Задание
Участникам конкурса предлагается решить ряд нанобиотехнологических задач, активно используя при этом любые доступные источники информации, а также собственные знания и логику. Успешность решения задач во многом зависит от умения сопоставлять имеющиеся факты и выстраивать логические цепочки при формулировании собственных ответов на задания викторины. В основе каждой задачи лежит какое — либо технологическое решение позаимствованное человеком у природы, а возможность его реализации обеспечивает фундаментальные знания биологии.
Все задачи нанобиотехнологической викторины принципиально связаны с наукой лепидоптерология, а это лишь всего одно из направлений энтомологии. На примере задач конкурса вы сами можете убедиться в том – сколь востребовано сегодня фундаментальное биологическое знание в технологической сфере, в какой степени научно – технический прогресс зависит от естественных наук. Вы в праве сами выбирать и строить своё будущее, мы же предлагаем вам подумать над тем, что бы связать его с естественными науками, а биология здесь – это весьма интересный и очень перспективный вариант!
Нанобиотехнологическая викторина «НАНОбабочки»
Максимальное количество баллов, выставляемое за выполненные задания – 150 баллов.
Задача №1 (мах 20 баллов за ответ)
В процессе создания очередного робота военного назначения, по заказу Пентагона, ученые биологи и инженеры из американского технологического университета, в очередной раз, позаимствовали у представителей одного из семейств о.Lepidóptera весьма любопытную технику перемещения в пространстве. Даже, несмотря на то, что до конца понять данный механизм передвижения ученым так и не удалось, они создали прототип робота, действующего на аналогичных принципах. Особый механизм перемещения позволяет прототипу робота развивать ускорение около 1g, в результате чего достигать весьма значительных скоростей.
Специалисты в области робототехники, проводившие экспертизу данного робота, считают данную новацию весьма полезной. Они заявляют, что роботы, использующие подобную технику перемещения в сочетании с традиционными вариантами, могут быть весьма эффективными и пригодиться не только для военных целей, но и в роли спасателей, инспекторов промышленных сооружений или окружающей среды и т.д.
- Что же, из себя, представляет механизм перемещения робота, позаимствованный у представителей одного из семейств о.Lepidóptera специалистами в области бионики?
- Почему робот, использующий данный механизм перемещения должен его использовать в сочетании с другими традиционными вариантами?
- В каких ситуациях данный способ перемещения представители одного из семейств о.Lepidóptera весьма эффективно используют в реальной жизни?
Приведите аргументы и примеры, подтверждающие гипотезу, лежащую в основе вашего ответа.
На завершающем этапе работы с Задачей №1 мы предлагаем вам собрать информацию о том, в каких странах, городах, университетах и научно – исследовательских лабораториях ведутся подобного рода разработки. Особое внимание просим уделить Российским научно – исследовательским лабораториям, осуществляющим деятельность в рамках данной тематики.
№ |
Научно – исследовательский центр |
Страна |
Город |
В каком направлении ведётся работа.Краткое описание тематики и полученных результатов. |
Адреса сайтов, ссылки на информацию о научно – исследовательских центрах. |
|
|
|
|
|
|
Найденные научно – исследовательские центры, необходимо разместить, на контурной карте №1 мира. Можно использовать контурную карту, расположенную в приложении. Главное условие – информация должна быть читаемой и наглядной.
Задача №2 (мах 20 баллов за ответ)
В последнее время правительство РФ уделяет повышенное внимание безопасности дорожного движения. Причина – шокирующая статистика по смертности и травматизму в результате различного рода ДТП. Появились новые законы, акты, правила, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Правительство РФ разработало даже специальную федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В результате реализации данной программы на дорогах нашей страны стали появляться различного рода инновационные инженерно – технические конструкции, задача которых повысить безопасность дорожного движения. Для созданий такого рода конструкций используются и нанотехнологии. Есть и позитивная динамика по ДТП.
Как ни странно, но и в этой ситуации представители одного из семейств о.Lepidóptera могут оказаться весьма полезными для инженеров. Ярким примером тому могут являться представители подсемейства дневных бабочек из семейства Nymphalidae, рода Morpho, которых не редко в последнее время называют чудом креативного дизайна.
- Чем же, прежде всего, смогут помочь представители одного из семейств о.Lepidóptera инженерам, работающим над повышением безопасности дорог России?
- Что же, из себя, будет представлять новация (в будущем инновация) позаимствованная у представителей одного из семейств о.Lepidóptera специалистами в области бионики для инженеров, работающих над повышением безопасности дорог России?
- Приведите (или предположите) примеры того, где именно новация, обсуждаемая в данном задании, может быть применена? Какие конструкторские решения, использующие данную новацию, для повышения безопасности на дорогах могут быть созданы инженерами и использованы на дорогах России? Следует отметить, что уже есть реальные примеры использования данной новации в нашей жизни, в частности на дорогах.
- В каких ситуациях позаимствованная новация весьма эффективно используется представителями одного из семейств о.Lepidóptera в реальной жизни?
Приведите аргументы и примеры, подтверждающие гипотезу, лежащую в основе вашего ответа.
На завершающем этапе работы с Задачей №2 мы предлагаем вам собрать информацию о том, в каких странах, городах, университетах и научно – исследовательских лабораториях ведутся подобного рода разработки. Особое внимание просим уделить Российским научно – исследовательским лабораториям, осуществляющим деятельность в рамках данной тематики.
№ |
Научно – исследовательский центр |
Страна |
Город |
В каком направлении ведётся работа.Краткое описание тематики и полученных результатов. |
Адреса сайтов, ссылки на информацию о научно – исследовательских центрах. |
|
|
|
|
|
|
Найденные научно – исследовательские центры, необходимо разместить, на контурной карте №2 мира. Можно использовать контурную карту, расположенную в приложении. Главное условие – информация должна быть читаемой и наглядной.
Задача №3 (мах 20 баллов за ответ)
Ещё вчера, для человечества, «3D технологии» были малопонятным явлением, скорее из области фантастики, чем физики, изучающей оптические явления. Сегодня, они стали вполне привычным делом.
Более того появились так называемые «4D», «5D технологи» и т.д. Правда, они уже не имеют прямого отношения к содержанию нашего вопроса.
- Кого можно назвать первым изобретателем «3D технологий»? Какие объекты, созданные этим изобретателем впервые стали обладать «3D технологиями»? В чем они непосредственно проявлялись?
- Кто является последующим активным приемником «3D технологий», весьма активно использующим их в своей «прогрессирующей» жизни? И чем «3D технологии» стали принципиально отличатся от появившихся впервые?
- В каких технологических процессах, благодаря биомиметики, технологи планируют использовать «3D технологии», обсуждаемые во втором вопросе, прежде всего? Какие варианты использования «3D технологий» вам известны ещё?
Приведите аргументы и примеры, подтверждающие гипотезу, лежащую в основе вашего ответа.
На завершающем этапе работы с Задачей №3 мы предлагаем вам собрать информацию о том, в каких странах, городах, университетах и научно – исследовательских лабораториях ведутся подобного рода разработки. Особое внимание просим уделить Российским научно – исследовательским лабораториям осуществляющим деятельность в рамках данной тематики.
№ |
Научно – исследовательский центр |
Страна |
Город |
В каком направлении ведётся работа.Краткое описание тематики и полученных результатов. |
Адреса сайтов, ссылки на информацию о научно – исследовательских центрах. |
|
|
|
|
|
|
Найденные научно – исследовательские центры, необходимо разместить, на контурной карте №3 мира. Можно использовать контурную карту, расположенную в приложении. Главное условие – информация должна быть читаемой и наглядной.
Задача №4 (мах 20 баллов за ответ)
Попробуйте расшифровать рисунок расположенный снизу.
Думаем, что вы без особого труда расшифровали запись с рисунка.
- Как вы думаете, кто является автором данного шифра – алфавита?
- Какие технологии использовались для составления данного шифра – алфавита?
- Какое отношение имеют к данному шифру – алфавиту нанотехнологи и наноМИР?
Задача №5 (мах 20 баллов за ответ)
Европейским ученым, работающим над созданием устройств, преобразующих энергию Солнца в электрическую энергию, представители одного из семейств о.Lepidóptera сделали неожиданную подсказку, позволившую совершить революционный технологический прорыв. Благодаря этому будет создано устройство с более высоким КПД, чем у устройств существующих сегодня. Данное изменение сделает применение подобных устройств экономически выгодными и частично позволит решать энергетические проблемы человечества.
- Какую технологическую проблему помогли решить представители о.Lepidóptera?
- Какая систематическая группа о.Lepidóptera в очередной раз предложила готовое технологическое решение?
- С чего все началось?
- Что собственно является технологическим прототипом?
Приведите аргументы и примеры, подтверждающие гипотезу, лежащую в основе вашего ответа.
На завершающем этапе работы с Задачей №5 мы предлагаем вам собрать информацию о том, в каких странах, городах, университетах и научно – исследовательских лабораториях ведутся подобного рода разработки. Особое внимание просим уделить Российским научно – исследовательским лабораториям осуществляющим деятельность в рамках данной тематики.
№ |
Научно – исследовательский центр |
Страна |
Город |
В каком направлении ведётся работа.Краткое описание тематики и полученных результатов. |
Адреса сайтов, ссылки на информацию о научно – исследовательских центрах. |
|
|
|
|
|
|
Найденные научно – исследовательские центры, необходимо разместить, на контурной карте №5 мира. Можно использовать контурную карту, расположенную в приложении. Главное условие – информация должна быть читаемой и наглядной.
Задача №6 (мах 20 баллов за ответ)
Исходя из предположения, согласно которому, бабочки являются одними из самых красивых живых существ на Земле их стали собирать в живые коллекции. Они действительно похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная, полет настолько удивителен, что завораживает и манит.
«Butterfly Park» или в простонародье «Парк живых бабочек» сегодня становится весьма популярным и часто встречаемым явлением не только за рубежом, но и в нашей стране. Практический в каждом крупном городе нашей страны, уже существует «Butterfly Park».
Выбери свой Парк живых бабочек на сайте: www.kuponator.ru/
«Парк живых бабочек» — это живая коллекция флоры и фауны тропических широт, базовую основу которой составляют бабочки. Находясь в «Парке живых бабочек» можно на какое-то время забыть о проблемах, и перенестись в райский уголок живой природы. Журчание воды, изобилие тропических растений и пестрый мир свободно порхающих бабочек подарит Вам настоящую радость.
«Счастье подобно бабочке, чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.
Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо»
С недавних пор и в одном из израильских подразделений спецназа стали проявлять повышенное внимание к бабочкам. Как ни странно брутальные спецназовцы готовы возиться с ними часами, проявляя повышенное внимание и заботу. Согласно прогнозам соответствующих экспертов, подобного рода увлечения бабочками израильских спецназовцев будет встречаться намного чаще в ближайшем будущем, для этого разработана целая программа.
- Чем вызвано повышенное внимание к бабочкам у израильских военных?
- Какой результат планируется получить, распространяя увлечения бабочками среди израильских спецназовцев?
Приведите аргументы и примеры, подтверждающие гипотезу, лежащую в основе вашего ответа.
На завершающем этапе работы с Задачей №6 мы предлагаем вам собрать информацию о том, в каких странах, городах, университетах и научно – исследовательских лабораториях ведутся подобного рода разработки. Особое внимание просим уделить Российским научно – исследовательским лабораториям осуществляющим деятельность в рамках данной тематики.
№ |
Научно – исследовательский центр |
Страна |
Город |
В каком направлении ведётся работа.Краткое описание тематики и полученных результатов. |
Адреса сайтов, ссылки на информацию о научно – исследовательских центрах. |
|
|
|
|
|
|
Найденные научно – исследовательские центры, необходимо разместить, на контурной карте №6 мира. Можно использовать контурную карту, расположенную в приложении. Главное условие – информация должна быть читаемой и наглядной.
Итоговое задание №7 (мах 30 баллов за ответ)
Для выполнения итогового задания необходимо вспомнить компании, которые являются партнерами Школьной лиги Роснано (Статья о партнёрах Лиги — Наноград). Предлагаем вам ещё раз просмотреть решения задач (1 – 6), вспомнить о тех инновациях, которые стали предметом обсуждения при формулировании ответов на задачи (1 – 6).
- Какие инновации из тех, что вы обсуждали при решении задач (1 – 6) могли бы быть полезными для компаний, являющихся партнерами Школьной лиги Роснано.
- Какие технологические решения, из тех, что вы обсуждали, в рамках викторины, они смогли бы использовать для развития своего бизнеса?
Предлагаем Вам разработать список бизнес идей для компаний, являющихся партнерами Школьной лиги Роснано, на основе тематики викторины «Нанобабочки 2014 -2015».
Идеи, возникшие у вас, могут быть оформлены в виде мини проектов. Наиболее удачные идеи — мини проекты будут переданы компаниям – партнерам Школьной лиги Роснано. При наличии интересных решений возможны дополнительные призы от компаний – партнеров Школьной лиги Роснано.
Обратите внимание на критерии оценивания ответов !!!
Не оставляйте процесс размещения ваших ответов на сайте на последний день!
Критерии оценивания и требования к оформлению работы расположены ниже.
КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ВИКТОРИНЫ ПОЛУЧИТ СЕРТИФИКАТ,
А ПОБЕДИТЕЛИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ – ДИПЛОМЫ И ПРИЗЫ.
Призом может стать путевка в «Наноград 2015!»
Критерии оценивания:
- Для получения максимального количества баллов необходимо давать четкие, правильные, полные и логично выстроенные ответы.
- Содержание ответов должно соответствовать вопросам в заданиях викторины.
- Ответы формулируются собственными словами, содержат собственные мысли и не должны содержать бездумно выдернутые куски текста из Интернета. Цитирование источников допустимо, но при наличии ссылок на источники.
- За куски текста, выдернутые из Интернета и выдаваемые за собственные мысли, баллы за ответ будут сниматься.
- Работы, содержащие одинаковые ответы будут оцениваться минимальным количеством баллов. Викторина предполагает индивидуальное участие, а не групповое.
- Дополнительные баллы, предусмотренные системой оценивания, можно будет заработать за оригинальные ответы, идеи и креативное мышление.
- Работы, отправляемые на конкурс, должны соответствовать требованиям к оформлению конкурсных работ. В противном случае могут возникнуть трудности с их оцениванием.
Требования к оформлению работы:
- РАБОТЫ, НЕ РАЗМЕЩЁННЫЕ НА САЙТЕ, ПРОВЕРКЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ!
- ЕСЛИ УЧАСТНИК НЕ ПРОШЕЛ ВСЕЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ НА КОНКУРС, РАБОТА ПРОВЕРКЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ!
- Ответы помещаются на сайт конкурса в формате документа Microsoft Word (шрифт Times New Roman 12).
- Работу необходимо чётко подписать, указав: ФИО, школу, класс, домашний адрес и адрес вашей электронной почты, контактный телефон. Вся информация обязательна для заполнения.
- Также необходимо упаковать работу в архив rar или zip. Именно архив вы размещаете на сайте конкурса.
- Архив необходимо чётко подписать. В качестве имени архива нужно использовать Вашу фамилию и инициалы, а так же указать класс, в котором вы обучаетесь, например, для Иванова Петра Федоровича обучающегося в 10- ом классе архив будет назван: Ivanov_P_F_10.rar или Иванов_П_Ф_10.гаг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВИКТОРИНЫ ЖЕЛАЕМ УДАЧИ !!!
И ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ !!!