Живой парашют

11.02.201907.04.2019
Если вы решили, что мы будем изучать одуванчики, то сильно ошибаетесь. Это суровый курс по мастерству полетов в воздухе и приземлению совершенно других живых существ и некоторых очень полезных объектов. Хотите изготовить собственную мини-модель устройства для приземления? Добро пожаловать в курс «Живой парашют»!

Дорогие ребята, если вы учитесь в 5 или 6 классе и вас интересует всё, что связано с полётами и парашютами, то этот курс — для вас.

Курс состоит из трёх самостоятельных последовательных частей. В каждой части вы найдете задания, которые мы предлагаем выполнить.

Рабочие материалы загружены в ворде в конце каждой части. Так вам будет удобнее скачивать материал, заполнять таблицы, встраивать в тексты свои рисунки и фото.

Подготовьте ответы по каждой части. Создайте общий файл в формате pdf (Ваша фамилия.pdf), состоящий из выполненных заданий по всем трём частям курса.  Загрузите единый файл в свой личный кабинет «Школы на ладони».

Часть 1. Белки-летяги и бердмены

Шаг 1.

Посмотрите видеозаписи того, как прыгает и летит от дерева к дереву белка-летяга.

Решите, какой из глаголов в целом лучше подходит к описанию полета белки-летяги:

– пикирует,

– опускается,

– парит,

– прыгает,

– падает,

– планирует,

– приземляется,

– вибрирует.

Шаг 2.

Сделайте три рисунка:

  1. Рисунок траектории (линии движения) белки от опоры к опоре, как если бы она просто перепрыгнула с одной опоры на другую.
  2. Траектория движения белки, как если бы она просто упала бы с дерева.
  3. Траекторию прыжка-полета с дерева на дерево (от одной опоры к другой), находящихся на удалении друг от друга.

Траектория (от позднелатинского trajectories – относящийся к перемещению) – это линия движения тела (материальной точки).

Дополнительная информация

Белки (лат. Sciurus) — род грызунов семейства беличьих. Обыкновенная летя́га, или белка-летяга или летучая белка (Pteromysvolans) — небольшой грызун семейства беличьих. Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними ногами у неё имеется широкая кожная складка, покрытая шерстью — летательная перепонка.

Шаг 3.

Как может быть охарактеризован прыжок-полет белки-летяги? В чем особенности этого прыжка-полета? Предложите свою версию того, что происходит во время полёта белки-летяги.За счет чего и почему белка может так лететь? Напишите об этом. Сделайте рисунки-схемы.

Шаг 4.

Что пишут про физическую природу полета белки-летяги в Интернете? Сравните свои версии решения с тем, что пишется в сети.

В чем вы совпали, в чем обнаружилось расхождение?

Напишите об этом.

Дополнительная информация

Wingsuit (вингсьют) – костюм-крыло из ткани.

Полёты в вингсьюте яв­ляются разновидностью прыжков с парашютом. Этот костюм имеет специальную форму, которая позволяет преодоле­вать большие расстояния по горизонту, теряя при этом мало высоты.

Пара­шютисты, использующие вингсьют, также зовут друг друга белками-летягами и бёрдменами.

 Внимание! Не пытайтесь повторить полёт бёрдмена!

Допуск на полёт в вингсьюте получают спортсмены, имеющие от 150 до 200 прыжков с парашютом. Такое требование обосновано сложностью управления полётом в условиях ограничения подвижности тела в костюме.

Максимальная оценка за работу по данному разделу — 3 балла

Рабочие материалы к Части 1 (Часть 1 Белки и бердмены). Скачайте рабочие материалы. Выполните задания. Сохраните данные (не потеряйте)), для того, чтобы использовать их в итоговом отчете по мини-курсу.

 

Часть 2.  Виды полетов

Шаг 1.

Используя справочники, выясните, в чем особенность следующих видов полетов:

— парение

— бреющий полет

— порхающий полет

Шаг 2.

Объясните, в чем сходство и различие:

– взлетать и взмывать;

– планировать и пикировать;

Шаг 3.

Скачайте файл «Часть 2. Виды полетов» и заполните таблицу на странице.

Правило заполнения таблицы: если на ваш взгляд, тот или иной вид полета присущ данному животному, ставьте «+», если такой вид полета не характерен для этого животного, ставьте «-». Например, вы считаете, что орел не может порхать. Тогда в этой ячейке таблицы вы ставите «-».

Шаг 4.

Выберите одно животное из таблицы. Опираясь на свои результаты, опишите возможные причины невозможности выполнять тот или иной вид полет.

Например, вы выбрали божью коровку и пришли к выводу, что она не может планировать. Коротко напишите, почему, на ваш взгляд, это невозможно.

Максимальная оценка — 4 балла

Рабочие материалы к части 2. (Часть 2 Виды полетов). Скачайте рабочие материалы. Выполните задания. Сохраните данные (не потеряйте)), для того, чтобы использовать их в итоговом отчете по мини-курсу.

 

Часть 3. Исследовательская задача

Примечание. Файл «Исследовательская задача» нужно скачать, заполнить, сохранить под своим именем в формате pdf (например, «Иванова_Исследовательская задача.pdf»), прикрепить в своем личном кабинете по курсу «Живой парашют» на сайте «Школа на ладони».

Шаг 1.

Представьте, что одновременно запустили маленький и большой бумажные парашюты с одинаковым грузом (разница площади куполов — в 2 раза).

Будет ли разной скорость спуска этих парашютов?

Если «да», то какой будет разница?

Шаг 2.

Предлагаем вам сделать парашюты с разной площадью купола и проверить точность своих прогнозов.

Примечание 1

Если при изготовлении парашютов вы воспользуетесь приведенной здесь схемой, то исходите из того, чтобы сторона самого маленького парашюта была 10 см, второго — 15 см, третьего — 20 см.

Примечание 2

Первые два парашюта можно сделать из простого листа писчей бумаги формата А-4.

Для третьего парашюта потребуется лист формата А-3. И важно, чтобы это была тонкая бумага, т.к. при больших размерах на скорость падения будет уже влиять и вес самого купола.

Важно, чтобы длина строп у всех парашютов была примерно одинаковой (около 35-40 см).

Примечание

После того как парашюты будут изготовлены, приступайте к их запуску.

Чем с большей высоты вы их запускаете, тем лучше.

Замерять время будет достаточно сложно. Удобнее это делать при помощи секундомера. Если же его нет, нужно научиться считать секунды, глядя на часы, а затем уже замерять время падения.

Шаг 3.

Поведите исследование. Заполните таблицу 1. с результатами своих измерений.

Таблица 1.

Зависимость скорости падения от площади парашюта (заполняется в формате ворд, для этого скачайте файл Часть 3. Исследовательская задача).

Площадь (S)

Парашюта «А»

Площадь (S)

Парашюта «B»

Площадь (S)

Парашюта «С»

Площадь (S)

Парашюта «D»

Время спуска Измерение 1

Измерение 2

Измерение 3

Измерение 1

Измерение 2

Измерение 3

Измерение 1

Измерение 2

Измерение 3

Измерение 1

Измерение 2

Измерение 3

Среднее время спуска груза с одной и той же высоты

Шаг 4.

Нарисуйте график зависимости вре­мени падения груза от площади па­рашюта.

Сделайте фотографию или скан графика и встройте его в лист с ответами на задания миникурса.

Шаг 5.

Глядя только на график, что можно сказать о времени падения груза, если площадь нового парашюта будет в два раза боль­ше самого большого парашюта, который вы реально сделали?

Шаг 6.

Познакомьтесь с презентацией, посвященной истории изобретения парашютов. Парашюты.

Шаг 7.

 Прочитайте текст, ответьте на вопросы

Исследование – это всегда получение нового знания.

Проект – это создание продукта (изделия).

Что из того, что вы делали в рамках данного миникурса, является исследованием, а что проектом?

Прочитайте текст, ответьте на вопросы

Николай Егорович Жуковский (1847 – 1921) изучал, как возможен полет тел, которые тяжелее воздуха. А потом на основе полученных знаний построил один из первых самолетов. Что здесь исследование, а что – проект?

Запишите ответы: цифра и нужная буква

1. Изучение возможности полета тел тяжелее воздуха А. Это исследование

Б. Это проект

2. Создание конструкции самолета А. Это исследование

Б. Это проект

 

Ответы: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________________

 

Максимальная оценка по разделу — 3 балла

Рабочие материалы к части 3. Исследовательская задача (Часть 3 Исследовательская задача). Скачайте рабочие материалы. Выполните задания. Сохраните данные (не потеряйте)), для того, чтобы использовать их в итоговом отчете по мини-курсу.

 

Подарки от партнеров National Geographic и Сеть магазинов оптической техники «Четыре глаза» за лучшие работы:

1 место – Бинокль Levenhuk Atom 16×32(67678) https://www.4glaza.ru/products/binoculars-levenhuk-atom-16×32/

место и 3 место — Компас Bresser National Geographic (60037) https://www.4glaza.ru/products/bresser-national-geographic-compass/

Задание

Выполните здания по всему мини-курсу.

Создайте общий файл в формате pdf (Ваша фамилия.pdf), состоящий из выполненных заданий по всем трём частям курса.  Загрузите единый файл в свой личный кабинет «Школы на ладони».

В курсе прокачиваются навыки:

  • умение работать в команде
  • конструировать
  • исследовать
  • проектировать
  • читать тексты и оформлять презентации
  • аргументировать свою точку зрения.

Уважаемые участники! Поздравляю вас с успешным окончанием весенней сессии. Мы получили очень много хороших, качественных и интересных работ, среди которых с удовольствием выделили 36 работ на 10 баллов. Это почти треть из тех работ, которые были загружены (на курс записались 152 человека из них 96 выполнили задание и прикрепили работы).

С одной стороны мы порадовались вашему интересу и высокому уровню работы с материалом, с другой, как всегда в таких случаях, было сложно выбирать лучшие. Но без этого никак не обойтись, потому что за лучшие работы участникам отправляют замечательные призы наши постоянные партнеры – сеть «Четыре глаза».

Нам показались самыми интересными вот такие работы:

Лукьяненко Алексей и Лукьяненко Игорь

Яниогло Никита

Клепинина Валерия и Предеин Алексей — Часть 1 и Часть 2

Среди авторов очень хороших работ — Малахатка Владислав, Таисья Казанцева, Макар Синицин, очень много авторов замечательных презентаций.

Ребята, буду рада вновь видеть вас на следующих курсах «Школы на ладони»! Удачи!