Реализация деятельностного подхода в начальной школе в рамках ФГОС (УМК «Загадки природы»)

Цель курса

Освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания. Планируется, что участники курсов получат представления о способах разработки учебных ситуаций, обеспечивающих как становление детской учебной самостоятельности, так и освоение предметности естествознания.

Наша совместная работа будет направлена на оформление и освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода.

nature_mistery

Организация нами учебного процесса в такой логике позволит младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания.

Параллельно с этим мы обсудим эффективные формы организации работы, позволяющие младшим школьникам осваивать нормы исследовательской деятельности.

Проблемные вопросы

  1. Возможно ли понимание текста без понимания того, на какой вопрос этот текст отвечает?
  2. Формирование научной картины мира – задача любой учебной программы естественно-научной направленности. В чем разница между объяснительно-иллюстративным методом и деятельностным подходом в формировании у школьников научной картины мира?
  3. Какова роль групповой работы школьников в ходе решении задачи по «формированию» научной картины мира?
  4. В чем специфика процедур «наблюдение» и «опыт» при использовании объяснительно-иллюстративного метода и в рамках деятельностного подхода?
  5. Какова роль учебного диалога учащихся друг с другом в процессе «формирования» научной картины мира?

Устройство курса

Программа курса

Курс включает в себя 9 тем:

1. Комплексное развитие Универсальных Учебных Действий

2. Собственные вопросы детей

3. Собственное дело детей

4. Групповые формы работы

5. «Точка наблюдения», категории «пространства- времени» и «масштаба» или почему в учебниках «Окружающий мир» так много ландшафтных рисунков?

6. Что значит – быть естествоиспытателем на уроках естествознания?

7. Инициация познавательной деятельности младших школьников

8. Наблюдения и опыты на занятиях «Загадки природы»

9. Разработка и проведение учебного занятия по материалам курса «Загадки природы»

В первую очередь — это стенограммы, на мой взгляд, весьма интересных уроков, выстроенных в логике деятельностного подхода. Это уроки мы будем обсуждать, комментировать, улучшать.

Другой формат работы — обсуждение теоретических и методических вопросов о том, кто такие естествоиспытатели, в чем специфика их профессиональной деятельности и как это возможно учитывать в ходе организации учебного процесса.

Третий тип работы — разработка собственных занятий.

С уважением,

автор и тьютор курса Алексей Николаевич Юшков

Задание

Для успешного завершения курса необходимо набрать не менее 46 зачетных единиц из 76 (см. Программу курса)

Выполнение задания к уроку 9 является обязательным.

Задания по курсу делятся на три группы – чтение и анализ текстов, анализ собственной практики, самостоятельное проектирование учебно-методических материалов. Оценка результатов работы по каждому уроку дается как интегральная, по совокупности выполнения всех представленных заданий.

Оценивание осуществляется по системе «да», «скорее да», «скорее нет», и «нет»; соответственно баллы распределяются:

— при 6 зачетных единицах: «да» (+) = 6 или 5; «скорее да» (+-) = 4 или 3; «скорее нет» (-+) = 2 или 1; «нет» (-) = 0.

— при 8 зачетных единицах: «да» (+) = 8 или 6; «скорее да» (+-) = 5 или 3; «скорее нет» (-+) = 2 или 1; «нет» (-) = 0.

— при 14 зачетных единицах «да» (+) = от 14 до 11; «скорее да» (+-) = от 10 до 7; «скорее нет» (-+) = от 6 до 3; «нет» = 0

Материалы и задания следует загружать через форму отправки заданий. Отправка заданий доступна только слушателям, записавшимся на данный курс.

В названии файла с ответом обязательно указывайте свою фамилию и номер темы (например, Петрова тема 1)

Итоги программы