Mind mapping, или создание интеллектуальных карт

06.10.201420.12.2014
Вашему вниманию предлагается Фрагмент работы Михаила Эпштейна и Алексея Юшкова, посвященный проведению Всероссийской недели Нанотехнологий.

В статье рассматривается взаимосвязь двух сложных понятий «технопарк» и «Технопредпринимательства».

СТАТЬЯ «Технопредпринимательство и технопарки»

Если попытаться дать определение сложного понятия «технопредпринимательство», то без большого упрощения можно сказать, что это — систематическая предпринимательская деятельность, основанная на трансформации фундаментальных научных знаний в промышленно применимые, экономически оправданные и востребованные рынком технологии.

Что это означает, если обсуждать термин «трансформация» чуть более развернуто?

Наука «производит» знание. В настоящий момент основным потребителем этого знания является наукоемкое производство.

Наукоемкое производство, в свою очередь, обеспечивает производство продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Другими словами, и беря пока в качестве примера «не слишком наукоемкое производство – деревообрабатывающую промышленность», можно сказать следующее. Продажа леса-кругляка дешевле, чем продажа досок и значительно дешевле, чем продажа высококачественной мебели. Понятно, при этом, что изготовление высококачественной мебели предполагает наличие сложных технологий обработки древесины и т.д. и т.д. (в том числе и технологий производства станков, пил и т.д.). В основе же этих технологий лежит то или иное знание, полученное в рамках разного рода научных исследований и конструкторских изобретений.

Второй важный момент – производство высококачественной мебели на одном производстве может быть более затратным, чем на другом, благодаря тому, что этом втором производстве применяются различные инновации следующего уровня. И в этом смысле – продукция этого производства оказывается более конкурентоспособной.

Это же правило оказывается справедливым и для отраслей более наукоемких – электроника, альтернативная энергетика, самолетостроение, фармакология, производство медицинского оборудования и т.д.

«Третий уровень» инноваций – это не просто модернизация производственного процесса, а его качественное преобразование с одной стороны и разработка принципиально новых «революционных» интеллектуалоемких продуктов, с другой.

Возвращаясь к обсуждению знаний, полученных в ходе тех или исследований, важно понимать следующее. Сами по себе знания еще «ничего» не значат. Потому что на производстве они нужны не в качестве завершенного исследования явлений и процессов, а виде промышленных технологий, использующих результаты этих исследований. Собственно перевод знаний в технологию уместно называть инновацией.

Инновационность, являющаяся основой эффективного технопредпринимательства, предполагает использование в бизнесе новых технологий, уже доработанных до стадии коммерческого продукта.

Общепризнанной становится задача создания и развития инновационной экономики знаний, высоких технологий и наукоемких производств. Задача состоит в том, чтобы создать «экономику, генерирующую и применяющую наукоемкие инновации», а не генерировать «инновации» для их мучительного внедрения в экономику.

Как может быть устроено пространство, в котором становится возможным проведение исследований, разработка соответствующих технологий, передача этих технологий в производство, само производство и эффективные продажи?

В настоящее время «ответом» на эти вопросы являются технопарки.

Технопарк – это и есть способ организации такого пути. По существу, это не здание и не комплекс сооружений, как часто представляют технопарк, это способ организации инновационного процесса – превращения нового знания в новый продукт.

Масштаб того или иного технопарка может быть самым разным. В одном случае в пространство технопарка включены все вышеперечисленные процессы, в другом – только создание наукоемких технологий и их продажа.

Приведем несколько определений того, что такое технопарк.

Международная ассоциация технологических парков определяет его следующим образом.

Технопарк — это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационным компаниям с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-off processes).

Технопарк (англ. industrial park) — новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы; часто имеет льготное налогообложение (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999).

Технопарк – комплекс объектов недвижимости, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий, лабораторных и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры (Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности N 1972-ЗПО от 25 октября 2010 года»).

Парк Технологический – вид специальной экономической зоны, созданной для создания и развития новых прогрессивных технологий, комплекс, включающий в себя научные, конструкторские и производственные структуры, имеющие информационную и опытно-экспериментальную производственную базы и квалифицированный научный персонал (Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001).

Технопарк (industrial park) – форма интеграции науки, представляемой научными и проектными учреждениями, высшими учебными заведениями, и производства. Для этого на территории, близкой к расположению научной базы, создаются условия для деятельности опытных предприятий, предприятий по внедрению новейших видов продукции (инноваций), строятся здания для дальнейшего развития научных исследований, оснащенных самой современной экспериментальной и информационной техникой. Часто значительную часть затрат, связанных с созданием технопарков финансирует государство. Государство также предоставляет льготы по налогообложению предприятий, участвующих во внедрении новейшей продукции (Внешне-экономический толковый словарь/Под ред. И.Фаминского, 2001 г.).

Итак. Вернемся еще раз к определению.

Технопарк – среда, создаваемая специально с целью поддержки процесса перевода научного знания, результатов научного труда в продукт промышленного производства, в товар.

Перечислим основные виды деятельности, которые объединяются в особых пространствах – технопарках – для поддержки инноваций как реализованных идей:

— Исследовательская деятельность (в том числе — междисциплинарная); экспертиза перспективных разработок,

— Изобретательская деятельность и проектирование, разработка прототипов и технологий,

— Производство,

— Маркетинг, сбыт, управление,

— Поддержка коммерциализации разработок.

Поэтому технопарк может быть локальным пространством, в котором «собраны» научные, конструкторские и производственные структуры, имеющие информационную и опытно-экспериментальную производственную базы и квалифицированный научный персонал; но может разрастаться и до масштабов наукограда «последнего поколения».

В таком наукограде, кроме вышеперечисленного серьезное внимание уделяется созданию творческой среды для работы и досуга (в которой стимулируется порождение новых идей и их осуществление) – пространства для встреч, общения, творческой деятельности, кафе, библиотеки и пр. и пр.

Образ технопарка в масштабе наукограда и положен в основу летней школы «Наноград». В этой школе увязаны друг с другом различные деятельности и пространства: обучение и исследования (во время занятий Академии), моделирование и конструирование (в Мастерских и лабораториях), производство и взаимодействие с бизнесом (во время работы Корпорации), здоровый образ жизни и творческий досуг (организуемый Фестивальным центром).

Что такое Mind Mapping или диаграмма связей?

“Если вы не умеете строить интеллект-карты, то умеете ли вы учиться вообще?” – народная мудрость

«Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления»». (Источник: https://ru.wikipedia.org). 

Подробнее о Mind Map:

http://www.mind-map.ru/

http://rumapping.ru/

http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/ 

Идея конкурса.

Задача состоит в том, чтобы превратить сухой и скучный текст в так называемую «интеллект-карту», «ментальную карту» . Оценивается богатое содержание карты, яркость и четкая структура.

Как экспортировать вашу карту и в каких форматах?

В качестве продукта может быть презентация PowerPoint, изображение в форматах (GIF, PNG или JPG), PDF или программный файл. О том как это делать — http://www.mindmeister.com/ru/help/map/export

Сервисы по созданию Майнд Мэппинга.

  1. MindMeister — http://www.mindmeister.com/ru

Приложения для iPhone:       «Mind Map», «MindMeister», «MindNode», «Mind Tree».

Приложения для iPad:            «MindMeister», «MindNode», «SimpleMind», «BigMind Pro».

Приложения для Andriod:     «SimpleMind», «Mindomo», «MindBoard Free», «MindMeister».

Примеры Майнд Мэппинга.

  1. http://www.mindmeister.com/ru/452430210/tedxamsterdam-2013-molding-military-service-for-global-good
  2. Учебные проекты на блогах — http://www.mindmeister.com/ru/4602573/educational-project
  3. Вышивка шелковыми лентами — http://www.mindmeister.com/ru/212511628/_

Призовой фонд:

1-е место: iPad mini 2-е место: Электронная книга 3-е место: Электронная книга
0026511_ipad-mini-retina-32gb-wifi-cellular_300 pl100-1 pl100-1

Задание

Просим вас, используя технику «интеллектуальных карт» преобразовать эту статью в формат, который легко можно будет использовать в качестве опорного конспекта (на уроке обществознания) или презентации (защита учебного проекта).

Это задание мы посвящаем нашему постоянному партнеру – Технопарку «Идея» (город Казань).

Поздравляем!

1 место: Ужакина Анна

2 место: Ларионов Максим

3 место: Петрова Кристина

Удачи в следующих конкурсных программах!