Откуда берутся вещи?
Контекст кейса.
Еще в древнейшие времена многие люди понимали, что большинство продуктов нужно хранить в охлаждаемых помещениях. На что только не шли наши предки, чтобы иметь возможность даже в самый жаркий день угощать дорогих людей охлажденными кушаньями и винами. Император Нерон тратил большие суммы денег для того, чтобы его слуги заготавливали на замерзших водоемах в горах снег и лед.
Южная Европа долгое время даже не подозревала о том, что снег и лед способны принести пользу в хозяйстве. Знаменитый путешественник и купец Марко Поло, уроженец Италии, после длительного пребывания в Китае написал книгу, в которой описал все достоинства льда и снега. Изобретательный итальянец Франсиско Прокопио в 1686-м году открыл в Париже знаменитое кафе «Прокоп» и попробовал продавать там замороженные шербеты и мороженое, продукт сразу же завоевал бешеную популярность. Благодаря этому количество поставщиков льда резко возросло.
В 1879-м году Карл фон Линде, аристократ из Германии, изобрел устройство с компрессором, для работы которого он использовал аммиак. Благодаря этой холодильной машине появилась возможность производить лед в огромном количестве.
Сегодня холодильники в быту и холодильные установки на производстве являются практически самыми большими и в то же время самыми незаменимыми бытовыми приборами.
В вашем доме существует множество вещей, имеющих свою хронологию появления в быту человека. Например, пещерный человек не имел в своем жилище почти ничего, за исключением открытого огня и каменного оружия для охоты. Современные дома – это просторные отапливаемые помещения с большим количеством техники и удобной мебелью.
Источники:
http://remholod.etov.com.ua/articles/612-Vozniknovenie-holodilnika-istoriya.html
http://mappio.com/mindmap/iq-matrix/memory-cottage-mind-map
Что понадобится для исследования?
— 20 материальных объектов домашней инфраструктуры для исследования;
— Доступ к электронным ресурсам.
Что посмотреть-почитать?
- Настольная игра «Тайм-лайн», изданная ООО «Компания Стиль Жизни» http://2fishki.ru/userfiles/rules_ pdf.
- Великая история простых вещей (TheEpicHistoryofEverydayThings). –США, 2011.
- История вещей (с Анни Леонард) / The Story of Stuff (with Annie Leonard). –США, 2007
- Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса».
Примеры тайм-лайна:
- http://media.begeek.fr/2010/03/iphone-story.jpg
- http://friends.kz/uploads/posts/2008-03/1206491376_cellphones-timelinejpg
- http://www.focusblog.ro/wp-content/uploads/2013/03/social_media_timeline-779402.jpg
Призовой фонд:
1-е место: iPad mini |
2-е место: Электронная книга |
3-е место: Электронная книга |
|
|
|
Призёры награждаются портативным универсальным аккумулятором для мобильных устройств.
Задание
В качестве продукта от каждого конкурсанта ожидается тайм-лайн (временная шкала) вещей для проекта Технополиса «Химград» «Энергоэффективное малоэтажное домостроение «Грин хаус»». Подробнее о проекте «Грин хаус»
На временной шкале необходимо, по возможности, отметить: название вещи, дату создания (патента), страну изобретения, имя создателя или автора разработки, вплоть до бытовых приборов или промышленных объектов! Идеи объектов для своего тайм-лайна можно заимствовать у резидентов Химграда.
Оценивается длинна тайм-лайна и ее содержание (разнообразность объектов, информационная насыщенность, оригинальность и соответствие объектов условиям конкурса). По результатам конкурса будет создана настольная игра, и у тебя есть шанс внести свой вклад в создание этой игры и получить ценный приз!
Что нужно делать?
Необходимо разместить на ленте времени 20 объектов, имеющих прямое отношение к твоему дому. Точка отсчета в ленте времени будет универсальной, ею станет электрическая лампочка накаливания.
Результат информационного поиска:
Лодыгин Алекса́ндр Никола́евич, русский электротехник, в 1874 году получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал лампу накаливания во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. В 1879-м году Томас Эдисон закончил работу над лампочкой накаливания с угольной нитью. Величайшая заслуга Эдисона была не в разработке идеи лампы накаливания, а в создании системы электрического освещения с прочной нитью накала, с высоким и устойчивым вакуумом и с возможностью одновременного использования множества ламп.
Чтобы было проще ориентироваться в домашних объектах, мы приведем примеры групп, которые помогут тебе сориентироваться:
- предметы мебели (например, диван-книжка, шкаф-купе, кресло);*
- отделочно-декоративные материалы (например, обои, ламинат, штукатурка, паркет);
- ванно-туалетная комната, предметы гигиены, сантехника (например, смеситель, мыло, зубная щетка, душевая кабина);
- кухонная утварь (например, открывашка или консервный нож, ножницы, тёрка);
- метизы, крепеж, фурнитура (например, английский замок, шуруп, карниз);
- электроприборы, проводка, техника (например, лифт, внешняя проводка, кипятильник, антенна, радио, микроволновка);
В процессе поиска вещей для размещения на «ленте времени» необходимо выполнить одно ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие: не менее трёх объектов должны иметь отношение к нанотехнологиям. Советуем искать эти объекты среди:
- защитных покрытий;
- изделий электроники и оптики;
- средств по уходу за домом, одеждой, техникой.
* можно взять любой предмет мебели, например, стул, но в этом случае мы можем не получить четкого представления об авторстве или о времени создания.
Итак, для того чтобы выполнить это задание кейса, нужно выбрать 20 конкретных вещей из домашнего обихода и ответить на 3 вопроса относительно этих вещей:
- Что изобретено?
- В каком году было изобретено? Исходная точка датирования идеи.
- В какой стране? Точка признания и развития идеи.
- Кто автор изобретения?
Ты выбираешь место для своего домашнего объекта на оси времени в соответствии с тем, когда и где произошло указанное на карте событие.
Все материальные продукты труда имеют свое историческое происхождение. Ознакомившись в ходе решения кейса с историей вещей, ты сможешь воссоздать картину эволюции человеческих идей.
По окончании кейса можно провести групповую игру по аналогии с игрой «Тайм-лайн» (Лента времени), предварительно изготовив карточки по общему шаблону.
NB TUTOR!
Этот кейс посвящен развитию у школьников навыка информационного поиска. Нам важно, чтобы внимание учеников было сфокусировано на элементарных объектах материального мира, которые окружают любого человека дома. Навык поиска и анализа неочевидной информации об очевидных вещах – это то, что может помочь формированию навыка выстраивания причинно-следственных связей. В этом же кейсе можно обсудить вопрос культуры использования инновационных идей и ссылок на авторские права. Кейс можно усовершенствовать: например, в качестве объектов для исследования использовать объекты школьной обстановки и инфраструктуры. Этот методический прием может снизить социальные риски кейса, связанные с разным социальным положением семей школьников. По окончании кейса можно провести групповую игру по аналогии с уже изданной игрой «Тайм-лайн», предварительно изготовив карточки по общему шаблону.