Химические приключения Шерлока Холмса

01.02.201604.04.2016
Для выполнения конкурса вам предлагается два различных задания. Каждое оценивается отдельными баллами, которые будут суммироваться и ранжироваться. В конкурсе могут принять участие учащиеся 5-11 классов.

Задание №1. «Невидимые чернила»

Для выполнения этого задания вам нужно найти и подобрать чернила. Но! Обратите свое внимание на то, что эти чернила не должны оставлять видимый след на бумаге. Эти следы должны становиться видимыми только при их качественном проявлении. На самом деле такие вещества всюду нас окружают, некоторыми из них мы пользуемся очень часто и порой даже не задумываемся о том, что их можно применять для других целей.

Требования к результатам: в текстовом документе указать:

  • список тех «невидимых» чернил которые вы смогли найти (за каждый вид чернил дается 2 балла); ,
  • разместить фотографию на каждый вид чернил (1 балл за каждое фото), на фото должно присутствовать любое слово или предмет относящееся к школьной лиге РОСНАНО;
  • сделайте описание того, как работает тот или иной вид чернил (обязательно для каждых чернил, опишите из чего вы их получали).
  • кто и при каких обстоятельствах использовал невидимые чернила? (за каждый пример по 1 баллу)

Задание №2. «Летние индикаторы»

Без заголовка

Рисунок №1

В химии применяется большое количество синтетических индикаторов, которые успешно вытесняют природные. Для выполнения конкурсного задания вам нужно понять, какие вещества относятся к индикаторам (к какому классу они относятся, какая у них формула) и в чем их секрет работы (почему они способны изменять свой цвет). Поразмышляйте на тему, где могут содержаться природные индикаторы. Для выполнения конкурса вам нужно получить эти индикаторы и проверить их работу с помощью уксусной кислоты (массовая доля кислоты равна 50%) и щелочи (можно использовать 30% раствор пищевой соды).

 

Задание

Требования к результатам:

1) результаты оформить в виде таблицы в текстовом документе (за каждый индикатор ставиться 1 балл);

Из чего получен индикатор

Исходный цвет

Цвет при добавлении кислоты (раствор уксусной кислоты с концентрацией 50%)

Цвет при добавлении щелочи (раствор пищевой соды с концентрацией 30%)

Черноплодная рябина

1

Темно-бордовый

2

Ало-красный

3

Сине-зеленый

4

2) подробно описать метод того, как вы получали свои индикаторы и как проверяли их работу (2 балла за каждый метод получения индикаторов);

3) объясните, почему индикаторы изменяют свой цвет и что способствует этому? Для каждого используемого индикатора сделайте фото и вставьте его в таблицу (каждое фото оценивается в 1 балл)

4) угадайте из чего получен индикатор представленный на Рисунке №1? (вопрос оценивается в 10 баллов)

Общие итоги программы еще не подведены. Саммари появится в ближайшее время.