Учебные исследования в 5-9 классах на уроках и во внеурочной деятельности. Естественнонаучные дисциплины.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту исследовательская деятельность учащихся становится обязательной нормой в подростковой и старшей школе.

Это потребует решения ряда содержательных задач.

  1. Потребуется освоение форм организации образовательного процесса, обеспечивающих «массовость» данного процесса.
  2. Необходимо научится создавать принципиально разные ситуации исследовательского характера для детей разного возраста. Не просто отличающиеся по степени сложности, но именно разные и учитывающие возрастные особенности школьников.
  3. Необходимо освоить деятельностные формы организации учебных исследований

На первый взгляд эта задача выглядит как решенная, но анализируя описания уроков-исследований, выложенных в Интернете, видно, что это далеко не так.

Проверьте сами – возьмите текст такого урока и ответьте на вопрос: что самостоятельно делают на каждом этапе урока учащиеся в плане освоения норм и методов исследовательской деятельности и в плане решения исследовательского задания или задачи?

Чтобы корректно ответить на этот вопрос, важно обратить внимание на следующие моменты:

  • занимают ли учащиеся исследовательскую позицию? В чем это выражается?
  • в каком познавательном\исследовательском вопросе и других видах деятельности эта позиция удерживается?

…Про организацию исследовательской деятельности написаны «тома». Но массовой практики, когда школьники на уроках осуществляли бы исследовательскую деятельность, так и нет.

Цель курса:

Освоение участниками дистанционных курсов форм организации образовательного процесса, направленного на:

  • открытие и освоение учащимися основной школы норм исследовательской деятельности;
  • получения учащимися опыта творческой составляющей любой исследовательской деятельности – формулировки собственной проблемы, выдвижение собственных гипотез (при принципиальном отсутствии правильного варианта формулировки), изобретение процедуры собственного эксперимента и пр.;
  • получение учащимися опыта собственных мини-исследований.

Целевая группа:

учителя-преподаватели дисциплин естественнонаучного цикла.

Объем курса:

Курс рассчитан на 72 часа, из которых 45 часов – анализ текстов, предложенных разработчиком, и их комментарии; 15 часов – анализ собственной практики по предложенным параметрам; 12 часов – самостоятельное проектирование учебно- методических материалов.

В результате освоения курса каждый участник познакомится с формами организации урочной и внеурочной работы, направленными на открытие и освоения норм исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта второго поколения; познакомиться и экспертно оценит формы работы с учащимися в логике диалогических \ деятельностных форм обучения; разработает макет собственного учебного занятия в соответствии с логикой системно-деятельностного подхода.

Полную программу курса вы можете загрузить по ссылке

Об авторе курса

Список тем:

Тема 1. Исследовательская и проектная деятельность.

Тема 2. Образ профессиональной деятельности.

Тема 3. Организация работы по знакомству с нормами исследовательской и проектной деятельности

Тема 4. Экспертиза урока-исследования

Тема 5. Проектирование этапов освоения норм исследовательской деятельности

Тема 6. Этапы освоения норм исследовательской деятельности.

Тема 7. Исследовательское задание — методический аспект

Тема 8. Уроки-исследования в формате «исследовательских программ»

Тема 9. Содержание и формы организации учебно-исследовательской деятельности во время внеурочной деятельности.

Тема 10. Разработка итогового урока или занятия по курсу «Учебные исследования в 5-9 классах на уроках и во внеурочной деятельности. Естественнонаучнные дисциплины»

Задание

Для получения итогового сертификата необходимо набрать не менее 56 зачетных единиц и выполнить все задания (см. Программу курса)

1. Для получения итогового сертификата необходимо набрать не менее 56 зачетных единиц .

2. Задания по курсу делятся на три группы – чтение и анализ текстов, анализ собственной практики, самостоятельное проектирование учебно-методических материалов. Оценка результатов работы по каждому уроку дается как интегральная, по совокупности выполнения всех представленных заданий.

3. Оценивание осуществляется по системе «да», «скорее да», «скорее нет», и «нет»; соответственно баллы распределяются:

  • при 6 зачетных единицах: «да» (+) = 6 или 5; «скорее да» (+-) = 4 или 3; «скорее нет» (- +) = 2 или 1; «нет» (-) = 0.
  • при 9 зачетных единицах «да» (+) = от 9 до 7; «скорее да» (+-) = от 7 до 5; «скорее нет» (- +) = от 5 до 3; «нет» = 0

Выполненные задания вам следует прикреплять через сайт. Отправка заданий доступна только слушателям, записавшимся на курс, чьи заявки были одобрены администратором портала.

В названии каждого файла обязательно указывайте свою фамилию и номер темы (например, «Иванова тема 1«)