«Школьная лига РОСНАНО» как ресурс развития образования в рамках Шестого технологического уклада

Школьная лига как ресурс развития образования в рамках Шестого технологического уклада«Школьная лига РОСНАНО» — образовательная программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.

Участниками Школьной лиги в 2010-2015 учебном году стали 216 учебных заведения из 54 регионов страны. Ещё более 400 образовательных учреждений сотрудничают со Школьной лигой в статусе «школ-партнёров».

Цель учебного курса:

  • ознакомить руководителей образовательных учреждений и координаторов проекта в школах с технологиями, применяемыми в рамках образовательной программы «Школьной лиги РОСНАНО»;
  • подготовить координаторов проекта в образовательных учреждениях-партнёрах к вступлению в проект в статусе «школ-участниц»;
  • обучить инициативных педагогов проектированию образовательной программы для всех ступеней образования с учётом использования уже созданных материалов по подпрограммам «Школьной лиги РОСНАНО», медиа-ресурсов, Календарного плана и других пособий.

Авторы курса

доктор педагогических наук, профессор Е.И. Казакова; доктор педагогических наук, профессор Л.С. Илюшин, кандидат психологических наук, доцент А.Н.Юшков.

Составитель: А.Г. Тяглый, Master of Art and Liberates.

Целевая группа

Основная целевая группа учебного курса — координаторы проекта «Школьная лига РОСНАНО» в образовательных учреждениях в статусе «школа-партнёр», отвечающие за внедрение и реализацию образовательной программы «Школьной лиги РОСНАНО».

Также курс будет интересен:

  • представителям Ресурсных центров «Школьной лиги РОСНАНО»;
  • директорам образовательных учреждений, которые хотят ознакомиться с новыми форматами и технологиями построения образовательной программы школы, согласуемой с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения;
  • широкому кругу педагогов основного и дополнительного образования, интересующихся опытом и разработками Программы «Школьная лига РОСНАНО».

Объем курса

Объем курса 72 академических часа, из которых 32 часа – анализ текстов, изучение учебных и справочных материалов и видеолекций, 40 часов – самостоятельное проектирование образовательной программы, аналитическая деятельность по выявлению уже заложенных тенденций и основ образовательной программы школы в сравнении с образовательной программой, предлагаемой программой «Школьная лига РОСНАНО», прохождение теста самопроверки, заполнение формы самооценки на портале «Школьной лиги РОСНАНО», подготовка стратегического плана развития ОУ и плана деятельности в рамках Программы.

Участники курса далее именуются – «слушатели».

Условия обучения

Курс доступен для освоения бесплатно для координаторов, педагогов и управленческих кадров школ-партнёров и школ-участниц  Программы «Школьная лига РОСНАНО».

Для этих категорий заявка на участие в курсе будет подтверждена ведущим курса в течении 2-3 рабочих дней.

Планируемые результаты

В результате освоения курса каждый слушатель:

— получит исчерпывающую информацию о теоретических основаниях образовательной программы «Школьной лиги РОСНАНО», о событиях Календарного плана деятельности Лиги, о способах и путях организации и проведения этих событий на базе образовательного учреждения;

— проведёт самооценку образовательного учреждение, и сформирует ресурсов обеспечение, необходимое для внедрения образовательной программы «Школьной лиги РОСНАНО»;

— заполнит Самооценку качества реализации Программы деятельности в рамках «Школьной лиги РОСНАНО», что даст  образовательному учреждению возможность претендовать на статус «школа-участница»;

— сможет дополнить существующую образовательную программу школы методиками, разработками, создаваемыми и внедряемыми в рамках деятельности Федеральной образовательной сети «Школьная лига РОСНАНО».

Все слушатели, завершившие курс и успешно справившиеся с зачетным заданием, получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Ведущие идеи и ключевые понятия

Отличительные черты образовательного процесса, реализуемого в школах Программы:

  • наличие в школе культурно-образовательной среды, стимулирующей развитие творчества и инициативы детей и педагогов (исследования, предпринимательство, социальная ответственность);
  • установка школы на работу со всеми школьниками, отсутствие селективного отбора учащихся, организация выявления и поддержки разнообразных талантов учащихся;
  • реализация в школе современной образовательной программы и технологий (ФГОС нового поколения), ориентированных на развитие естественнонаучной и высокотехнологичной составляющих, а также внедрение в работу школы не менее 50% образовательного контента, разработанного и предоставленного в рамках Программы;
  • активное использование школой электронных образовательных ресурсов ФОС ШЛР и привлечение школьников к ресурсам конкурсно-образовательных программ;
  • реализация программ межпредметной интеграции (межпредметные и/ или интегративные учебные программы, элективные курсы, межпредметные «погружения» различного типа; учебные проекты, исследовательские проекты и др.), а также наличие в школе не менее 10% учебного времени, предназначенного для программ и проектов интегративного типа с сопутствующим мониторингом междисциплинарной интеграции;
  • наличие условий для постоянного обновления содержания и форм естественнонаучного образования (обновление программ и методик, освоение и разработка учебников нового поколения). При этом подразумевается, что школьники имеют доступ к аутентичным источникам информации по проблемам современного естествознания, созданным за последние 3-5 лет, а не менее 10% общеучебного времени по проблемам естественнонаучного знания отводится на анализ актуальных (разработанных в текущем учебном году) научно-популярных и учебных текстов;
  • школа активно осваивает образовательную технологию учебного проектирования, учебные проекты разрабатываются и реализуются на всех этапах обучения;
  • разработка и реализация школами программы социального партнерства с ведущими организациями науки и индустрии (в первую очередь наноиндустрии): организация образовательных экскурсий, встреч с лидерами науки и бизнеса, разработка и решение учебных кейсов и исследовательских проектов;
  • построение образовательного процесса с опорой на развитие личного опыта и обогащение познавательных интересов учащихся;
  • активное использование образовательных технологий, связанных с обучением в «увлеченных сообществах», использование игровых технологий;
  • качественная диагностика и индивидуальное сопровождение талантливых учащихся;
  • в образовательную программу школы войдет содержательный блок, связанный с преподаванием основ нанотехнологий;
  • активное использование в практике преподавания исследовательских методов, позволяющих развивать исследовательскую и технопредпринимательскую компетентность обучающихся;
  • наличие устойчивого сообщества педагогов, разрабатывающих и внедряющих новые образовательные программы и технологии в области высоких технологий и технопредпринимательства.

Ключевые понятия: образовательная программа школы; образовательная программа «Школьной лиги РОСНАНО»; календарный план работы проекта; мониторинг качества реализации образовательной программы и публичный отчёт школ, реализующих образовательную программу; профессиональный стандарт педагога; медиаобеспечение.

Проблемные вопросы

  1. Как связана образовательная программа «Школьной лиги РОСНАНО» с Федеральным государственным образовательным стандартом и Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы?
  2. Какими технологиями следует дополнить образовательный процесс школы, чтобы максимально соответствовать заявленным Школьной лигой желаемым характеристикам образовательного процесса в школах-участницах Лиги?
  3. Может ли виртуальное сетевое взаимодействие быть столь же эффективным, сколь и реальное?
  4. Каким образом события Календарного плана «Школьной лиги РОСНАНО» связаны с желаемыми характеристиками образовательного процесса в школах?
  5. С каких шагов разумнее всего начинать внедрение образовательной программы «Школьной лиги РОСНАНО» в школах?

Содержание учебного курса

Начать изучение курса мы рекомендуем с ознакомления с его программой.

Программа «Школьная лига РОСНАНО на период с 2016 по 2018 год»
Официальный Портал «Школьной лиги РОСНАНО» как инструмент сетевого взаимодействия
— Подпрограмма «Федеральное образовательное сообщество «Школьная лига РОСНАНО»
— Подпрограмма «Образовательные программы и технологии нового поколения»
— Подпрограмма «Школа на ладони»
— Подпрограмма «Летняя школа «Наноград» 
Календарный план деятельности Лиги
— НАНОвый учебный год
— Сессии «Школы на ладони»
— Мониторинг качества реализации Программы
— Ежегодная научно-практическая конференция
— Всероссийская Школьная неделя высоких технологий
— Сетевая научно-практическая конференция школьников
— Летняя школа «Наноград»

Задание

Для успешного освоения курса необходимо освоить все темы курса и выполнить итоговые задания.

В рамках курса Вам предлагаются три формы контроля и, соответственно, три задания .

Первая форма — самопроверка. Вам предстоит пройти тест и оценить, насколько хорошо Вы освоили содержание данного учебного курса.

Перейти к самооценке освоения программы учебного курса

Вторая форма — стартовая диагностика. Вам предстоит оценить состояние дел в Вашем образовательном учреждении и текущие достижения в рамках реализации Программы.

Перейти к заполнению анкеты Самооценки качества реализации Программы школами-участницами и партнерами

Третья форма — проектирование. Это итоговое задание в рамках курса. Координатор представит Стратегический план деятельности школы в рамках реализации Программы «Школьная лига РОСНАНО».

Перейти к составлению Стратегического плана деятельности школы в рамках реализации Программы «Школьная лига РОСНАНО»

Стратегический план деятельности школы необходимо прикрепить через форму отправки работ на главной странице курса.