Неочевидная литература: проблемы развития

11.02.201907.04.2019
Школьники порой решают сложные задачи лучше взрослых — их фантазия богаче, знания актуальнее, но некуда применить свои силы, и сложно воплотить решение. Вы наверняка слышали про проблемы развития — серьезные задачи, стоящие перед человечеством. Мы выбрали семь из них: о продовольствии, оружии, сильных и слабых странах, мусоре, опасных заболеваниях, энергии и исчезновении природы. Участникам надо выбрать одну проблему, изучить ее, придумать для нее научно-фантастические решения и изложить в виде научно-фантастического рассказа. Этот курс посвящен трем вещам сразу: тренировке мышления, умению фантазировать, и навыкам работы с текстом. Задача курса — развитие творческих навыков на материале, который одновременно и серьёзный — и по силам всем участникам.

Мы живём в будущем. У нас есть прекрасные машины, быстрый транспорт, могущественная медицина, у нас есть космические ракеты и домашние компьютеры. Кто сделал для нас всё это? Мы сами и сделали: прогресс человечества — это сумма изобретений многих людей. Конечно, наше время не идеальное, но оно намного лучше, чем прошлое: мы можем излечить множество болезней, которые были смертельны ещё недавно, мы можем путешествовать в любую точку мира, мы можем общаться с нашими друзьями в другом городе или стране.

Существует два патентных фонда —
  1. Обычный содержит изобретения, сделанные в прошлом. В нашей стране — Федеральный Институт Промышленной Собственности http://new.fips.ru/about/deyatelnost/
  2. А научно-фантастическая литература (и отчасти фэнтези) содержит изобретения для будущего. Фантастические идеи качественной НФ-литературы — это решения задач и проблем, которые будут беспокоить нас в ближайшие годы. Существует Регистр научно-фантастических идей, который начал собирать советский инженер Г.С. Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задачhttps://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp

Это очень большая работа — сейчас в Регистре 11 классов идей, более 100 подклассов. В современной НФ-литературе есть много предсказаний о реальных изобретениях. По слухам, в некоторых странах есть даже специальные службы, посвященные извлечению перспективных идей и решений из научно-фантастических текстов. Вот здесь подробно рассказано о воплощении фантастических идей — на примере работ известного советского фантаста Александра Беляева https://www.altshuller.ru/rtv/rtv18.asp

Но этот тип развития непредсказуем: авторы случайным образом придумывают отдельные идеи и включают их в социально привлекательный контекст (например, приключения). Социальный контекст для НФ-идеи очень хорош — он позволяет проверить и апробировать идею по-разному. Но практическая эффективность крайне мала: буквально считанные процентов фантастических историй соответствуют реальным проблемам и отчасти полезны.

Число проблем и задач, которые беспокоят человечество сейчас и будут беспокоить в будущем, неминуемо растет: от глобальных до частных. И вот здесь может быть задействован потенциал научно-фантастической литературы и ее авторов — в том числе любителей и начинающих.

Надо перейти в решении задач развития от случайных находок к сознательной игре «на опережение». Движение человечества в своём развитии определяется качеством решения различных задач — технических, социальных, медико-биологических и других. В прежние времена, при низком темпе, такие задачи традиционно решались методом случайных проб. Современность требует «игры на опережение» — быстрого и своевременного поиска решений. Неравномерность развития является источником кризисов. Материал о прогнозировании и фантастике:https://www.altshuller.ru/interview/interview3.asp

Глобальными задачами человечество заинтересовалось сравнительно недавно. Подробнее о серьёзных проблемах развития можно прочитать здесь https://obrazovaka.ru/geografiya/globalnye-problemy-chelovechestva-i-puti-ih-resheniya.html

Даже возникла международная организация — Римский клуб https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский_клуб

Подробнее — тут: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/RIMSKI_KLUB.html

 

Мы выбрали из множества семь проблем:
  1. Продовольствие в мире распределено неравномерно. Есть голодающие страны, а есть страны, где выбрасывается около 50% хорошей готовой еды. Социологи говорят, что голодает сейчас каждый шестой житель планеты. Как распределять еду, чтобы всем полноценно хватало?
  2. Накоплено большое количество оружия – и ядерного, и обычного. Воевать не хочется, оружие лучше вообще не применять – а куда его девать? Не производить нельзя – см. следующую проблему № 3. Оружия производится много, хотя бы старое надо как-то утилизировать.
  3. Есть сильные и слабые страны. И сильные страны ведут себя нагло по отношению к слабым – как хулиганы в школе, которые отбирают деньги у малышей. Но каждая страна считает, что защищает свои интересы. Международные организации особых результатов не показали.
  4. Растёт количество мусора. Мусороперерабатывающие заводы, биоразлагаемый пластик и прочие подобные изобретения себя пока не оправдали – планета замусоривается, загрязняется океан. Но промышленность не остановить, да и упаковка полезна — она сохраняет, например, еду свежей — и продукты не портятся. Просто запретить упаковку не выйдет.
  5. Периодически самопроизвольно появляются новые опасные заболевания. В последнее время мы наблюдали вспышки вирусов эбола, атипичной пневмонии, коровьего бешенства и других. Человечество совместными усилиями теперь не позволяет развиваться эпидемиям, болезни удаётся победить – но нельзя ли вовсе не допускать даже возникновения таких вспышек?
  6. Человечество тратит всё больше энергии. Наше энергетическое богатство растёт: мы всё ярче освещаем города, растёт мощность электроприборов, увеличивается скорость транспорта. Но запасы топлива не бесконечны — не спровоцируем ли мы своими руками энергетический голод таким расточительством?
  7. Снижается биоразнообазие. Увы, человечество в целом недружелюбно к природе. Вымирают виды, сокращаются площади лесов, замусоривается океан, разрушаются естественные среды обитания. Не приведет ли это к полному исчезновению природы? Например, есть очень страшная концепция такого сценария — Бесприродный Технический Мир http://kedr.primorye.ru/biblio/idea/8thoughts/ И что нам тогда делать?
Материалы. Как решить задание?
  1. Придумываем научно-фантастическое решение любой проблемы. Для этого можно, например, провести мозговой штурм:

Или сделать морфологический анализ проблемы http://triz-plus.ru/morfologicheskij-analiz/morfologicheskij-analiz

  1. Затем пишем рассказ — где любым интересным и удобным для вас способом излагаем придуманное решение. Вот пример рассказа, где герой — житель фантастической страны, очень похожей на средневековую Португалию — придумывает свое решение продовольственной проблемы тех лет: https://royallib.com/book/lukodyanov_isay/povest_ob_okeane_i_korolevskom_kuhare.html

 

Чтобы понять, как выстроить драматургию рассказа, посмотрите серию «Героический кубик» знаменитого сериала «Смешарики. Пин-код»

Также заметим, что в Пин-коде много серий, где открытие становится сюжетом.

Чтобы текст получился лучше, попросите помочь учителя литературы или русского языка — он поможет с редактурой и корректурой работы.

Задание

Ограничений по объёму нет, постарайтесь лишь не превысить объём в 60 000 символов по счётчику Word. Самое главное ограничение: на конкурс не принимаются апокалиптические произведения и «предупреждения», содержащие негативные сценарии. Работа должна содержать конструктивное решение выбранной проблемы. Работы принимаются в форматах: *.doc, *.rtf, *.docx. Также желательна вычитка работы на предмет грамматических и прочих ошибок.