Дом, который построил Джек

11.02.201907.04.2019
Мы приглашаем пройти этот мини-курс всех тех, кому интересна история строительства и архитектура величайших творений цивилизации. И если вам нравится придумывать различные архитектурные конструкции, или вы просто любите играть в Дженгу, заходите, записывайтесь на курс, будет точно интересно и полезно. А ещё, если вы летом соберётесь с родителями в путешествие по старинным городам, то сможете побыть экскурсоводом и уж точно, со знанием дела, отличить сооружение времен раннего средневековья от более поздних эпох. В мини-курсе – четыре раздела. Проходите их последовательно, тогда точно будет интересно, и вы многому научитесь. В конце каждого раздела – практическое задание по конструированию.

Дом, который построил Джек (всем, кто интересуется искусством и архитектурой)

Этот мини-курс состоит из четырех последовательных частей. Интереснее работать, не заглядывая в ответ. Тут важно не то как правильно и исторически уже случилось, а то что вы сами придумаете в качестве конструкторского и инженерного решения.

Итак, приступим. Англия, XIII век…

Часть 1 Самые высокие стены

Жил давным-давно в Англии архитектор. Звали его Джек-строитель. Он мечтал построить самый высокий собор в Англии.

В 1230-х годах, во времена Джека, архитекторы уже хорошо умели строить прямые, толстые, высокие стены. Высота сводов соборов вместе с крышей иной раз достигала 25 метров;  это высота 7-ми этажного здания. Согласитесь, это не так уж и мало. Могли архитекторы строить и высокие круглые башни-звонницы.

Но в основном храмы 1230-х годов все же больше напоминали оборонительные сооружения, крепости. Сейчас такой стиль в архитектуре мы называем Романским.  Характерными признаками романского стиля являются:

– лаконичность и простота;

–использование простых геометрических форм: параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида;

– использование каменных массивных толстостенных конструкций с маленькими окнами-бойницами, которые как будто изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.

Стены могли достигать в толщину 5-ти метров (это 5 больших шагов), а окна не остеклялись; вместо стекол ставили резные каменные решетки, так что зимой в храме было не только темно, но и довольно холодно;

В итоге собор буквально нависал громадой своих стен над человеком, и заставлял задуматься не сколько «о прославлении Бога и блаженстве райской жизни, сколько о спасении своей души, живущей в «беспросветно грешном теле»».

В целом транслировалась идея суровости, самозащиты и неприступной мощи, что, кстати, было актуально для раздробленной и ведущей междуусобные войны феодальной Европы того времени.

 

 

Джек же хотел построить огромный, торжественный и просторный собор, чтобы в нем было много света и воздуха, а взгляд прихожанина буквально взмывал ввысь, в небо.

Строитель начал с того, что решил возвести очень высокие стены. Такие, каких еще никто до него не строил. Джек хотел построить стены собора высотой как современный дом в 12 этажей.

Однажды Джек поднимался на леса под свод строящегося храма. Дул сильный ветер, начиналась гроза. Поднимаясь выше и выше, архитектор почувствовал, как стена медленно-медленно шатается из стороны в сторону. Поднявшись наверх, он, к своему ужасу, обнаружил, что стены не просто шатаются, а еще и трескаются! Сильный ветер и английская погода сделали свое дело и стены начали разрушаться, причем гораздо раньше, чем предполагал архитектор. Он-то хотел, чтобы храм веками прославлял Англию и английскую церковь…

Предложите свой вариант решения спасения стен храма.

Не заглядывая в справочники и Гугл, нарисуйте и опишите свою конструкцию.

Максимальная оценка за работу по данному разделу — 3 балла

После того как задание будет вами выполнено, переходите ко второй части мини-курса. Там вас ждёт контрход Джека-строителя.

Материалы курса

Часть 1 Самые высокие стены

Часть 2 Аркбутаны и контрфорсы

Часть 3 Стены и своды

Часть 4 Свод, что придумал Джек

Задание

Задание к части 1.

Предложите свой вариант решения спасения стен храма.

Не заглядывая в справочники и Гугл, нарисуйте и опишите свою конструкцию.

Максимальная оценка за работу по данному разделу — 3 балла

После того как задание будет вами выполнено, переходите ко второй части мини-курса. Там вас ждёт контрход Джека-строителя.

Задание к части 2. 

Отметьте, что в вашей версии по укреплению стен совпало с решением английского архитектора?

Что нового вы узнали из текста и рисунков-схем?

Оцените эстетику решения Джека-строителя по 10-ти балльной шкале и объясните почему Вы поставили такой балл.

Максимальная оценка за работу по данному разделу — 2 балла

Задание к части 3.

Предложите конструкцию, при которой станет возможным поднять уровень (высоту) свода, сделать его более безопасным и одновременно — более изящным.

Нарисуйте и опишите ее.

По возможности сделайте макет своей конструкции используя какой-то из материалов: пластилин, глину, алюминиевую фольгу и т.д..

Максимальная оценка за работу по данному разделу — 3 балла

Задание к части 4.

  1. Сравните свое решение и решение, которое придумал Джек. Напишите об этом.

Примечание: у вас может быть и другое, не менее оригинальное решение. Ведь и в истории архитектуры были и другие эффективные решения в отношении устройства сводов зданий и храмов.

  1. Сделайте модель нервюрного свода из пищевой фольги. Сфотографируйте.
  2. Придумайте свой собственный вариант нервюрного свода. Сделайте макет и сфотографируйте.Максимальная оценка за работу по данному разделу — 2 балла

Навыки, которые «прокачиваются» в этом курсе:

  • креативность
  • навыки проектной (инженерно-конструкторской) деятельности
  • умение читать и оформлять тексты

Подготовьте ответы по каждой части. Создайте общий файл в формате pdf (ваша фамилия.pdf), состоящий из выполненных заданий по всем четырем частям курса.  Загрузите единый файл в свой личный кабинет «Школы на ладони».

Удачи!