Научно-популярный лонгрид

10.12.201810.02.2019
Курс посвящен новым форматам подачи контента в цифровой среде. Во время обучения вы узнаете, что такое лонгрид и чем он отличается от обычных статей в интернете, познакомитесь с основами веб-дизайна, а также научитесь создавать сайты без знания языков программирования. Участнику курса будет предложен теоретический материал, освоив который, он будет способен подготовить и сверстать лонгрид, посвященный одному научному вопросу. Курс будет интересен школьникам, которые увлекаются веб-дизайном и научно-популярной журналистикой.

Описание курса

Программа курса носит преимущественно прикладной характер, поэтому ее основной целью является формирование у обучающихся необходимых навыков для создания мультимедийных лонгридов. Фундаментальная составляющая курса сведена к необходимому минимуму и включает в себя основы веб-дизайна. В тоже время программа ориентирована на предоставление базовой информации, необходимой для создания лонгридов: обзор научно-популярных лонгридов, изучение инструментов новых медиа (на примере конструктора сайтов Tilda).

Лонгрид это не сплошной массив текста, а целый комплекс, состоящий из текста, разбавленного видеороликами, инфографикой, презентацией, фоновой музыкой, иллюстрациями (в том числе интерактивными), сносками, встроенными цитатами и т. д. Самое важное, что все они взаимосвязаны между собой: они не просто дополняют текст, а являются его равноправными партнерами. В таком материале имеет значение последовательность изложения, сочетание всех его частей – размер и количество иллюстративного ряда, шрифтов и цветов. Удачный лонгрид воспринимается как целостная история с глубоким погружением в тему.

Тезаурус курса

Новые медиа — новый формат существования текстов, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента.

Мультимедийный лонгрид — формат новых медиа, для которого характерно использование длинного текста в сочетании с мультимедийными элементами, предполагающий глубокое погружение читателя в тему.

Одностраничный сайт — сайт содержание которого базируется на одной странице. Формат сайта не предполагает разветвленной структуры и просматривается вверх-вниз при помощи прокрутки.

Шаблонная верстка — информационное наполнение и дизайн сайта на основе существующего конструктора.

Блок страницы — элемент логического разделения страницы.

Лид — краткое описание статьи перед основным текстом.

Инфографика — информация, представленная в визуальном виде при помощи графиков, диаграмм, схем и других визуальных элементов.

Ожидаемые результаты

Что будут делать участники?

  • Анализировать и разбирать известные лонгриды, посвященные научно-популярной тематике.
  • Придумывать концепт своего лонгрида.
  • Создавать мультиформатный текст.
  • Верстать лонгрид с помощью конструктора сайтов Tilda.

Что узнают и чему научатся?

  • Узнают, что такое лонгрид.
  • Узнают о новых приемах визуализации, освоят один из предложенных: скетчноутинг, инфографика или интеллект-карты.
  • Узнают о правилах размещения иллюстраций.
  • Познакомятся с методом интервью.
  • Познакомятся с основами веб-дизайна и блочной верстки.
  • Научатся верстать одностраничные сайты.

 

Тематическое планирование: разделы и подразделы курса

Раздел I. Содержание лонгрида

Подраздел №1. Как из текста сделать лонгрид?

  1. Просмотр видеоролика от редактора «TexTerra» Константина Рудова «Что такое лонгрид?».

Время просмотра: 8 минут.

  1. Прочитать статью Марины Войтович «Что такое лонгрид? Лонгрид о лонгридах».

Время чтения: 30 минут.

 

Промежуточное задание:

  1. Мы узнали, что лонгрид может состоять из любого контента (видео, аудио и т.д.). Ознакомьтесь с Приложением №1 (примеры мультимедийных лонгридов научно-популярной тематики) и выберите один из лонгридов. Выбранный лонгрид разберите по частям. Попробуйте понять, из чего он состоит, и ответьте на вопрос:«Какую функцию выполняет каждый из мультимедийных элементов?»
  2. Вам предлагается придумать идею (тему) своего лонгрида. Если вы пока не готовы придумать свою тему, вы можете выбрать из предложенных проблемных вопросов один и посвятить этой теме свой лонгрид (Приложение №2).

Ответы на вопросы и темы будущего текста можно присылать по адресу: chengleb.n@gmail.com

После согласования темы лонгрида с преподавателем студент начинает писать текст.

 

Подраздел №2. Жанр интервью в формате лонгрида

  1. Просмотр видеоролика «Кто такой научный журналист» от Аси Казанцевой.

Время просмотра: 4 минут.

  1. Прочитать интервью с астрономом Владимиром Сурдиным о жизни на другой планете «Колонии на марсе — это слишком дорого».

Время чтения: 15 минут.

 

Промежуточное задание:

  1. Выбрать потенциального героя или эксперта.
  2. Составить вопросы.

При планировании интервью используйте Приложение №3 (памятка для интервьюера).

Вопросы для интервью можно присылать по адресу: chengleb.n@gmail.com

 

Вторая часть курса начинается, когда текст уже готов.

Текст можно присылать по адресу: chengleb.n@gmail.com

Раздел II. Дизайн лонгрида

Подраздел №1. Как визуализировать историю?

  1. Просмотр видео «Скетчноутинг: оформление идей и планов» Анастасии Рубик. Время просмотра: 14 минут.

Промежуточное задание:

  1. Проработать структуру статьи с помощью визуальных приемов.
  2. Руководствуясь логикой, укажите основные разделы и блоки вашего лонгрида. Вы можете использовать одну из технологий: интеллект-карты, скетчноутинг или инфографику.

 

Технология «Интеллект-карты». Рекомендуем использовать mindmap-конструкторы.

Подробнее в тексте Тамары Герасимович «Обзор 17 условно-бесплатных программ для создания интеллект-карт».

Время чтения: 22 минуты

Скетчноутинг. Скетчи – это разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем и изобразительных элементов, таких как стрелки, рамки, типографика и линии.

Инфографика. Основная идея инфографики — понятно и красиво изложить труднодоступную информацию. Для того, чтобы создать инфографику, нужно собрать статистические данные по изучаемому вопросы (цифры), найти важные факты, касающиеся темы, определить ключевые идеи и подумать над тем, какая визуальная метафора сможет отобразить вашу тему. Инфографику можно создавать при помощи онлайн-конструкторов. Популярным порталом для создания инфографики является сайт Canva  или Пикточарт.

 

Подраздел №2. Основы верстки на конструкторе сайтов Tilda

  1. Просмотр обучающего видео «Как сделать лонгрид» от фотографа Елены Лисейкиной (просмотр отрывка видео с нулевой по 30:00 минуту).

Время просмотра: 30 минут.

 

Промежуточное задание

  1. Нарисовать эскиз лонгрида.

Эскиз — это схематичное изображение блоков, из которых состоит лонгрид. Ваш визуальный сценарий (см. пример эскиза)

Инструкция: возьмите лист бумаги, два карандаша: чёрный и цветной. Вам необходимо нарисовать схему. Прорисовывать все детально не нужно, только общую идею. Вам нужно получить сценарий вашего лонгрида.

Сначала мы добавляем обложку (название). Важно помнить, что обложка и лид — это самое первое, что видит ваш читатель, а только потом текст, иллюстрации, видео и все остальное.

Советы

Старайтесь рисовать аккуратно — будет легче перенести в электронную формат. Как правило, идей много, поэтому лучше сделать несколько вариантов, а при создании лонгрида выбрать более подходящий.

  1. Верстка готового текста

Вам следует зарегистрироваться на конструкторе сайтов Tilda за 10 дней до сдачи текста. Пробная бесплатная версия действует две недели. После истечении пробного периода доступ к редактированию будет закрыт, но ссылка на готовый лонгрид будет активна.

 

Примечание автора курса

  • Находить иллюстрации для лонгрида можно на бесплатных стоках (например, здесь или здесь). Использование стоковых онлайн баз позволяет быть уверенным, что вы не присвоили чужое изображение и соблюдаете авторские права, кроме того в подобных базах удобнее регулировать качество и размер изображений. Для ознакомления с популярными базами данных и тем, как подбирать изображения, прочитайте статью блога Tilda Publishing «Руководство по поиску картинок для сайта или статьи».

Помните про авторское право и при публикации любого изображения всегда указывайте источник.

  • Правильное использование кавычек. Классические кавычки русского языка — «ёлочки». Для вложенных кавычек следует использовать „кавычки-лапки“. Если в русском тексте присутствуют фразы на иностранном языке, заключенные в кавычки, то кавычки следует использовать русские. Если слово (фраза) в кавычках является ссылкой, то сами кавычки в ссылку не включаются. Если в начале или конце текста встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком («елочки» и «лапки»). Понятные примеры можно посмотреть здесь.

 

Материалы для дополнительного изучения

  1. Как делать красивые статьи на Тильде.
  2. Оформление сайта: Как работать с текстом и изображениями.
  3. Сила белого пространства. Как незаполненное пространство влияет на дизайн сайта.

 

Образовательный контент

Телеграм-каналы:

  1. NowHowChannel — ссылки на сайты с хорошим дизайном со всего света. telegram.me/nowhow.
  2. Паша и его прокрастинация — канал Павла Федорова о том, как писать текст, проблемы пишущих, правила русского языка, советы писателей, книги о ремесле. telegram.me/@abbsol

Интернет-ресурсы:

  1. Tilda Education — образовательный журнал платформы для создания сайтов Tilda Publishing. Практические руководства по дизайну и маркетингу для цифровых проектов.
  2. 70 лучших ресурсов о веб-дизайне. Советы от экспертов.
  3. Полка – виртуальная библиотека с потрясающим дизайном с сайта (для вдохновения).
  4. Семь упражнений для тех, кто боится писать.

 

Информация о ведущем курса

Чэн Глеб, аспирант СПбГУ, специалист по профильному обучению, Образовательный центр «Сириус».

Задание

Итоговым продуктом курса для участника станет лонгрид, посвященный одному научному вопросу. Участнику курса предлагается выбрать тему для лонгрида из предложенных проблемных вопросов или найти тему самостоятельно.

Формат работы: работы принимаются в виде интернет ссылки на готовый лонгрид.

Работы, присланные в других форматах, рассматриваться не будут. Во время работы над курсом предполагаются несколько промежуточных заданий.

Критерием оценки работы будет являться выполнение требований к формату лонгрида, таких как: качество текста, использование мультимедиа приемов, дизайн страницы, связь текста и формата (аудио и визуальные формы).

Не забывайте, что в лонгриде одинаково важны как текст, так и визуальное содержание.

Лучшие работы курса:

  1. Локтева Елизавета, Лубошников Матвей, Рядинский Алексей, Черникова Дарья, Шкилёва Екатерина. Нужен ли человеку Космос? http://spacenano.tilda.ws/
  1. Марьина Евгения. Так ли необходим поиск альтернативных источников энергии? http://alternativeenergetics.tilda.ws
  2. Бондаренко Елизавета. Вселенная. Как всё начиналось? http://university.theory.tilda.ws/
  3. Варова Анастасия. http://robototechnika129.tilda.ws

Интервью взяты лично взяты лично в рамках JuniorSkills. Фото были предоставлены Пресс-Центром МАОУ «Техно-Школа им.В.П.Савиных»

  1. Наконечный Егор. Каковы перспективы применения нанотехнологий? http://infromatikalongread.tilda.ws/
  2. Родинова Маргарита. Практическая физиология, или полиграф на службе. http://polygraph_na_slujbe.tilda.ws/
  3. Усов Сергей. Глобальное потепление — это глобальная проблема. http://project1089399.tilda.ws
  4. Толстоусова Юлия. Катастрофа или облегчение жизни. Человек и искусственный интеллект. Кто от кого будет зависеть? http://projecttilda.ws/
  5. Белякова Арина/ Перенаселение Земли. Миф или реальность? http://science.overpopulation.tilda.ws
  6. Атаева Диана. Влияние недостатка сна на организм человека.  http://do_you_sleep_enought.tilda.ws

 

«Научно-популярный лонгрид»

1 работа: Локтева Елизавета, Лубошников Матвей, Рядинский Алексей, Черникова Дарья, Шкилёва Екатерина. Нужен ли человеку Космос? http://spacenano.tilda.ws/

2 работа: Марьина Евгения. Так ли необходим поиск альтернативных источников энергии? http://alternativeenergetics.tilda.ws

3 работа: Бондаренко Елизавета. Вселенная. Как всё начиналось? http://university.theory.tilda.ws/; Варова Анастасия. http://robototechnika129.tilda.ws. Интервью взяты лично взяты лично в рамках JuniorSkills. Фото были предоставлены Пресс-Центром МАОУ «Техно-Школа им.В.П.Савиных»