В поисках инноваций

11.02.201907.04.2019
Участникам курса предстоит найти и исследовать один из высокотехнологичных или связанных с наукой объектов в своём регионе и подготовить фото- или видеорепортаж. Лучшие работы войдут в медиатеку виртуальных экскурсий, благодаря которой жители других городов смогут больше узнать о других регионах.

«Путешествовать необходимо тем, кто учится», – Марк Твен.

«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов», — Рэй Брэдберри.

Вы замечали, как за одно путешествие порой успеваешь прожить целую жизнь? Особенно много открытий порой приносит путешествие по большим странам, в которых один город может радикально отличаться от другого. Именно в такой удивительной стране живём мы: каждый населённый пункт здесь легко превращается в объект для исследования. И если о культурных и исторических достопримечательностях обычно можно узнать из интернета или кино, то познакомиться с наукой, производством и технологиями, как правило, можно только оказавшись в том или ином городе.

Те, кто бывал в Нанограде, хорошо знают, как много внимания мы уделяем тому, чтобы изучить город, принимающий Летнюю школу: посещаем заводы, нанотехнологические предприятия и промышленные объекты, ходим на экскурсии в лаборатории и научные центры, а ещё узнаем, какие объекты были построены с использованием нанотехнологий. Такие экспедиции позволяют не только узнать город и познакомиться с его учеными и технопредпринимателями, но и лучше увидеть картину российского производства в целом.

Но как успеть увидеть всё? Даже если представить, что у школьника или студента есть возможность путешествовать в один новый город каждый месяц, то легко можно сосчитать, что на посещение всех более-менее крупных городов[1], уйдёт почти 15 лет!  А уж если совершать такие поездки раз в год, как в случае с Наноградом, то не хватит и двух жизней. Кроме того, приезжая в новое место, путешественник часто не догадывается, где искать наиболее интересные достопримечательности, ведь о заводах и промышленных объектах не пишут в туристических путеводителях.

Словом, самостоятельно организовать образовательные путешествия в большое количество разных городов – задача не из лёгких.  Но тут можно вспомнить об известной теории шести рукопожатий: если перенести её в область географическую, то получится, что у каждого из нас уже есть знакомые в каждом городе страны. Так почему бы не объединиться, чтобы показать свои города друг другу?

Задача этого курса – найти и исследовать одно из предприятий или научных объектов в своём городе,  а затем создать фото- или видеорепортаж, который позволит познакомиться с ним жителям из других городов и стран. К слову, вашими зрителями могут стать и ваши соседи: часто оказывается, что мы очень мало знаем о том месте, в котором живём.

Для вдохновения предлагаем посмотреть это видео, автор которого отправился на один из заводов Новосибирска:


Что же предстоит сделать?

Шаг 1. Выбрать объект

Объекты, которые вы сделаете своим «героем», могут относиться к одной из следующих категорий:

  • нанотехнологические и высокотехнологичные предприятия, заводы, промышленные объекты;
  • лаборатории при учебных заведениях, научные, R&D центры;
  • музеи (научные или политехнические);
  • объекты, построенные с использованием нанотехнологий (стадионы, офисные здания, телебашни и т.д.).

Возможно, долго искать не придётся и один из объектов сразу придёт вам в голову. Но может статься, что придётся провести предварительный поиск. Как это сделать? Обратиться к интернет-источникам:

  1. Для поиска нанотехнологических объектов, изучите раздел «Портфель» на сайте РОСНАНО: http://www.rusnano.com/.
  2. На этом же сайте вы найдёте карту нанотехнологических центров: http://www.rusnano.com/infrastructure/nanocenters

Заодно можно посмотреть на пример ещё одного видеоролика, рассказывающего о предназначении наноцентров:

  1. На сайте Российской академии наук можно найти перечень региональных научных центров РАН: http://www.ras.ru/sciencestructure/regionalcenters.aspx
  2. Кроме того, можно обратиться к различным подборкам научных музеев. Пример одной из таких вы найдёте здесь: https://postnauka.ru/lists/79690. Перечень музеев представлен и на этом портале: museum.ru
  3. Чтобы посмотреть на список университетов, можно обратиться к этому ресурсу: http://vuzopedia.ru/vuz/

Это – лишь часть источников, которые вы можете использовать для поиска. К слову, за помощью в выборе объекта всегда можно обратиться ещё и к учителям, родителям или одноклассникам.

Шаг 2. Изучите выбранный объект

Скорее всего, у выбранного вами объекта есть страница в интернете, благодаря которой вы узнаете об основных направлениях деятельности, разработках и исследованиях, научных публикациях и патентах.  Знакомясь с этой информацией, вы сможете понять, насколько вам интересен выбранный объект и будет ли он подходящим для экскурсии. Если выбранное место подходит по этим двум параметрам, то параллельно с изучением информации можно готовиться к созданию «экскурсии». Для этого нужно решить следующие задачи:

  • Сформулировать цель. То есть понять, о чём именно и для чего вы будете рассказывать будущим зрителям. О предприятии в целом и его деятельности? Или о конкретной разработке и её авторах? И т.д. Когда вы определите цель, то сможете с большей легкостью подготовить сценарий работы и вопросы к спикерам, которые станут героями вашей экскурсии.
  • Договориться о встрече и получить разрешение на съёмку. Договариваясь о записи экскурсии, опишите задачу и цель, которой хотите достичь. Если ваши собеседники будут понимать, на что соглашаются потратить своё время, то они смогут помочь вам в создании экскурсии.
  • Заранее собрать и проанализировать информацию, размещенную в открытом доступе. Представим ситуацию: вы выбрали интересный объект, договорились о съёмках и интервью. Авторитетный учёный, директор предприятия или другие сотрудники согласились ответить на ваши вопросы, поучаствовать в съёмках и показать объект изнутри. Если вы начнёте подобную встречу с вопроса, который покажет, что вы не имеете представления о деятельности компании, скорее всего, беседа не сложится.

Шаг 3. Подготовить сценарий экскурсии и вопросы для интервью.

Очень часто начинающие авторы совершают ошибку, которая в итоге не даёт воплотиться в жизнь даже гениальной идее: планируя снимать видео, они берутся за камеру до того, как подготовят сценарий. Несомненно, импровизация может быть интересна, но только в том случае, если импровизирует профессионал и мастер своего дела. Как правило, чем непринужденнее кажется блогер или ведущий, тем более серьезная предварительная работа стоит за кадром. Поэтому сценарий должен появиться ДО начала съёмок.

Классическое определение гласит: «Сценарий –   это литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения». Выражаясь проще, сценарий – это текст, описывающий, что увидит и услышит зритель готового видео. Чтобы больше узнать о сценариях и особенностях подготовки, воспользуйтесь одним или несколькими источниками. Часть из них посвящена сценарию как жанру кинематографа, но и здесь вы сможете подчерпнуть ценную информацию:

  1. Учебное пособие «Телевизионная журналистика». Глава «Телевизионный сценарий». URL: http://evartist.narod.ru/text6/31.htm
  2. Александр Волков. Алгоритм написания сценария: https://www.avtoram.com/algoritm_napisaniya_stzenariya/
  3. Как написать сценарий телевизионного сюжета: http://iast.pro/materials/kak-sozdat-tekst-dlya-televizionnogo-syuzheta/

Не менее важна и подготовка к интервью. Многие социологи, журналисты и люди других профессий, работающие с этим жанром, говорят, что избегают заранее подготовленных вопросов, вместо них составляя список тем, которые хотят обсудить. С одной стороны это позволяет не упустить важного и вести беседу более естественно. С другой стороны, если речь идёт о видео- или фотосюжете, целью которого является экскурсия, то чрезмерно длинная беседа на расплывчатые темы может привести к тому, что вы напрочь забудете о поставленной цели. Начните со списка тем, которые хотите обсудить с вашими спикерами. Каждую тему сопроводите вопросами, которые указали в сценарии. Так вы не упустите важного и получите «живую» речь, которая позволит сделать ролик интереснее и ярче.

Заранее уточните, сколько раз вы сможете прийти на выбранный объект для съёмок. Если у вас есть хотя бы две встречи, то после первой вы сможете оценить отснятый материал и понять, чего не хватает.

Создавая экскурсию, думайте о себе как о зрителе. Что было бы важно увидеть и узнать вам?

Шаг 4. Посещение выбранного объекта и съёмка

На этом, казалось бы, очевидном этапе очень важно определиться, в каком формате будет существовать ваше будущее произведение. Видео? Анимационный ролик? Фоторепортаж с расширенными комментариями? От этого зависит и выбор инструмента для работы, и некоторые особенности работы. В любом случае не забудьте взять с собой диктофон, камеру и фотоаппарат.

Для создания видео могут быть использованы любые редакторы. Перед съёмкой ещё раз изучите сценарий. Как ведущий экскурсии вы должны помнить о том, что никто не любит «говорящие головы» или «чтение с листка», поэтому нужно заранее подумать о том, что именно вы будете делать в кадре.

Если же вы решите создать анимационный ролик, то вам могут показаться удобными следующие сервисы:

  • Объясняшки — http://xplainto.me. Программа позволит создать собственный контент. Сначала нужно сделать черновую раскадровку истории, придумать персонажей, начитать текст на диктофон, и, наконец, добавить детали и исправить ошибки. Далее программа превратит контент в анимацию, которую можно загрузить на YouTube или Vimeo.
  • Sparkol VideoScribe — https://www.sparkol.com. Позволяет создавать видеоролики с эффектом, прорисовывания сюжета от руки.
  • PowToon — https://www.powtoon.com. Бесплатное онлайн приложение для создания анимированных видеопрезентаций с дополнительными платными возможностями. В программе предусмотрено несколько вариантов анимации текста на слайдах: написание текста от руки, последовательное появление букв, а также простые варианты анимации текста, к которым в привыкли в программе PowerPoint. Библиотека анимированных изображений содержит модели разных человечков в векторной графике и множество элементов инфографики. Более сложные изображения можно приобрести по подписке.
  • GoAnimate — https://goanimate.com. Онлайн-программа по созданию презентаций и анимированных видео-роликов с широкими возможностями. Программа имеет бесплатную версию с ограниченными возможностями и различные варианты ежемесячной подписки.

Если вы выбираете в качестве итоговой формы «экскурсии» фоторепортаж,то готовьтесь к тому, что работа будет более сложной: ведь вам нужно будет создать «эффект погружения» и целую историю исключительно с помощью фотографий и текста. Важно обращать внимание и на качество снимков, и на стиль обработки, и на текст, который будет сопровождать зрителей всю «экскурсию».

Шаг 5. Монтаж и подготовка ролика/фоторепортажа

Этот этап нуждается в комментариях меньше остальных. Если вы действовали правильно, то у вас есть большие объёмы исходного материала, который станет тканью экскурсии. Осмелимся дать совет: прежде чем создавать финальную версию работы, покажите вашу экскурсию группе независимых критиков – например, двум-трём друзьям или родственникам, живущим в другом городе. Ещё один полезный приём – показать свою работу тем, кто помогал вам создавать экскурсию, чтобы удостовериться в терминологической, фактологической и научной корректности.

* Предполагается, что каждый участник данной программы выполняет задание индивидуально, а не в команде. Задание может быть выполнено в паре, но только в случае, если этого требует формат работы или выбранный жанр (например, концепция вашего ролика предполагает наличие двух ведущих в кадре/параллельный монтаж/сравнение двух объектов и пр.).


[1]Городов, население которых превышает 100 тысяч жителей

Задание

  1. Познакомьтесь с предложенными источниками и описанием этапов работы.
  2. Выберите объект – одно из предприятий или научных объектов в своём городе, экскурсию на который вы будете готовить. Подробное описание категорий объектов представлено в содержании курса.
  3. Проведите предварительное исследование выбранного объекта (пользуясь подсказками, размещёнными в содержании курса).
  4. Подготовьте видеорепортаж в жанре «экскурсии», которая позволит познакомиться с одним из научных или высокотехнологичных предприятий жителям из других городов и стран. В качестве итоговой работы принимаются также фоторепортажи.

Критерии оценки работы

  • Терминологическая и научная корректность;
  • Соответствие выбранного объекта одной из указанных категорий;
  • Фото- или видеорепортаж рассказывает о реально существующих предприятиях/структурах и их достижениях, деятельности и разработках;
  • Полнота информации (из вашего ролика понятно, о каком городе и объекте идёт речь, термины сопровождаются расшифровкой. Если вы используете фотоснимки, необходимо сопровождать их комментариями);
  • Обоснованность выбора объекта (из ролика понятно, почему важна экскурсия именно на этот объект, почему зрителю важно познакомиться именно с ним);
  • Простота и доступность: содержание фото- или видеорепортажа должно быть понятно человеку без профильного образования, но при этом без излишнего упрощения;
  • Наличие «живых» голосов – комментариев и экспертных интервью, отзывов посетителей и т.п.;
  • Грамотность, соблюдение норм литературного языка;
  • Оригинальность;
  • Эстетичность;
  • Образность (большой плюс – наличие ярких метафор);
  • Наглядность;
  • Наличие ссылок на материалы и источники, используемые при подготовке конкурсной работы;
  • Наличие заголовка или названия и краткой аннотации (иначе как зритель поймёт, какую «экскурсию» ему предлагают посмотреть?);
  • Отсутствие плагиата. В том случае, если уникальность работы составляет менее 70 %, эксперты курса оставляют за собой право не оценивать результат;
  • Качество итогового продукта (в том числе – отсутствие звуковых помех).

Формат представления работы: 

Мы просим вас загрузить два документа в формате DOC.

Первый документ – файл, в котором содержится ссылка на ролик (предполагается, что своё произведение вы загружаете на YouTube, а ссылку размещаете в документе, который загружаете в «Школу на ладони»). В том случае, если вы выбираете фоторепортаж, его необходимо загрузить в одну из открытых сетей (например, создать альбом в социальной сети «Вконтакте»), а в документе разместить ссылку на альбом.

Второй документ– информация об авторе работы (ФИО, город, образовательное учреждение) и информация об объекте (Название объекта, адрес, ссылка на сайт, изображение (фото, видео) объекта).

Дорогие друзья!

Благодарю за участие в курсе. Я и мои коллеги с большим интересом знакомились с подготовленными работами и узнавали о предприятиях и научных центрах, работающих в нашей стране.

С самого начала мы понимали, что программой поставлена достаточно сложная задача, поэтому мы особенно признательны тем, кто сумел самостоятельно организовать поход на то или иное предприятие и побеседовать с экспертами, превратив свои впечатления в экскурсию, с которой теперь могут познакомиться сотни людей из других регионов. И, конечно, мы благодарим педагогов, которые нередко помогали участникам курса организовывать встречи с представителями науки и бизнеса.

Мы думаем, что количество полученных баллов в этом курсе не столь важны. Нам бы хотелось, чтобы и вы тоже считали показателем успешности своего участия в программе тот факт, что вы смогли развить в себе организаторские и журналистские навыки, примерить на себя роль популяризатора, ближе познакомиться со спецификой региона, в котором вы живёте.

Мы любим повторять, что важно учиться на удачах – своих и чужих. Ведь неудачи позволяют только усвоить ошибки. А чтобы развивать сильные стороны, важно ещё и следить за положительным опытом и успехами. Поэтому мы предлагаем познакомиться с работами, которые больше остальных соответствовали критериям данного курса.

Вот один из примеров:

Экскурсия в Научно-образовательный центр «Нанотехнологии» Южно-Уральского государственного университета в г.Челябинске

Отличный пример того, как можно по-разному показать один и тот же объект, продемонстрировала участники курса из Ангарска. Несколько учащихся организовали совместный поход в Иркутский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института лазерной физики СО РАН. По итогам экскурсии каждый участник подготовил индивидуальную работу. Могло показаться, что у всех получатся похожие работы. Но выяснилось, что каждый увидел объект и интерпретировал новую информацию по-своему. В качестве примера работ этого блока предлагаем посмотреть на видеоролик, подготовленный Никитой Усовым.

Другие работы вы можете увидеть в группе «Школьной лиги» Вконтакте (vk.com/schoolnano).

Надеюсь, программа помогла вам больше узнать о собственном регионе и вдохновила на новые открытия. Ещё раз благодарю за участие!

С уважением, Анастасия Данилова.