Развитие исследовательской культуры ученика через решение кейсов в рамках ФГОС нового поколения

Целью курса является развитие проектно-исследовательских умений школьников и учителей. Курс ориентирован на построение внеурочной деятельности в логике сочетания кейсовых практик и тьюторства. Планируется, что участники курсов получат набор инструментов (кейсов) для работы с учащимися 7-9 классов для развития элементов исследовательской и научной деятельности в рамках внеурочной деятельности.

Мы предлагаем вам практико-ориентированный дистанционный курс, начиная его описание с вопроса:

Возможно ли ученику в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование? В этом курсе мы стараемся доказать, что это не только возможно, но и очень интересно.

В жизни мы часто пользуемся научными методами, не всегда осознавая это. Мы наблюдаем, анализируем, сравниваем, проверяем свои предположения, устанавливаем связь одного с другим, а иногда и с третьим – в общем, ведём себя, как разумные люди. Можно ли назвать это научным исследованием? Да, если наши методы изучения мира признаются другими учеными, а результаты помогают понять, как устроен мир и человек.

Ребёнок рождается с огромным потенциалом любопытства, превращение которого в любознательность происходит, в первую очередь, в диалоге с увлеченным взрослым. Данный курс помогает таким взрослым попробовать новую роль тьютора, почувствовать идеи и принципы ФГОС, что называется, не «в документах», а на своём рабочем столе, в текстах и рассказах учеников.

Содержание курса «помещено» в «Тетрадь рейсовых практик для учащихся 7-9 кл.». Тетрадь размещена в «Медиатеки программы». В этой тетради собраны задания, выполняя которые, ученик может понять, как «работает» наука, почувствовать радость открытия, получить опыт поиска истины, используя ресурсы собственного интеллекта. 
Работа с Тетрадью относится к внеурочной деятельности и ставить за нее традиционные оценки едва ли уместно. Важнее выступать в роли эксперта, развивая у ученика способность, воспринимать качественную оценку своей работы. В этом смысле, данный дистанционный курс поможет вам освоить приемы развития исследовательской мотивации школьников.

Проблематика кейсов «Тетради» разнообразна – физика, химия, биология, основы социологии и психологии, но это не предполагает, что тьютор должен досконально разбираться во всех этих науках. Важнее другое – его способность «вчитаться» в контекст кейса, подсказать, где можно найти дополнительную информацию, а самое главное – проследить за соблюдением школьниками методологии исследования: объективности наблюдения, точности эксперимента, корректности занесения данных в таблицы и графики и т.п. Мы надеемся, комментарии со знаком «NB tutor» внутри кейсов помогут Вам в диалоге со школьниками. 
Материалы курса включают большой объём образовательных ресурсов, из которых можно «строить» урок, авторскую программу, события внеурочной жизни школы.


Цель курса: развитие проектно-исследовательских умений школьников и учителей. Курс ориентирован на построение внеурочной деятельности в логике сочетания кейсовых практик и тьюторства.
Планируется, что участники курсов получат набор инструментов (кейсов) для работы с учащимися 7-9 классов для развития элементов исследовательской и научной деятельности в рамках внеурочной деятельности.
Целевая группа – учителя, преподаватели дополнительного образования, работающие с 7-9 классами.

Объем курса 72 часа, из которых 30 часов – анализ текстовых материалов, предложенных разработчиком; 20 часов – практическая работа с кейсами; 10 часов – анализ результатов собственной практической работы; 12 часов – самостоятельное проектирование кейсов по предложенному алгоритму.

В результате освоения курса каждый участник сможет:

  • создать авторский исследовательский кейс, дополняющий действующую программу;
  • из имеющихся материалов, четырнадцати кейсов сформировать ресурсное обеспечение курса внеурочной работы;
  • выступить в качестве эксперта по отношению к предложенным учебно-методическим материалам.

Дополнительным бонусом для участников является – увлекательная подборка литературных произведений и фильмов, которые помогут лучше сориентировать ученика в ситуации решения конкретного кейса, помочь в формировании культурного кода исследователя и расширению его картины мира. Это, своего рода, ресурс «неформального образования» — в нем можно встретить вполне серьезные произведения, а иногда наоборот – комедийный юмор, относящийся к контексту кейса.

Все участники семинара, завершившие курс и успешно справившиеся с зачетным заданием, получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Ведущие идеи курса:

1. Научная картина мира возникает и развивается в процессе интеллектуальной деятельности, ориентированной на выдвижение и проверку гипотез (предположений) об известных, в целом, явлениях и закономерностях.

2. Взаимосвязь эмоционального переживания успешности поставленного эксперимента и критериального подхода к его внешней (педагогической, экспертной) и самооценке позволяет максимально полно использовать ресурс любознательности, познавательного интереса и академических притязаний школьников.

3. Выполнение исследовательских кейсов делает необходимым со стороны школьников развивать круг социально-значимых отношений со взрослыми (родителями, знакомыми, экспертами); исследовательская деятельность позволяет тьютору (учителю) выстраивать диалог и сотрудничество с семьёй, научным и бизнес-сообществом, развивать педагогическую компетентность родителей.

4. Обсуждение процесса и результатов выполнения исследовательских кейсов с тьютором и одноклассниками расширяет ряд навыков самопрезентации ученика, его научный кругозор, навыки критического и системного мышления, преимущественно без традиционного стрессового компонента «отметочного обучения».

Ключевые понятия

Исследовательская деятельность. Кейс-технологии обучения. Взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного образования. Тьюторство.

Проблемные вопросы к курсу
  1. Можно ли в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование? Создавать своё знание, на основании своего опыта?
  2. В чем различия научного и учебного исследования? Для чего этим можно и нужно заниматься в школе?
  3. Можно ли при организации внеурочной деятельности заниматься серьезными исследованиями в неформальной обстановке? Что подразумевает неформальная обстановка и почему она привлекательна для детей?
  4. Как оказывать поддержку и/или мотивировать школьников выполнять исследовательские задания? Какие есть инструменты оценивания?
  5. Можно ли «гуманитариев» научить выполнять естественнонаучные исследования?
Планируемые результаты

В результате освоения курса каждый участник сможет:

  • создать авторский исследовательский кейс;
  • из имеющихся материалов, четырнадцати кейсов сформировать ресурсное обеспечение курса внеурочной работы;
  • выступить в качестве эксперта по отношению к предложенным учебно-методическим материалам.

Дополнительным бонусом для участников является – увлекательная подборка литературных произведений и фильмов, которые помогут лучше сориентировать ученика в ситуации решения конкретного кейса, помочь в формировании культурного кода исследователя и расширению его картины мира. Это, своего рода, ресурс «неформального образования» — в нем можно встретить вполне серьезные произведения, а иногда наоборот – комедийный юмор, относящийся к контексту кейса.

Знакомство с курсом мы предлагаем начать с программы.

Ниже вы видите список модулей курса, предлагаемых Вам для освоения.

1. Проектно-исследовательские кейсы во внеурочной деятельности. Тьюторство.

2. Практика создания проектно-исследовательского кейса.

3. Практическая работа с “Тетрадью кейсовых практик”.

Задание

Для получения итогового удостоверения необходимо набрать не менее 40 зачетных единиц

Выполнение заданий к занятиям 4, 6, 7 и 8 является  обязательным.

Задания по курсу делятся на виды – просмотр видеосюжетов, чтение и анализ текстов, анализ собственной педагогической практики, самостоятельное проектирование кейсов. Оценка результатов работы по каждому уроку дается как интегральная, по совокупности выполнения всех представленных заданий.

Оценивание осуществляется по системе «да», «скорее да», «скорее нет», и «нет»; соответственно баллы распределяются:

  • при 6 зачетных единицах: «да» (+) = 6 или 5; «скорее да» (+-) = 4 или 3; «скорее нет» (-+) = 2 или 1; «нет» (-) = 0.
  • при 8 зачетных единицах: «да» (+) = 8 или 6; «скорее да» (+-) = 5 или 3; «скорее нет» (-+) = 2 или 1; «нет» (-) = 0.
  • при 14 зачетных единицах «да» (+) = от 14 до 11; «скорее да» (+-) = от 10 до 7; «скорее нет» (-+) = от 6 до 3; «нет» = 0

Итоги программы