем опыты сами». Эта встреча может быть проведена как дополнительная, если дети готовы придумывать и самостоятельно планировать эксперименты и опыты с живыми существами – улитками, муравьями, инфузориями или домашними питомцами, например, ручными декоративными крысами, которые великолепно дрессируются и являются ценными «объектами» исследований юных зоопсихологов.
Меры предосторожности при работе с живым объектом.
Опыт показывает, что крупную ахатину нельзя резко тянуть за панцирь – можно выдернуть улитку из панциря. И тогда животное попросту погибнет (обратно в раковину улитку, как ни печально, уже не посадить).
! Во время образовательной сессии в головном офисе Школьной лиги стартует наш собственный проект «Улиткины загадки». Мы будем работать с двумя видами: виноградной улиткой и ахатиной гигантской (африканской улиткой). Видео о том, как жили-были африканские и улитки в офисе опубликуем в конце сессии.
Тезаурус курса (ключевые термины и понятия, необходимые при работе с курсом)
Виварий – (vivarium, от лат. vivus — «живой») — здание или отдельное помещение при медико-биологическом учреждении (научно-исследовательском институте, лаборатории), предназначенное для содержания лабораторных животных, которые используются в экспериментальной работе или в учебном процессе.
Террариум – (от лат. terra — земля) — ёмкость, в которой созданы необходимые условия для содержания некоторых животных (амфибий и рептилий, насекомых и других беспозвоночных), а также растений.
Исследовательская деятельность – это деятельность, результатом которой является получение нового знания теоретического или прикладного характера. Исследовательская деятельность направлена на выявление новых фактов, установление закономерностей, анализ свойств, обнаружение констант и др. Все это является новым знанием.
Проектная деятельность – это деятельность, результатом которой является создание реальных объектов(устройств, машин, сооружений) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования.
Процедуры испытания объектов (устройств, машин, сооружений) на прочность, гибкость, вибрацию и т.д. — это элемент проектной деятельности.
Среда обитания – (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид.
Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Гастроподы – дословно — брюхоногие (улитки).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Итоговая работа класса состоит из фотоленты лэпбуков детей, видеороликов и презентаций от каждой группы ребят (мы рекомендуем организовать групповую работу детей).
При оценивании итоговой работы будут учитываться навыки:
- Групповая работа, работа в команде
- Умение детей формулировать исследовательские вопросы (исследовать)
- Самостоятельно планировать и оформлять тексты в презентации; создавать тексты-лэпбуки и тексты-презентации.