Учебное проектирование на уроках и во внеурочной деятельности. Естественнонаучные дисциплины, основная школа

Проблематика и актуальность

Согласно ФГОС ООО проектная деятельность учащихся становится обязательной нормой в подростковой и старшей школе.
Это потребует решения следующих содержательных задач:

  1. Потребуется освоение форм организации образовательного процесса, обеспечивающих «массовость» данного процесса, причем как в рамках урока, так и в формате внеурочной деятельности.
  2. Необходимо научится создавать принципиально разные ситуации проектного характера для детей разного возраста. Не просто отличающиеся по степени сложности, но именно разные и учитывающие возрастные особенности школьников.

В школе сложилась успешная практика реализации социальных проектов и проектов в области художественного творчества.

Проектов на материале естественнонаучных дисциплин (физика, химия, география, биология) значительно меньше. Это связано во многом с тем, что данные дисциплины в большей степени «вырастали» из фундаментальной науки, а не из технологий. Технологизировать полученные знания из биологии, физики, химии, географии – это и значит – выйти в формат проектирования.

Цель курса:

Освоение участниками дистанционных курсов форм организации образовательного процесса, направленного на:

  • открытие и освоение учащимися основной школы норм проектной деятельности;
  • получения учащимися опыта творческой составляющей любой проектной деятельности – формулировки проблемы и актуальности, выдвижение собственных версий решений, создание продукта, обладающего потребительскими характеристиками;
  • получение учащимися опыта собственных мини-проектов на основе полученных ими знаний.

Целевая группа

Учителя-преподаватели дисциплин естественнонаучного цикла.

Объем курса

72 часа, из которых 45 часов – анализ текстов, предложенных разработчиком, и их комментарии; 15 часов – анализ собственной практики по предложенным параметрам; 12 часов – самостоятельное проектирование учебно-методических материалов.

В результате освоения курса каждый участник познакомится с формами организации урочной и внеурочной работы, направленными на открытие и освоения норм проектной деятельности в соответствии с требованиями стандарта второго поколения; разработает макет собственного учебного занятия (погружения) проектной направленности в соответствии с логикой системно-деятельностного подхода.

Все участники семинара, завершившие курс и успешно справившиеся с зачетным заданием, получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Ведущие идеи курса

1. Экономика знаний, высокие технологии, научные инновации требуют изменения содержания и методов естественно-научного образования, перенос акцентов с информирования учащихся основной и старшей школы об устройстве мира на организацию работы по созданию условий, обеспечивающих учащимся возможность деятельностно осваивать нормы исследовательской и проектной деятельности.

2. Учебная проектная деятельность учащихся подростковой школы в рамках данного курса понимается как система учебных ситуаций, направленных на открытие и освоение норм проектной деятельности.

3. Тексты учебников выступают не только как описание результатов научной деятельности, но и как повод для ответа на вопрос, где эти знания нашли применение, в какие конструкции, машины, технологии, были преобразованы полученные знания?

4. Образовательным итогом учебных встреч является не только приобретение новых сведений, но и появление замыслов по применению полученных знаний в реальной практике.

5. Учебный диалог и групповые формы работы лежат в основе деятельностного способа обучения; учебный диалог позволяет учащимся оформлять точки зрения, соотносить их между собой, понимать основания собственных высказываний, основания высказываний других сверстников, совместно выходить на конструктивные решения социально-экономических, социокультурных, технологических, инженерных проблем.

Ключевые понятия

Естественно-научное образование. Нормы и структура проектной деятельности. Образовательные результаты и продукты проектной деятельности.

Проблемные вопросы

  1. Возможно ли освоить норму проектной деятельности в младшем подростковом возрасте?
  2. Какие проблемы возникают в ходе решения данной образовательной задачи?
  3. Какие этапы освоения проектной деятельности с 5 по 9 класс могут быть предложены?
  4. Какова образовательная роль групповой работы школьников в ходе решении проектных задач

Полную программу курса ищите по ссылке (скачать pdf-файл)

Список тем

Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность

Тема 2. Образ деятельности – регулирующая и мотивационная основа учебной деятельности

Тема 3. Как устроена проектная деятельность

Тема 4. Проектная деятельность: продукты и этапы освоения нормы

Тема 5. Этапы освоения норм проектной деятельности

Тема 6. Проект-проба

Тема 7. Дизайн-проект (проект-трансформация)

Тема 8. Проект, меняющий жизнь (проект-изобретение)

Тема 9. Образовательное пространство школы, ориентированное на поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся

Тема 10. Разработка итогового проектного задания

Задание

1. Для получения итогового сертификата необходимо набрать не менее 56 зачетных единиц (и выполнить все задания).

2. Задания по курсу делятся на три группы – чтение и анализ текстов, анализ собственной практики, самостоятельное проектирование учебно-методических материалов. Оценка результатов работы по каждому уроку дается как интегральная, по совокупности выполнения всех представленных заданий.

3. Оценивание осуществляется по системе «да», «скорее да», «скорее нет», и «нет»; соответственно баллы распределяются:

  • при 6 зачетных единицах: «да» (+) = 6 или 5; «скорее да» (+-) = 4 или 3; «скорее нет» (-+) = 2 или 1; «нет» (-) = 0.
  • при 9 зачетных единицах «да» (+) = от 9 до 7; «скорее да» (+-) = от 7 до 5; «скорее нет» (-+) = от 5 до 3; «нет» = 0

Итоги программы