Навыки против профессий. Вторая часть курса «Настоящие навыки для профессионалов будущего»

10.12.201810.02.2019
Этот мини-курс является продолжением «Настоящих навыков для профессионалов будущего». Несмотря на это, он является самостоятельным, и не страшно, если Вам не удалось принять участие в первой части, так как вы все еще можете пользоваться её материалами, взяв их здесь - http://contest.schoolnano.ru/programs/proff/. На этот раз мы предлагаем Вам познакомиться с трендами на рынке труда и в сфере образования, узнать термины «soft&hard skills», «VUCA world», «4C’s» и другие не самые очевидные вещи, отрицать которые на сегодняшний день уже точно бессмысленно.
Требования
  • Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов, но при желании курс открыт для школьников любого возраста;
  • Желательно, но необязательно владение английским языком на уровне, достаточном для самостоятельной работы с англоязычными ресурсами. Например, для чтения статей на языке оригинала. В целом, современное программное обеспечение предлагает достаточно высокое качество перевода, но исторически так сложилось, что английский язык стал и пока удерживает статус языка международного общения и науки;
  • Базовый уровень владения пакетом офисных программ Microsoft/MacOS (Word, PowerPoint, Excel/Pages, Keynote, Numbers);
  • Базовые навыки поиска и обработки информации (например, как использовать специальные символы для получения более точных результатов поиска);
  • Присылаемые работы должны быть выполнены в форматах .doc/.docx, шрифт TimesNewRoman, 12 кегль, межстрочный интервал 1,5.
Ожидаемые результаты обучения в рамках первого блока курса
  • Способность самостоятельно формулировать цели и задачи исследования;
  • Ознакомление с основными исследовательскими методами;
  • Работа с предоставленными материалами и самостоятельный поиск дополнительных источников.
Видеоматериалы к курсу
Основные понятия и материалы для изучения
Материалы для дополнительного изучения

Мы считаем, что Youtube, Reddit и другие источники информации могут стать мощнейшим инструментом исследовательской и проектной деятельности, если уметь ими правильно пользоваться. В этом разделе мы подобрали для вас несколько очень важных, по нашему мнению, статей, каналов и исторических сериалов. Они интересны не только своим подходом к науке, но и отлично иллюстрируют, каким может быть исследование в своей глубине, оставаясь интересным и увлекательным. Если вы будете находить какие-то неординарные источники и интересные каналы, присылайте ссылки.

 

Вместе с вами мы можем создать большую библиотеку познавательных материалов в открытом доступе уже к концу этого учебного года:

Важно

В этом году «Школьная лига» выпускает свой традиционный образовательный календарь.

Темами календаря на 2019 год были выбраны современные тренды в образовании. Календарь еще не вышел и вы, по сути, получаете доступ к совершенно невероятному эксклюзиву. Будет глупо этим не воспользоваться. А еще там много подсказок к заданию этого мини-курса.

10 прорывных технологий 2018 года (по версии MIT Technology Review)

C 2001 года Массачусетский технологический институт ежегодно представляет “топ” 10 прорывных технологий. Под “прорывными” понимаются технологии, которые в ближайшем будущем окажут глубокое влияние на нашу жизнь. При этом за каждой из технологий стоят результаты реальных исследований, действующие прототипы, крупные компании и стартапы. В 2018 году в список вошли:

  • 3D-печать на металле
  • Искусственные эмбрионы
  • Умные города.
  • ИИ для всех.
  • Дуэль нейронных сетей
  • Наушники для перевода
  • Безуглеродный природный газ
  • Безукоризненная онлайн-приватность
  • Генетическое прогнозирование
  • Квантовый скачок материалов

Подробнее: https://www.technologyreview.com/lists/technologies/2018/

 

1. Soft & hard skills

Разделение навыков на hard (англ. «жесткие») и soft («гибкие») не ново и появилось ещё в 70-х годах XX века.

Разделение навыков на hard (англ. «жесткие») и soft («гибкие») не назвать инновацией. У терминов интересное происхождение: они появились ещё в 70-х годах прошлого века и связаны  с реформой системы подготовки личного состава Армии США. Со временем смысл определений трансформировался.

Сегодня под hard skills понимаются профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Soft skills – универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. В значительной степени они зависят от характера человека.

В XXI веке возросла потребность в развитых гибких навыках. Soft skills оцениваются как ключевые компетенции для будущего карьерного роста и успешности человека.

По данным профессиональной сети LinkedIn, работодатели особенно высоко ценят следующие навыки.

  • Cпособность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты — залог успешного решения;
  • Критическое мышление. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна из множества предложенных;
  • Креативность. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения;
  • Умение продуктивно взаимодействовать с коллегами. Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы;
  • Развитый эмоциональный интеллект. Способность к эмпатическому восприятию окружающих позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные аудиторией продукты и услуги;
  • Умение учиться на протяжении всей жизни;
  • Умение действовать в условиях высокой неопределённости.

ССЫЛКИ: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost

2. Иммерсивное обучение

Иммерсивное (англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») обучение представляет собой использование технологий виртуальной реальности (virtual reality, VR) и дополненной виртуальными объектами реальности (augmented reality, AR).

Зарубежные и российские исследования показывают, что человек схожим образом взаимодействует с реальным и виртуальным окружением, если симуляция действительно качественная.

Иммерсивные технологии уже сейчас дают возможность существенно снизить уровень затрат на обучение технологически сложным и потенциально опасным профессиям (хирургия, управление транспортными средствами, работа в лабораториях, на производствах и др.), прививая необходимые навыки и позволяя отточить их на практике без риска для ученика и окружающих.

За последние 5 лет на рынке появилось множество предложений как самого содержания (виртуальные тренажёры и пособия), так и средств его воспроизведения (шлемы, очки и т.д.). Крупные технологические компании предлагают готовые среды разработки VR и AR-решений, делая их доступными небольшим командам и энтузиастам, в том числе и учителям.

 

ССЫЛКИ: https://style.rbc.ru/impressions/5a58b2709a794749ed4d3021

http://www.edutainme.ru/post/vr-research/

http://www.edutainme.ru/post/vr-formats/

http://www.nanonewsnet.ru/articles/2018/budushchee-tekhnologii-arvr-v-proektirovanii-dizaine

3. MOOC’s

MOOCs (Massive Open Online Courses) — массовыеоткрытыеонлайн-курсы. Впервые появились в 2011 году в Университете Стэнфорда, в 2012 — на платформах Coursera и Udacity.

MOOC представляет собой обучающий курс с массовым (от 1000 учеников) участием и открытым доступом к образовательному контенту через интернет.

В качестве образовательного контента используются специально созданные видео и тексты разной природы.

Максимальная продолжительность таких видео составляет 7-9 минут: как показали исследования, по истечении этого времени вовлеченность зрителей резко снижается. Чаты и форумы дают студентам возможность общаться друг с другом, преподавателями и ассистентами.

Первоначально образовательный контент распространялся свободно и бесплатно, однако в последние годы большинство платформ сделало платными либо сами курсы, либо различные их компоненты (отдельные лекции, экзаменационные материалы, рецензирование работ).

Ещё один тренд последних лет –  введение микродипломов (более коротких и практико-ориентированных курсов), специализаций, охватывающих серию микрокурсов, и активное партнерство с частными компаниями и потенциальными работодателями.

Из-за относительно низкой эффективности — лишь 3-7 % слушателей успешно завершают курс — MOOC редко используют в школьном образовании, отдавая предпочтение различным моделям смешанного обучения.

4. Учебная аналитика

Учебная аналитика  – измерение, сбор, анализ и представление данных об учениках и их действиях с целью улучшения учебного процесса и той среды (обычно — виртуальной), где это этот процесс происходит. Её возникновение принято связывать с 2012 годом, когда появились первые МООС-платформы. С помощью платформ удалось собрать большое количество данных о пользователях, и их создателям захотелось извлечь из этих данных что-то полезное.

Существует несколько типов учебной аналитики. Например, дескриптивная аналитика стремится получить объективное и максимально точное описание текущей ситуации. Предиктивная аналитика предсказывает события на основе сопоставления данных за прошедший и текущий период. Вершина этой пирамиды – прескриптивная аналитика – отвечает на вопрос «что делать?». Она не просто позволяет увидеть, на кого из студентов стоит обратить внимание и с чем именно он не справляется, но и дает рекомендации, в каком направлении лучше изменить учебную траекторию. Это открывает возможности для персонализации обучения.

Сегодня фокус развития учебной аналитики уходит от отслеживания пользовательского поведения в сторону лингвистики, обработки естественного языка, машинного обучения.

ССЫЛКИ: http://www.edutainme.ru/post/est-dostup-k-dannym-no-tyazhelo-s-didaktikoi/

http://www.edutainme.ru/post/learning-analytics/

http://www.edutainme.ru/post/data-vocabulary/

5. Смешанное обучение (Blended learning)

Всё большую популярность получает образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

Смешанное обучение является естественным развитием онлайн-обучения и попыткой взять лучшее “из двух миров” — онлайн и офлайн. Использование ресурсов школы как пространства, где ребенок учится часть времени при поддержке и наставничестве реального учителя или тьютора, увеличивает эффективность всего учебного процесса.

Cуществует несколько типологий смешанного обучения. Так, исследователи из Института Клейтона Кристенсена выделяют 4 основных модели смешанного обучения: ротация, “гибкая модель”, модель a-la-carte (“на выбор”) и расширенная виртуальная модель.

Подробности ищите в книге Смешанное обучение: использование прорывных технологий для улучшения образования, http://openschool.ru/ru/ebooks

6. VUCA world

VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Рассматривается как универсальная формула, определяющая мировые тенденции развития научных, социальных, технологических, образовательных и иных процессов. Например, согласно этой формуле, требует пересмотра существующая концепция профориентации. Если раньше ключевыми проблемами были такие вопросы, как выбор будущей профессии и актуальное содержание образовательных программ, то сейчас под сомнение ставится само существование некоторых профессий в ближайшие 5-6 лет.

Рутинные действия вытесняются роботами и искусственным интеллектом, поэтому есть вероятность, что в будущем не потребуются многие специалисты в области юриспруденции, экономики, менеджмента и т.п.

Поэтому в VUCA-будущем особую роль будут играть так называемые soft skills. А ещё произойдет окончательный переход от обучения в определённые жизненные этапы к lifelong learning – обучению в течении всей жизни.

7. “Перевёрнутый класс”

“Перевёрнутый класс” – это одна из самых популярных и простых в реализации  моделей смешанного обучения. Название “говорящее”: модель буквально  “переворачивает‌” типичный порядок действий,‌ свойственный классно-урочной системе.

В «перевернутом»‌классе‌ ученики‌ занимаются‌ онлайн‌ независимо‌ друг‌ от друга.‌ При‌ этом‌ они‌ могут‌ находиться‌ дома‌ или‌ в школе,‌ выполняя‌ домашнее‌ задание.‌ Время‌ в классе,‌ ранее‌ отведенное‌ на объяснения‌ учителя,‌ теперь‌ тратится‌ на выполнение‌ того,‌ что‌ привыкли‌ называть‌ домашним‌ заданием,‌ а учителя‌ помогают‌ ученикам,‌ когда это‌ необходимо.

Таким образом, время‌ для пассивного усвоения знаний и активного его применения, решения проблемных вопросов просто‌ меняется местами.‌

“Перевернуть” свой урок под силу любому учителю при минимальных (по сравнению с другими моделями смешанного обучения) затратах, не вмешиваясь в учебный процесс других предметов. Впоследствии “перевернутый класс” может перерасти в более сложные модели: ротация станций, индивидуальная ротация, расширенная виртуальная модель. Но их реализация уже задача всего школьного сообщества.

Подробности ищите в книге Шаг школы в смешанное обучение, http://openschool.ru/ru/ebooks

8. Из доклада “Эпоха Гринфилда в образовании”

«Масштабные инновации в образовании происходят нечасто — за последнюю тысячу лет их было всего четыре:

  • Первая — появление в X–XII вв. в Европе университетов, ориентированных на трансляцию универсума знаний (Болонья, Париж).
  • Вторая — классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в 1640-х годах и ставшая педагогической нормой для массового, прежде всего, школьного образования.
  • Третья — появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели В.фон Гумбольдта, предназначенных для генерации научных знаний и подготовки исследователей.
  • Четвертая — идея прагматичного образования и экспериментальный метод обучения, предложенный американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX и XX веков, который стал основой для развития проектного обучения и «активных методов» подготовки.»

Подробнееhttp://www.skolkovo.ru/public/ru/research/news-research/item/3891-2013-10-10-15/

9. Персонализация и адаптивное обучение

Успешная программа обучения должна быть предельно индивидуализирована — опираться на базовые знания каждого конкретного ученика, учитывать периоды его активности и усталости, изменение отношения к предмету, его внеучебные интересы, увлечения и настроения.

Развитая учебная аналитика может дать объективную информацию не только о качестве образовательного контента, но и о учениках. Достаточный объём данных и правильно настроенные алгоритмы их обработки покажут, что студенты знают, насколько они готовы к новым знаниям и как их способности развиваются со временем.

Такая система позволит органично адаптировать образовательный контент — его объем, темп подачи, форму (если это возможно) — под каждого ученика, формируя его собственный образовательный маршрут.

Реализация этой концепции по-прежнему остается слишком сложной задачей. Одной из немногих успешных компаний, работающих в этой области, является проект Knewton. Это инфраструктурная платформа, которая сама не создаёт курсы, но предлагает их разработчикам — вузам, издательствам, MOOC-платформам — облачные инструменты для обработки учебной аналитики.

По материалам http://www.knewton.com/blog/ceo-jose-ferreira/heavy-duty-infrastructure/

10. Микроформаты и макроформаты в обучении

В современном дизайне обучающих курсов (instructional design) закрепилась тенденция к микрообучению — разделению учебного контента на модули небольшого объёма. Время на освоение модуля в этом формате составляет в среднем 12-17 минут. В условиях цифрового общества ученику сложно сконцентрировать внимание на чём-то одном, его постоянно отвлекает информационный шум, сообщения в социальных сетях, мессенджерах.Поэтому мы наблюдаем разделение eLearning на Micro и Macro.

Формат Micro максимально нацелен на получение практических знаний и навыков. Знания нужны «здесь и сейчас», обучение должно решать проблему и давать ответ за 2-3 минуты – с примерами, кейсами и инструментами.

Формат Macro подойдёт, если нужны более глубокие знания, у ученика есть несколько часов, ему хочется изучить новые принципы, подходы, концепции. В отличии от Micro, для Macro нужны проверочные задания, обратная связь, тьюторы и возможность обсудить с другими учащимися.

11. Геймификация и игровое обучение
Геймификация – это применение в неигровых процессах подходов, использующихся в компьютерных играх для повышения вовлечённости игроков. Часто применяется в реализации коммерческих продуктов. В образовании до недавнего времени эти подходы использовали учителя младших классов и дошкольных учреждений, но сейчас они распространились на более старшие ступени. Особенно активно используется в e-learning.

Основные игровые компоненты, применяемые при геймификации: подсчёт очков, уровни сложности и мастерства, сторителлинг, достижения (награды и бейджики), рейтинговые таблицы, индикаторы выполнения, виртуальные валюты, соревнования между участниками.

Следует различать геймификацию, игровое обучение и эдьютеймент. Игровое обучение – это обучение с использованием игр: компьютерных, деловых, подвижных, настольных. Эдьютеймент – это феномен досуговой сферы, развлечение, обладающее образовательным потенциалом.

Задание

Финальным продуктом этого мини-курса является эссе на тему: «Проблемы профессий в мире VUCA».

Объем текста – от 5000 до 8000 знаков. Напоминаем еще раз про шрифт TimesNewRoman, кегль 12 и межстрочный интервал 1,5.

Критерии оценки работы
  • Самостоятельность работы. Это значит, что вы не скопировали исследование из интернета, не занимались плагиатом и не злоупотребляли цитированием.
  • Ваша работа выполнена лично вами, не является продуктом коллективного творчества и нигде ранее не публиковалась;
  • Вы очень внимательно прочитали всё описание курса: задания, дополнительные материалы, критерии оценки и подсказки. А раз так, то вы не перепутаете способ выполнения работы. Не будете выполнять работу в других сервисах (вместо тех что мы вам предложили). Не будете прикреплять файл без ссылки на выполненную работу или в экзотических разрешениях.
  • Терминологическая и научная корректность — вы знаете, что значит тот или иной термин, и употребляете его уместно. Вы оперируете проверенными фактами и не увлекаетесь теориями заговора;
  • Глубина проработки — то, насколько подробно вы рассмотрели тему, факты, которые вы нашли не по первой ссылке в поисковике, и необычные подробности, которые раскрывают тему;
  • Простота и доступность: содержание должно быть понятно человеку без профильного образования, но при этом без излишнего упрощения;
  • Грамотность, соблюдение норм литературного языка — знаете базовые правила орфографии, пунктуации и грамматики;
  • Оригинальность;
  • Эстетичность;
  • Образность (большой плюс – наличие ярких научных метафор);
  • Наглядность;
  • Наличие ссылок на дополнительные материалы, использованные при подготовке конкурсной работы.
Рекомендации по выполнению работы
  1. Начните со структуры;
  2. «Начитывайте» материал, собирая в отдельном текстовом документе идеи, утверждения, аргументы и примеры, которые помогут вам обозначить свою позицию;
  3. Цитируйте правильно!
  4. Учитывайте разные позиции авторитетных исследователей, сопоставляйте данные и идеи;
  5. Обобщайте выводы;
  6. Отложите законченную работу на пару дней, затем перечитайте её, внесите нужные изменения и отправьте финальную версию.

Здравствуйте, уважаемые участники мини-курса «Навыки против профессий». 
Все присланные вами работы проверены и оценены, и мы готовы подвести итоги. Во второй части курса приняло участие меньшее число участников, чем в первой, но соотношение записавшихся на курс и приславших выполненные работы сильно выросло! Это нас безмерно радует.
Мы очень надеемся, что все собранные нами материалы оказались для вас полезны, а новые форматы работы еще немного расширили ваш инструментарий познания мира. Вы открыли для себя новый формат – эссе и может быть даже полюбили его так же, как мы.
Нам было интересно проверять ваши работы, а некоторые из присланных эссе по-настоящему впечатлили нас абсолютно выдающейся аргументацией, порадовали своей структурой и вдохновили вовлеченностью авторов. Мы решили разместить их здесь, что бы и вы могли их прочитать.

Работы: Гольденберг ЕфимУсанова МарияРодинова Маргарита.

Хочется отметить, что общий уровень уважения к чужой интеллектуальной собственности слегка вырос. Многие стали расставлять ссылки и указывать источники цитирования с указанием автора.
Значит все не зря!
Приглашаем вас принять участие в третьем, заключительном этапе курса: «Какая-то стратегия и как её придерживаться».