Мини-курс «Черная вода» [7-8 кл]

За 2 месяца у тебя будет возможность проверить четыре распространённых «волшебных свойства» «Кока-колы»: способность очищать драгоценные изделия; растворять жир; вымывать кальций; сохранять срезанные цветы. Каждый из четырёх экспериментов будет отвечать вам на вопрос: «А правда ли, что «Кока-кола» может…?» Для работы тебе понадобится большая бутылка «Кока-колы», из которой ты будешь брать «сырьё» для каждого эксперимента.

Немного истории:

Coca-Cola давно уже стала именем нарицательным во многих языках мира. Миллионы людей ассоциируют это слово с освежающим напитком, вкус которого знаком им с детства. История Coca-Cola насчитывает более ста двадцати лет, и это история удивительных открытий, рискованных, но дальновидных поступков и нестандартных решений, которые принесли напитку всемирную известность.

1886
Сироп от головной боли

История напитка, которому суждено было стать самым известным в мире, началась на заднем дворе одного из домов Атланты. Жарким майским днем доктор Джон Стит Пембертон в медном тазу на трех ножках варит сироп, который будет дарить бодрость и помогать от головной боли. Свое творение Джон относит в местную аптеку, где и начинает продавать его вместе с содовой по 5 центов за стакан. Его партнер и бухгалтер Фрэнк М. Робинсон неплохо владеет каллиграфией, поэтому он берется придумать название и написать его красивыми фигурными буквами. Так и появился на свет самый дорогой бренд планеты, а логотип Coca-Cola с незначительными изменениями дошел до наших дней. Фрэнк, кстати, стал автором первого рекламного слогана напитка. Слова «Пейте Coca-Cola» привлекли внимание горожан. В день Пембертон продавал по девять стаканов напитка и был очень доволен результатом.

1893
Патент на формы

В этом году патентное ведомство США регистрирует товарный знак Coca-Cola — в том его уникальном начертании, которое предложил еще Фрэнк Робинсон.

Компонентами напитка являются Пищевая ценность
Сахар Калорийность: 42 ккал/100 мл
Краситель: Сахарный колер(Е150) Белки 0
Ортофосфорная кислота (E338) Жиры 0
Кофеин Углеводы 10,6 г
Натуральные ароматизаторы Натрий <11,0 мг
Двуокись углерода (E290) Калий 1,0 мг
Кальций 4,0 мг
Магний 1,0 мг
Фосфор около 17 мг
1899
Появление боттлеров

Боттлеры, а именно так стали называть производителей напитков, строят два завода, мощности которых быстро оказываются загруженными на все 100%. Видя огромный потенциал Coca-Cola, владельцы привлекают к расширению внешний капитал и создают сеть предприятий-боттлеров, которые, как правило, принадлежат местным владельцам и управляются ими же.

1928
Олимпийское движение

В Амстердаме проходит летняя Олимпиада, гдеCoca-Colaвпервые выступает как официальный напиток игр. С тех пор компания –постоянный партнер олимпийского движения по всему миру.

1941
Всё для победы

Вторая мировая война коснулась каждого. Не осталась в стороне и The Coca-Cola Company. Стремясь поддержать боевой дух соотечественников и напомнить им о родине, Роберт Вудрафф издает распоряжение, ставшее легендарным: «Обеспечить, чтобы каждый американский военнослужащий мог приобрести бутылку Coca-Cola за 5 центов, где бы он ни находился и сколько бы это компании ни стоило». Coca-Cola следует за своей армией по всему свету. И в результате, сам того не подозревая, Вудрафф оказывает Coca-Cola очередную добрую услугу: напиток пробуют жители многих стран. И когда наступает долгожданный мир, число государств, наладивших производство Coca-Cola, удваивается.

1960
Новые бренды

В семействе Coca-Cola происходит первое прибавление. Компания получает права на производство напитка Fanta. На родине Coca-Cola придумывают лимонный Sprite. 

1979
Начаты продажи Coca-cola в СССР

Продукция компании The Coca-Cola Company впервые появились в СССР в 1979-м году и была представлена только напитком Фанта в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве, составив конкуренцию компании PepsiCo.

2007
Бутылка бутылке рознь

60 миллионов долларов компания инвестирует в создание механизма по утилизации и переработке упаковочных материалов, используемых в системе Coca-Cola. В том числе разрабатывается знаменитая технология «бутылка в бутылку». С ее помощью бывшие в употреблении ПЭТ-бутылки используются в производстве новой упаковки для напитков.

 

В январе 2011-го года в Калифорнии 4-метилимидазол, содержащийся в карамельном красителе, был внесён в список возможных канцерогенных веществ «The Safe Drinking Water and Toxic Enforcement Act of 1986», с указанием, что прием 16 мкг вещества в день не имеет значительной опасности. Указанное количество вещества намного меньше, чем среднее потребление вещества лицами, употребляющими «Кока-Колу» и «Пепси». Пищевая индустрия выступила против данного решения, указывая на необходимость появления дополнительных предупреждений на многих продуктах, а также поставила под сомнение обоснованность данных, полученных NTP.

Источник: http://www.coca-colarussia.ru/our-company/world_history


Что понадобится для исследования?

  • бутылка Coca-Cola — 1 литр
  • парный комплект серебряных сережек / 2 мельхиоровые ложки
  • лоскут х/б ткани
  • 2 яйца
  • 2 цветка одинакового вида из одной партии

 

Задание

Существует множество легенд и мифов по поводу свойств «Кока-колы».

В этом кейсе не исследуется, вреден или полезен этот напиток. Мы лишь предлагаем научными способами проверить некоторые сведения по поводу его свойств, которые давно «гуляют» в Сети, популярных развлекательных журналах и т.п. Такие исследования вовсе не бесполезны, как может показаться на первый взгляд. Аудитория читателей Сети исчисляется миллионами, и проверка информации, которую огромное число людей считает абсолютно достоверной, помогает исследователю научиться «перешагивать» барьеры стереотипов массового сознания.

 

Итак, за период данного курса у тебя будет возможность проверить четыре распространённых «волшебных свойства» «Кока-колы»: способность очищать драгоценные изделия; растворять жир; вымывать кальций; сохранять срезанные цветы.

Каждый из четырёх экспериментов будет отвечать вам на вопрос: «А правда ли, что «Кока-кола» может…?»

Для работы тебе понадобится большая бутылка «Кока-колы», из которой ты будешь брать «сырьё» для каждого эксперимента.


Эксперимент № 1.

Проверка информации о том, что с помощью «Кока-колы» можно очищать ювелирные изделия. Суть эксперимента заключается в том, чтобы на сутки поместить в «Кока-колу» ювелирное серебряное изделие. В качестве альтернативы можно взять мельхиоровую чайную ложку. Важно, чтобы была возможность сравнивать «эффект» «Кока-колы» с отсутствием такого эффекта. Для этого следует пользоваться контрольным образцом, т.е. изделием, которое не будет подвергаться воздействию «Кока-колы». Поэтому в качестве ювелирного изделия уместно взять серьги, а у мельхиоровой ложечки должна быть ложка-близнец, которая станет контрольным образцом. Экспериментальный образец погружается в «Кока-колу» (лучше всего для этого подойдёт маленькая бутылочка (0,5 л) с плотно закручивающейся пробкой), а контрольный образец остается в обычной среде комнатного воздуха. Через 24 часа образцы сравниваются визуально и делается вывод о способности «Кока-колы» удалять химическое загрязнение (налёт) с серебряных или мельхиоровых поверхностей. Для более объективной оценки разницы образцов (если она будет) имеет смысл воспользоваться мнением нескольких «экспертов», которым можно показать оба образца и задать вопрос о том, есть ли между образцами отличия и какие.

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента

 ____________________________________________________________
 ____________________________________________________________
 ____________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Эксперимент №2.

Проверка информации о том, что «Кока-кола» способна удалять жирные пятна с одежды. Схема эксперимента будет той же, что и в первом опыте. В качестве образцов можно взять два одинаковых лоскута ткани (лучше всего гладкой светлой хлопчатобумажной, размер 5 х 5 см). На каждый лоскут нужно нанести по округлому жировому пятну так, чтобы максимально четко была видна граница между испачканной и чистой тканью. В качестве «загрязняющего вещества» можно взять, например, сливочное масло, которое удобно наносить в форме окружности, убирая излишки обычным ножом. Так же, как и в первом эксперименте, загрязнённый образец погружается на сутки в кока-колу, а контрольный (с максимально идентичным масляно-жировым пятном) остается в обычной среде. Оценка изменений может быть проведена тем же способом, что и в первом эксперименте.

Что удалось пронаблюдать / результат эксперимента
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Эксперимент № 3.

Проверка информации о том, что «Кока-кола» «вымывает» кальций. В качестве носителя кальция мы предлагаем использовать яичную скорлупу, снятую с сырого яйца. Можно взять две половинки скорлупы, одна из которых будет экспериментальной, а другая – контрольной. Экспериментальную нужно поместить в «Кока-колу». В этом эксперименте лучше воспользоваться не маленькой бутылочкой, а банкой с широким горлом и закручивающейся крышкой, чтобы половинку яичной скорлупы можно было поместить в «Кока-колу», не сминая.

Длительность погружения скорлупы и в этом эксперименте – 24 часа.

После извлечения скорлупы из банки исследователь проверяет, стала ли она мягкой по сравнению с контрольным образцом.

Что удалось пронаблюдать / результат эксперимента
_____________________________________________________________ 
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Эксперимент № 4.

Проверка информации о том, что «Кока-кола» помогает лучше сохранить срезанные цветы. Для опыта нужно взять два одинаковых цветка, можно использовать цветы из одного букета. Для чистоты эксперимента у обоих цветков следует срезать самый кончик стебля и поставить их, например, в две пластиковые бутылки с одинаковым объёмом жидкости, покрывающей стебель не менее, чем наполовину. В одну бутылку налей простую отстоянную воду из-под крана. В другую – смесь воды и «Кока-колы» в соотношении 1:3. Продолжительность эксперимента – до 5 суток. Он может закончиться раньше, если оба цветка или какой-то из них объективно завянет.

Что удалось пронаблюдать / результат эксперимента
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Дополнительное задание:

Основная цель этого кейса – научиться работать с гипотезой и строить эксперимент для ее проверки. Выдвижение гипотезы – это важная часть научного исследования, которая определяет основой вопрос исследователя. До начала кейса имеет смысл поговорить о том, откуда берется научная гипотеза. Выдвижение гипотезы – это мыслительный навык, такой же, как другой мыслительный навык – планирование. Хорошей «точкой роста» будет, если учащийся сформулирует самостоятельную гипотезу исследования относительно использования популярного продукта. Например, кто-то захочет проверить дополнительные возможности кваса. Важно, чтобы школьники научились планировать и объяснять ход собственного эксперимента таким образом, чтобы его мог воспроизвести не только автор идеи.

Задание: сформулируйте самостоятельную гипотезу исследования относительно выбранного вами популярного продукта и проверьте её. Результатом выполненного задания будет подтвержденная / неподтвержденная гипотеза. Можно прислать несколько экспериментов.

Формат: видео, фото-отчет, текст с ходом эксперимента


Возможные форматы выполненного задания:
  • фото-видео отчет о проделанных экспериментах;
  • исследовательский журнал с фотографиями и текстами в MS-Word или Pdf;
Критерии оценки:
  • яркость подачи информации;
  • четкие комментарии к ходу экспериментов;
  • умение формулировать гипотезу.