Этапы освоения норм проектной деятельности

Учебная ситуация 1. Варианты решений

Задание 1. Прочитайте текст

Анализ учебных проектов, в рамках которых можно наблюдать высокий уровень ученической проектной самостоятельности и, одновременно с этим:

  • освоение школьниками норм проектной деятельности,
  • освоение предметной составляющей урока

позволил нам выделить три типа учебных проектов, сменяющих друг друга с 5 по 9 класс основной школы.

Это «проект-проба», «дизайн-проект» и «проект, меняющий жизнь».

Таблично это выглядит следующим образом.

Классы
Этапы освоения норм проектной деятельности 5 6 7 8 9 10 11
Проект-проба Создание продукта по образу и подобию, существующего в культуре.В логике этого проекта участник или участники пробуют свои силы в осуществлении всем известных технологий (близко к пониманию – действие с ориентацией на образец, освоение алгоритмов, овладение технологиями, но акцент – на результате).
Дизайн-проект (или проект-трансформация; термин Е.И. Казаковой) Улучшение имеющегося продукта (оригинальность, рационализаторство): в таком проекте участникам предлагается доделать, улучшить, изменить какие-то детали  известного проекта, чтобы сделать его лучше
Проект, меняющий жизнь
(проект-изобретение)
Разработка уникального продукта; в этой версии проект направлен на авторское решение конкретной проблемы или реализацию конкретной авторской идеи.

Отметим следующую особенность данной типологии проектов и проектной деятельности.

Проект-проба инициируется и складывается в 5-6 классах. При этом данный вид работы может быть продолжен и в следующих классах, особенно на материале тех предметов, которые впервые начинают изучаться. В этом случае, на наш взгляд, целесообразно организовывать работу в логике «проектов-проб» по физике в 7, частично в 8 классе; по химии в 8, частично в 9 классе.

Кроме того, организация проектной работы в логике «проекта-пробы» может проводиться в 10-11 классах при условии, что сам предметный материал достаточно сложен.

Другими словами, формат работы в логике «проекта-проба» может быть сквозным в течение 7 лет обучения в основной и старшей школе. Но ограничиваться этим форматом нежелательно. В противном случае полноценного освоения учащими норм проектной деятельности не произойдет. В связи с этим целесообразно с 7 класса инициировать новый тип проектов – «дизайн-проекты» (или «проекты-трансформации»). А в 9 классе создавать условия, чтобы инициировать новый тип проектов – «проект, меняющий жизнь» (или «проект-изобретение»).

В качестве примеров «проектов-проб» в привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, истории, естествознанию и т.д.) такими проектами, в частности, являются – изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых выражений», значимых для подростков; музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека»; поставленный в группе танцевальный номер, похожий на тот, что танцуют профессиональные артисты.

В качестве «дизайн-проектов» («проектов-трансформаций») в привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, информатики, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются создание нового «типа» словаря как комбинации известных словарей; создание презентаций по предметным темам различных учебных дисциплин с использованием разнообразных средств ИКТ, обеспечивающих их выразительность и запоминаемость; улучшение или изготовление собственных оригинальных вариантов инженерных конструкций, устройств с использованием знаний из области физики теоретического и прикладного характера; создание оригинальных музейных экспозиций, например, экспозиции «Культура питания» (нормы и культура питания в разные эпохи; соотнесенность с современными требования и стандартами к нормам и культуре питания).

В качестве примеров «проектов, меняющих жизнь» («проектов-изобретений») перечислим следующие варианты: проектные пробы (эскизы, макеты) социально-экономического характера, направленные на улучшение социальной ситуации с использованием предметных знаний и умений («Бизнес-проекты малых предприятий», «Проект техноэкополиса «БиоДеревня», проект технополис «Разумный город» и др.); проектные пробы инженерного характера, направленные на улучшение социальной ситуации; результаты проектной деятельности представлены в виде эскизов, макетов, прототипов инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи (например, изобретения в области альтернативной энергетики, роботостроении, биотехнологии, промышленной химии и т.д.)

Задание 2. Заполните таблицу по образцу

Представьте по возможности полный список собственных проектов, который вы реализовали совместно с учащимися разных классов на предметном материале преподаваемой вами дисциплины в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Что из этих проектов, на ваш взгляд, можно квалифицировать как «проекты-пробы», что – как «дизайн-проекты (проекты-трансформации)», что – как «проекты-изобретения» («проекты, меняющие жизнь»)?

Какие из этих проектов были выполнены одним-двумя учащимися, какие были реализованы несколькими группами (или всем классом)? Отметьте это.

Какие из реализованный вами проектов не подпадают под предложенную типологию? Назовите их.

Материалы представьте в виде таблицы. Пример таблицы вы можете загрузить по ссылке.

Загрузить таблицу в формате .doc