Известно, что самые мудрые люди учатся на своих удачах. Да, да, мы не ошиблись: неудачи показывают нам только то, что у нас не получается; а вот удачи указывают путь.
Вы помните наш идеал – самообразование в хорошей компании. Нас в «Школе на ладони» более 10 000 человек (а если считать Школьную неделю высоких технологий и технопредпринимательства, то окажется, что и вовсе более 500 000 тысяч!). Компания большая и очень интересная. Всем нравится учиться, все интересуются окружающим миром и думают о будущем с вдохновением.
А что такое образование? Обойдемся без скучных лекций и скажем коротко – в процессе образования мы получаем знания, формируем отношения и учимся преобразовывать мир вокруг нас, самих себя и саму культуру познания.
Завершающий курс этого года посвящен наступившему Будущему (и навыками XXI века) и нам самим.
Я попрошу вас оглянуться на прошедший год и оценить, какие именно способности (навыки, умения, компетенции) вы сумели развить в себе за прошедший год. Этот тип образовательной деятельности называется «рефлексия». Вам предстоит подумать о себе, оценить свои достижения и поставить задачи на следующий год. И, если захочется, поделиться результатами с другими.
Мудрые люди учатся на своих достижениях, а очень мудрые – способны учиться на достижениях других. А мы ведь любим и умеем помогать своей команде.
Примечание
«Навыки XXI века» – устойчивая словесная конструкция, обозначающая наличие у человека способности к успешной жизни в быстро меняющихся условиях XXI века. Часто употребляются слова – умение, компетенция и т.д. Слова эти имеют различное значение в науке, но для нас это сейчас не существенно. Для рефлексии вы можете пользоваться простыми формулировками, отражающими ваш прогресс. Научились проводить качественное наблюдение – так и пишите; научились технике создания мультипликации – тоже хорошо; впервые разработали и осуществили проект в хорошей команде – замечательно; самостоятельно изучили какую-то проблему – честь и хвала.
Если же вы захотите узнать о «Навыках XXI века» больше, вы можете познакомиться с докладом НИУ ВШЭ Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра