1. Существенные характеристики проекта-пробы
Задание 1. Прочитайте текст
Как вы сами знаете по своему педагогическому опыту, в данном возрасте у подростков складывается «чувство взрослости». Это чувство выражается в желании подростков подействовать соразмерно взрослой жизни. Другими словами, младшие подростки хотят быть похожими на взрослых не на словах, а на деле.
Такое стремление может выражаться в асоциальных форматах, а может и в продуктивных, что предпочтительнее. И на это можно и нужно опираться в работе по организации проектной деятельности в данном возрасте.
Итак, чувство взрослости у младших подростков выражается в желании и готовности создать собственными руками тот или иной продукт по образу и подобию того, что существует в культуре.
Это собственно и есть проектная деятельность в своей первой, исходной форме.
В общепедагогическом плане это означает следующее:
- в младшем подростковом возрасте продуктивная интеллектуальная деятельность школьников связана со становящимся «чувством взрослости»;
- проектная деятельность выступает эффективным инструментом «продуктивного» взросления;
- такая деятельность соответствует тому, что Л.С. Выготский называл «зоной ближайшего развития»;
- cкладывающая в течение этого периода жизни младших подростков деятельность становится затем «привычной» и может быть продолжена и в следующих периодах жизни.
Как уже отмечалось в теме 5, типология продуктов, создаваемых подростками данного возраста, включает в себя:
- продукты, созданные по образу и подобию продуктов существовавших или ныне существующих в культуре (собственная книга, словарь, открытка, модель самолета, крепости, одежды для куклы или самого себя и т.д.);
- воспроизводство видов деятельности, существующих в культуре (танцевальный номер, похожий на тот, что танцуют профессиональные артисты; самостоятельно организованное в классе чаепитие; сбор коллекции или создание экспозиции для собственного музея, выставка собственных фотографий и т.д.).
Данная деятельность учащихся может быть квалифицирована как проектная деятельность учебного характера, направленная на исходное, первичное знакомство и освоение норм производственной и проектной деятельности.
Данный вид проектной деятельности имеет статус учебной пробы и пока не ориентирован на анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения (ср. перечень этапов развернутой проектной деятельности; тема 4, учебная ситуация 2).
Для того, чтобы реализуемая деятельность учащихся приобрела культурный контекст и стала основой для следующего уровня проектной деятельности, весьма желательно:
- проведение процедур соотнесения процесса создания продукта (например, написание и изготовление книги) с реальным производственным процессом;
- проведение исторической реконструкции процесса изобретения и создания продукта-образца.
Оценочные требования в формате поддерживающей экспертизы в рамках данной деятельности целесообразно предъявлять только к качеству созданного продукта. За счет внешней оценки происходит «встреча» замысла и реализации. Возникает возможность оценить сильные и слабые стороны замысла и способа его реализации. Становящееся «чувство взрослости» оформляется в отчуждаемых продуктах деятельности, признаваемых внешним окружением.
На этом же возрастном этапе могут появляться работы, отличающиеся своей оригинальностью. Это означает, что тот или иной продукт создан школьником (группой школьников) по образу и подобию продукта, существующего в культуре, но имеет, тем не менее, некоторые оригинальные черты. Это второй показатель оценки деятельности младших подростков в формате «проектов-проб».
2. Инициация проектной активности учащихся 5-6 классов
Задание 1. Прочитайте текст
Итак, в рамках реализации «проектов-проб», школьники осваивают нормы воспроизводства того, что в рамках исторического развития человечества появилось как результат именно проектной деятельности.
Появление у младших подростков подобных инициатив напрямую связано со стилем взаимодействия педагога с учащимися. Учебное сотрудничество, доброжелательный авторитет взрослого побуждает школьников продолжить начатую работу на уроках посредством создания продуктов, в которых сохранено личное позитивное отношение к учебному предмету (теме) и к учителю.
Другими условиями инициации данных и последующих вариантов проектной деятельности у подростков являются:
наличие обновляемой выставки творческих работ, учебных макетов, ранее изготовленных школьниками и пр.;
конкурсная поддержка проектных инициатив (например, конкурс моделей, конкурс классных рукописных книг и т.д.);
наличие в школе музея и других инфраструктур, поддерживающих инициативную деятельность учащихся и коллекционирующих данные продукты.
размещение в сети Интернет роликов создания собственных проектов, просмотр этих роликов в классе, получение «лайков» как общественного признания и дополнительной социальной мотивации (посмотрите, например, ролик, сделанный семиклассником [из одной школ Школьной лиги РОСНАНО] при изготовлении самодельного термоса по ссылке https://yadi.sk/mail/?hash=bvxlFDq%2B34a7SE4a3/8oKqaf12HbUQQPfSEPpMl7Ho4%3D
Как проекты-пробы могут быть инициированы и реализованы в школе? Есть несколько вариантов.
1. Реализация «проектов-проб» прямо во время урочной деятельности, когда школьники по предложению учителя и на основе полученных знаний, за 15-20 минут изготавливают макет или действующую модель той или иной машины.
Складывающийся опыт показывает, что создать на уроке за 15-20 минут инженерную конструкцию (прибор, машину) на основе полученных ранее знаний по физике (даже в 5-6 классе) легче, чем организовать подобную работу на материале биологии или географии. Однако на уроках, выстроенных в логике межпредметной интеграции, проектная деятельность на предметном материале биологии и географии становится возможной.
Прим.: варианты организации проектной деятельности на предметном материале естественно-научных дисциплин в 5-6 (и далее) классах – в третьем разделе данной темы.
2. Выполнение школьниками среднесрочного проекта-пробы (в течение двух недель) по предложению учителя. Проект выполняется или всем классом (с распределением видов работ и зон ответственности), или индивидуально.
И здесь, как мы уже говорили чуть выше – принципиален стиль взаимодействия педагога с учащимися. Учебное сотрудничество, доброжелательный авторитет взрослого побуждает школьников продолжить начатую работу на уроках посредством создания продуктов, в которых сохраняется и воспроизводится личное позитивное отношение к учебному предмету (теме) и к учителю.
Выполнение индивидуального проекта может быть организовано как продолжение проектной работы в классе.
Другими словами, на уроке школьники в группах реализовали проект: например, изготовили из предоставленных учителем материалов приборы по измерению скорости и/или направления ветра. Дома школьники создают уже самостоятельно подобные устройства, комбинируя разные варианты конструкций, используя другие материалы и т.д.
3. Участие школьников (персональное или групповое) в общешкольных проектных конкурсах. Участие в конкурсах должно быть сугубо добровольным, однако социальные контексты – например, соревнования между классами в части качества и оригинальности проектных разработок могут, безусловно, использоваться.
Как удержать грань между фасилитацией к проектной деятельности и директивным требованием – вопрос открытый. Собственно здесь оказывается так важен педагогический такт и понимание границ собственного действия. И еще. Очевидно, что общешкольные конкурсы проектных разработок и инициативное участие в этих конкурсах многих учащихся разных классов – это «традиция». Это уклад школы, который не возникает «за один раз». Поэтому рассчитывать на эффект подобных форм можно лишь по прошествии нескольких проб, в том числе и неудачных.
4. Четвертый вариант – это проекты-пробы, созданные сугубо по инициативе самих школьников (или групп школьников). Однако и в этом случае без специальной инициирующей работы со стороны взрослых не обойтись. Связано это с тем, что проектная деятельность и проектные инициативы – это не «физиологическая потребность», это культурная способность. И возникнуть, и культивироваться она может лишь в специально организованном пространстве.
В качестве варианта инициации персональных инициатив проектного характера остановимся коротко на такой технологии как учебное исследование «Лента времени».
«Лента времени» (или тайм-лайн) – известная форма работы исследовательского (чаще – реферативного) характера.
В рамках этого учебного исследования школьники восстанавливают историю вещей: историю ручки (шире – пишущих предметов), историю расчески, вилки, ложки, стула, стола, книги и т.д.
Создание (изготовление) по инициативе самих школьников предметов, существовавших в разные эпохи по их образу и подобию – это, собственно, и есть один из вариантов «проектов-проб». Создание музея таких вещей – обще-классный проект-проба по созданию музея. Определенная избыточность видения позволяет пятиклассникам и шестиклассникам «рискнуть» и попробовать создать и другие продукты, созданные человеческим гением, но 500 – 700 лет назад.
Личный интерес к истории событий (а мы знаем, что подростки 5-6 классов весьма интересуются историей) имеет шанс перерасти и в интерес к истории техники.
3. Знакомство с вариантами организации проектов-проб на разном предметном материале естественно-научных дисциплин.
Задание 1. Познакомьтесь с описаниями проектов-проб. По одному из описаний подготовьте свой отзыв по следующему плану:
- Соответствие представленного материала формату «проекта-пробы» (наличие прототипа проектного продукта в человеческой культуре; создание учащимися реального продукта с опорой на существующий прототип)
- Если материал с вашей точки зрения не соответствует формату «проекта-пробы», отметьте, что в нем необходимо изменить и «доделать»; если материал соответствует с вашей точки зрения формату «проекта-пробы», отметьте, что в нем именно для вас оказалось ценным, интересным, важным.
Явление электромагнитной индукции (8 класс)
История техники. Лента времени (5 класс)
Модель судна на воздушной подушке (5 класс)
Естествознание. Сила ветра (5 класс)
Атмосферное давление. География (7 класс)
Примечание 1.
Вы можете познакомиться со всеми материалами, можете – выборочно, с 2-3 описаниями. Отзыв вы готовите по одному из описаний.
Примечание 2.
Представленные материалы имеют отношение как к 5-6 классу, так и к более старшим возрастам. С чем это связано?
Как мы уже говорили, в 5-6 классах учащиеся впервые осваивают данную норму проектной деятельности; в более старших классах она может сохраняться, при условии, что работа усложняется в предметном плане.
На новом учебном материале, например, химии в 8-9 классах, целесообразно начинать проекты в логике проектов-проб, потому как более сложные форматы требуют более углубленного знания учебного предмета.
В школе мы позже, чем это нужно, начинаем заниматься проектной деятельностью (особенно на материале естественно-научных дисциплин); проекты-пробы должны широко реализовываться в 5-6 классах, только тогда переход к более сложным формам проектной деятельности станет возможным и массовым.
Примечание 3.
Обратите внимание, в представленных описаниях нет тех составляющих, о которой речь шла выше, а именно:
- проведение процедур соотнесения процесса создания продукта (например, написание и изготовление книги) с реальным производственным процессом;
- проведение исторической реконструкции процесса изобретения и создания продукта-образца.
В этом смысле, мы все можем принять участие в допроектировании представленных вариантов «проектов-проб».