Игнобелевский шнобель (или Почему учёным важно уметь смеяться?)

10.12.201810.02.2019
Почти в каждой сфере наряду с такими престижными премиями, «Оскар», «Грэмми» или «Букер», существуют «антипремии» – «Золотая малина», «Turnip prize» и другие. Самой важной научной премией принято считать Нобелевскую. По идее, её противоположностью является Игнобелевская (ещё её называют Шнобелевской). Согласно официальной формулировке, она вручается «за достижения, которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься». Как правило, общественность и СМИ обращают внимание только на первую часть, считая, что присуждение «игнобеля» – лишь повод посмеяться над абсурдным достижением. При этом в научном сообществе этой премией гордятся, а ещё известны случаи, когда игнобелевские лауреаты вскоре превращались в нобелевских или достигают других высот. Работая с этим курсом, мы попробуем разобраться, что важного стоит за «нелепыми» открытиями, освоим навыки контент-анализа и поймём, почему учёным так важно уметь смеяться и быть смешными.

В 2010 году лауреатами Нобелевской премии по физике стали  учёные, открывшие графен. Для многих из наших соотечественников это присуждение было особенно радостным, поскольку премию получали исследователи российского происхождения – Андрей Гейм и Константин Новосёлов. При этом всего десятью годами ранее Гейм стал лауреатом Игнобелевской премии, которую в прессе часто ошибочно называют «антинобелевской». Известны и другие случаи, когда учёные, получившие «игнобеля», вскоре становились лауреатами престижных и признанных во всём мире научных премий.

Картинки по запросу гейм и новоселов

Лауреаты Нобелевской премии Андрей Гейм и Константин Новосёлов. Источник: scientificrussia.ru

Если в мире искусства антипремия нередко считается клеймом и указанием на слабость режиссёра или художника, то в мире научном антипремии (особенно, Игнобелевская!) зачастую вызывают совершенно противоположные чувства и заставляют весь мир присмотреться к лауреатам и их достижениям. В рамках этого курса мы попробуем разобраться, почему. Для этого участникам курса потребуется не только познакомиться с историей и принципами Игнобелевской премии, но и освоить методы контент-анализа, а ещё примерить на себя роль популяризаторов и объяснить, почему за смешными, порой вызывающими гомерический хохот достижениями стоит серьёзная наука и важнейшие разработки. А ещё развить в себе чувство юмора и вспомнить о том, что не только физика, но и любая наука – «это занятие для весёлых и остроумных людей».

Похожее изображение

Игнобелевская премия задумана редакцией саркастического псевдонаучного журнала «Анналы невероятных исследований» (The Annals of Improbable Research). Как можно догадаться, на русский язык название премии – The Ig Nobel Prize – как Игнобелевская или Шнобелевская премия (есть еще вариант — и русский и английский — Антинобель). Согласно официальной формулировке, премия вручается «за достижения, которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься». Случаи отказа от награды чрезвычайно редки.

 Cover Annals of Improbable Research.gif

Учредитель премии Марк Абрахамс придумал «игнобелевку» не столько по велению души, сколько по необходимости. По его словам, как только он стал редактором «Журнала невоспроизводимых результатов», к нему (как, кстати, и ко многим людям, связанным с наукой) тут же стали приходить толпы энтузиастов, желающих если не получить Нобелевскую премию, то хотя бы рассказать миру о своём невероятном открытии. Заверения Абрахамса о том, что журнал не связан с Нобелевским фондом и «серьёзной» наукой, на многих не действовали. Поэтому редактору часто приходилось выслушивать подробные рассказы о гениальных исследованиях и изобретениях. В какой-то момент Абрахамс понял, что некоторые из достижений – хотя и вызывают смех – действительно необычны, важны и заслуживают отличия, пусть и не нобелевского уровня. Поэтому он нашёл единомышленников и создал новую премию.

Марк Абрахамс. Источник: en.wikipedia.org

При этом сам создатель премии не раз подчёркивал, что название «антинобель» претит его премии, поскольку её обладатели – не нобелевские лауреаты со знаком «минус», а, скорее, обитатели «другого научного измерения».

Премию вручают уже почти 30 лет – с 1991 года в десяти номинациях. При этом сами номинации – в отличие от нобелевских – периодически меняются. Жюри премии – Совет управляющих, в состав которых входят представители «Журнала невероятных результатов», профессиональные учёные (в числе которых – реальные нобелевские лауреаты) и журналисты. Предлагать кандидатов на премию может любой желающий. Возможно и самовыдвижение – достаточно отправить заявку на сайт. Ежегодно поступает несколько тысяч (а порой и десятков тысяч) заявок. Основная часть отбора проходит заочно – члены жюри общаются по электронной почте. При этом окончательное решение принимается в присутствии всех членов жюри после продолжительных дискуссий. Для объективности в жюри приглашают арбитра, выбранного случайным образом, иногда прямо на улице.

Список лауреатов появляется в сети незадолго до вручения «нобелевок» – в начале осени. Как и в случае с прототипом премии, её лауреатом могут стать и отдельные учёные, и коллективы, и целые организации. Церемонии вручения проходят в таких местах, как музей Массачусетского технологического института или Сандерсовский театр Гарвардского университета.

theater-panorama

Церемония вручения Игнобелевской премии. Источник: www.improbable.com

Говоря о процессе выбора лауреатов, учредитель премии подчёркивает, что среди заявок всегда выбирают именно те, которые представляют научные достижения с большим потенциалом. Что это означает?

Например, уже упоминавшийся выше Андрей Гейм и его коллега Майкл Берри были удостоены Игнобелевской премии за статью «О летающих лягушках и левитронах». Пресса, говоря об этом достижении, предпочитала использовать формулировки «за левитирующих лягушек» и «за полёты земноводных». Отчасти это было правдой: учёные заставили бедное животное буквально парить в воздухе! Разумеется, всех, кто узнавал об этом опыте, он ужасно смешил (или расстраивал – если среди аудитории попадались сочувствующие лягушкам). Но при этом немногие после смеха задумывались о том, что серьёзные учёные принялись за это исследование не ради забавы (или не только ради неё). Эффект магнитной левитации был открыт значительно раньше – первые устройства, удерживающие объекты в воздухе с помощью магнитной подушки, появились ещё в 80-е годы прошлого века. Гейм и Берри решили пойти дальше и проверить, способны ли левитировать живые существа. Сначала они провели опыты с запуском в воздух орехов и капель воды, а затем заставили воспарить и лягушку! Земноводное буквально зависало в нескольких сантиметрах над столом, поскольку её тело, состоящее в основном из воды,  представляет собой диамагнетик, который попадая в зону действия магнитного поля, выталкивается из него. По словам учёных, подвергнуть магнитной левитации можно и людей. Главное, чтобы магнитное поле было достаточно велико, чтобы вместить человека. Правда, достичь этого пока не удаётся.

Другим примером будто бы нелепого, а на деле важного изобретения являет собой устройство, удостоенное премии с формулировкой «за разработку будильника с использованием острого хрена васаби».Картинки по запросу будильник с запахом Ð²Ð°ÑÐ°Ð±Ð¸В 2009 году группа японских химиков выяснила, какой должна быть концентрация острого японского хрена в воздухе, чтоб разбудить человека в экстренной ситуации. Результатом этих исследований стал будильник с запахом – устройство, способное разбудить слабослышащих людей в чрезвычайно ситуации.Например, при ночном пожаре, когда обычная звуковая сигнализация бессильна. Датчик выпускает туман, который и становится «будильником», но при этом не вызывает жжения в глазах и не причиняет вреда. Едва ли кто-то станет спорить с важностью этого достижения

Важность и перспективность стоит за каждой «игнобелевкой». Однако часто осмысление премий оканчивается на этапе смеха. 

Второй этап – интерпретация и понимание потенциала смешного открытия – невероятно увлекательный и важный процесс, вовлечение в которые и развивает навыки контент-анализа, и позволяет «прокачать» чувство юмора (наверняка участники курса знают, что смешнее всего шутят именно интеллектуалы).

Что предстоит сделать?

Во-первых, нужно познакомиться с предложенными теоретическими источниками: номинантами премий, их работами. Во-вторых, проанализировать открытие, заинтересовавшее больше остальных, и понять, в чём заключается его важность для науки и человечества. Наконец, нужно не только самому осмыслить достижение, но и рассказать о нём так, чтобы другим было понятно (и интересно!)

Для работы с курсом мы предлагаем обратить внимание на следующие источники:

  • Официальная страница Журнала невоспроизводимых результатов http://www.improbable.com
  • Лекция Марка Абрахамса (при необходимости включите субтитры на русском языке)
  • Русскоязычный сайт, посвящённый Игнобелевской премии: http://ig-nobel.ru/
  • Перечень Игнобелевской премии: http://www.improbable.com/ig/winners/
  • «Игнобелевские премии: Весёлый смех». Журнал «Популярная механика»: https://www.popmech.ru/science/8431-veselaya-nauka-ignobelevskaya-premiya/
  • «Васаби вместо будильника и сыр с запахом ног». Журнал «Кот Шрёдингера»: https://kot.sh/statya/1812/vasabi-vmesto-budilnika-i-syr-s-zapahom-nog
  • Академия Google: https://scholar.google.ru/
  • Библиотека  JSTOR: //www.jstor.org/

Задание

  1. Познакомьтесь с предложенными источниками.
  2. Выберите одно из достижений, удостоенных Игнобелевской премии в период с 2016 по 2018 год. Список достижений вы найдёте на официальной странице журнала: www.improbable.com.
  3. Познакомьтесь с оригинальными источниками, описывающими достижение (статьями, описанием разработок, схемами устройств и изобретений, интервью лауреатов и т.п.). Для того, чтобы найти источники, связанные с тем или иным достижением, воспользуйтесь такими библиотеками, как Академия Google, JSTOR и другими.
  4. Оцените и объясните важность выбранного вами достижения. Для представления результатов анализа подготовьте анимационный или видеоролик, рассказывающий о достижении и его значимости для науки и человечества. Задача ролика заключается в том, чтобы зритель мог не только посмеяться над формулировкой, с которой присуждена премия, но и понял, как именно работает изобретение/в чём состоит открытие, и почему оно обладает значимостью. Кроме того, вы можете порассуждать о том, как открытие или изобретение может быть использовано в будущем. Хронометраж ролика – от 3 до 6 минут. Для создания видео могут быть использованы любые редакторы. Совет: до начала съёмок подготовьте сценарий, составьте план видео и отрепетируйте. Если вы решили выступить в роли главного героя ролика, не забудьте о том, что мало кому интересны «говорящие головы» или простое «чтение с листка». Подумайте о том, как будете иллюстрировать своё произведение.

Если же вы решите создать анимационный ролик, то вам могут показаться удобными следующие сервисы:

    • Объясняшки — http://xplainto.me. Программа позволит создать собственный контент. Сначала нужно сделать черновую раскадровку истории, придумать персонажей, начитать текст на диктофон, и, наконец, добавить детали и исправить ошибки. Далее программа превратит контент в анимацию, которую можно загрузить на YouTube или Vimeo.
    • Sparkol VideoScribe — https://www.sparkol.com. Позволяет создавать видеоролики с эффектом, прорисовывания сюжета от руки.
    • PowToon — https://www.powtoon.com. Бесплатное онлайн приложение для создания анимированных видеопрезентаций с дополнительными платными возможностями. В программе предусмотрено несколько вариантов анимации текста на слайдах: написание текста от руки, последовательное появление букв, а также простые варианты анимации текста, к которым в привыкли в программе PowerPoint. Библиотека анимированных изображений содержит модели разных человечков в векторной графике и множество элементов инфографики. Более сложные изображения можно приобрести по подписке.
    • GoAnimate — https://goanimate.com. Онлайн-программа по созданию презентаций и анимированных видео-роликов с широкими возможностями. Программа имеет бесплатную версию с ограниченными возможностями и различные варианты ежемесячной подписки.

Кстати, в этом случае совет создать сценарий до начала работы над анимацией будет не менее актуальным. Кроме того, не забывайте о том, что не нужно просто «начитывать текст», а тем более, дублировать сказанное размещением текста ещё и на экране.

Критерии оценки работы

  • Терминологическая и научная корректность;
  • Ролик рассказывает о реальных достижениях, удостоенных Игнобелевской премии. Из работы понятно, о каком именно достижении идёт речь, чьей заслугой он является, с какой формулировкой и в каком году была присуждена премия;
  • Простота и доступность: содержание ролика должно быть понятно человеку без профильного образования, но при этом без излишнего упрощения;
  • Грамотность, соблюдение норм литературного языка;
  • Оригинальность;
  • Эстетичность;
  • Образность (большой плюс – наличие ярких научных метафор);
  • Наглядность;
  • Наличие ссылок на материалы и источники, используемые при подготовке конкурсной работы;
  • Отсутствие плагиата. В том случае, если уникальность работы составляет менее 70 %, эксперты курса оставляют за собой право не оценивать результат;
  • Качество итогового продукта (в том числе – отсутствие звуковых помех).

Формат представления работы: 

Мы просим вас загрузить три документа в формате .doc. Первый документ – файл, в котором содержится ссылка на ролик (предполагается, что своё произведение вы загружаете на YouTube, а ссылку размещаете в документе, который загружаете в «Школу на ладони»). Второй документ – текстовая расшифровка/сценарий или сценарный план ролика (в некоторых проектах интереснее всего смотреть на черновики!). Третий документ – список источников, использованных при работе над роликом. Количество источников – не менее трёх. Разумеется, вы можете загрузить всего один из трёх документов (например, только ссылку на ролик или только сценарий видео), мы всё равно их проверим и оценим. Но наличие всех трёх файлов, указанных выше, позволит экспертам лучше понять ваш замысел и оценить проведённый анализ.

5. Кроме того, ролик загружается на страницу «ВКонтакте» (vk.com) с хэштегом «#Игнобелевский_шнобель». Работа, набравшая наибольшее количество «лайков» и просмотров, будет удостоена «Приза зрительских симпатий» и дополнительных баллов.

P.S. На всякий случай обращаем внимание на важный момент: в качестве отчёта не принимаются групповые работы. Работу автор курса загружает самостоятельно (если только вы не хотите, чтобы баллы были присуждены кому-то другому).

Желаем удачи!

Дорогие друзья!

Благодарю вас за участие в курсе! Знакомство с работами, подготовленными в рамках программы, стало незабываемым впечатлением. Как и Игнобелевская премия, многие из этих произведений сначала заставляли смеяться (иногда – до слёз!), а затем задумываться. А ещё восхищаться вашей фантазией, подходом к созданию роликов, свежими идеями и интересными интерпретациями.

Сразу отмечу, что одной из главных «сложностей» подведения итогов стало обилие ОЧЕНЬ качественных работ. Мы не можем разместить каждую из них здесь, но постепенно будем показывать работы в группе «Школьной лиги» «Вконтакте».

Попытаемся резюмировать итоги программы.

Забавный факт: самым популярным «шнобелевским» достижением, которому были посвящены не меньше 40 % сюжетов, стало исследование Марка-Антуана Фардина, который смог доказать, что кошки – «жидкие» (нет, это не опечатка!). Учёный, наблюдавший за удивительными животными, способными принимать форму почти любых ёмкостей, задался вопросом: в каком состоянии находятся коты – в твёрдом или жидком? И решил, что кошек можно использовать, чтобы проиллюстрировать фундаментальные вопросы реологии (разделе физики, изучающем деформации и текучесть веществ).

Эксперты Лиги, как и Фардин, очень трепетно относятся к кошкам, поэтому с восхищением смотрели видеоролики, героями которых стали ваши любимцы. Оказывается, исследовать что-то (в нашем случае – кого-то) в домашних условиях – невероятно увлекательно! Мы рады, что во время экспериментов ни одно животное не пострадало (а некоторые и вовсе получили удовольствие, получив в распоряжение разнообразные коробки и ёмкости).


Ирина Курсакова:

Сильной стороной многих работ оказалась и попытка их авторов осмыслить то или иное открытие в контексте культуры (особенно отличились любители кошек, вспомнив о значении этих животных не только для науки, но и для литературы).


Деборино горе:

В целом же наиболее интересными оказались работы, авторы которых постарались не просто рассказать об открытии, но и осмыслить его различными способами. Провести собственный эксперимент или опыт, перенести «открытие» в условия собственной жизни, провести опрос, взять интервью у эксперта в той или иной области. Так, например, участница программы Ольга Баймакова нашла музыканта, играющего на джериду, и включила в свой ролик даже небольшой мастер-класс!


Ольга Баймакова, джериду

Очень многие из тех, кто посвятил видео исследованию Эвелин Дэби, изучившей влияние возраста на умение лгать, провели собственные опросы в школе, дома и среди друзей. Интересно, что участники не только собрали данные и проанализировали результаты, подтвердив гипотезу Дэби, но и попробовали сделать собственные выводы и дать советы тем, кто живёт и работает с подростками. Мы благодарны всем авторам, заинтересовавшимся этим вопросом и поделившимся результатами своей работы с нами.

Большой удачей мы считаем и те работы, авторы которых старались спрогнозировать будущее открытия, осмыслить его важность и значимость.


Автор – Артём Викторов

И, конечно, мы благодарны тем авторам, которые изучили не только к критерии оценивания и сопроводительные материалы, но ещё и внимательно отнеслись к форме представления работы. Эксперты Лиги редко снижают оценку только из-за ошибок в оформлении, но хорошо структурированная и правильно оформленная работа позволяет сразу же оценивать содержание, а не выискивать гениальные идеи среди 100 присланных файлов без заголовков. Мы были чрезвычайно рады получить работы, которые были не только хороши своим содержанием, но ещё и отличались грамотностью, сопровождались перечнем источников, проработанным сценарием и т.п.

 

Что касается наиболее распространённых ошибок.

Увы, часть работ представляла собой ролики, авторы которых просто зачитывали текст формулировок Игнобелевского комитета или пересказывали уже существующие статьи. В силу того, что ключевой задачей курса являлась именно популяризация, такие пересказы не получили высоких оценок.

Ещё одна проблема – отсутствие релевантных источников. Некоторые участники курса предпочли вовсе не ссылаться на изученные материалы, другие размещали сомнительные источники без работающих ссылок, а кто-то и вовсе указал в списке источников формулировки в духе «Браузер Яндекса».

Я очень надеюсь, что участие в курсе принесло вам не только положительные эмоции, но и позволило развить аналитические навыки, способность к интерпретации научных фактов и умение видеть потенциал «смешных» и «нелепых» исследований.

 

До встречи в «Школе на ладони»!

С уважением, ведущая курса Анастасия Данилова