4.1. Результаты и продукты исследовательской и проектной деятельности
4.2. Проблематика этапов освоения норм проектной деятельности
Учебная ситуация 1. Результаты и продукты исследовательской и проектной деятельности
Задание 1. Прочитайте текст
В предыдущих темах мы уже фиксировали разницу между результатами исследовательской и проектной деятельности. Давайте коротко еще раз обратим внимание на эти различения.
Результатом исследовательской деятельности является новое знание теоретического или прикладного характера. Обратите внимание на то, что даже прикладное знание напрямую не может быть использовано в практике; для этого требуется его преобразование в технологию или, хотя бы, в инструкцию.
В целом же исследовательская деятельность направлена на выявление новых фактов, установление закономерностей, анализ свойств, обнаружение констант, доказательство эффективности и др.. Вот это все и является новым знанием.
Результаты проектной деятельности, продукты проектной деятельности совсем иные.
Однако важно отметить, что продукт проектного характера создается на основе тех или иных знаний. В этом – принципиальное значение научных исследований для развития, например, высоких технологий и создания высокотехнологических продуктов.
В этом плане примеров можно привести предостаточно.
Биология – это наука, а биотехнологии (сами технологии и продукты этих технологий) – это результаты проектной деятельности.
Органическая химия – это наука, а технология крекинга и соответствующие инженерные установки – это результат проектной деятельности.
И т.д.
В самом общем виде продукт проектной деятельности – это реальные объекты с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования.
Подчеркнем, продукт проектной деятельности обладает определенными качествами – функциональными, потребительскими. «Новое знание» такими качествами не обладает.
«Проектный продукт» обладает еще одним качеством – он оказывает воздействие на социальную ситуацию, меняет ее.
«Новое знание» как результат исследовательской деятельности, таким качеством не обладает.
В связи с этим стоит отметить следующее:
- научное (и учебное) исследование – проектом не является (результатом этой деятельности является получение нового знания);
- книга (монография) научных исследований проектом не является (книга в данном случае – это лишь способ упаковки, хранения и предъявления нового знания);
- подготовленная презентация в стандартной программе по той или иной изучаемой теме, по сути, проектом не является; это лишь особый способ упаковки и предъявления научного знания;
- придуманные школьниками задачи по математике, физике, генетике и т.д., проектами не являются, если только это не педагогический проект, в котором задачи придумываются специально для решения определенных, специально сформулированных образовательных задач.
Продуктами проектного характера, созданными на основе знаний естественно-научного характера являются технологии, инженерные установки, конструкции, машины.
Примечание: в школе сложилась успешная практика реализации социальных проектов и проектов в области художественного творчества
Проектов на материале естественнонаучных дисциплин (физика, химия, география, биология) значительно меньше. Это связано во многом с тем, что данные дисциплины в большей степени «вырастали» из фундаментальной науки, а не из технологий. Технологизировать полученные знания из биологии, физики, химии, географии – это и значит – выйти в формат проектирования.
Учебная ситуация 2. Проблематика этапов освоения норм проектной деятельности
Задание 1. Прочитайте текст
Разработка и реализация проекта имеет свою логику и свои этапы. «Базовый» перечень этапов проектной деятельности выглядит следующим образом.
- Оформление образа желаемого будущего;
- Анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения;
- Целеполагание, уточнение представлений об итоговом продукте;
- Формулировка задач, которые следует решить;
- Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- Планирование, определение последовательности и сроков работ;
- Проведение работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
- Представление результатов в соответствующем использованию виде.
Зададим себе вопрос: могут ли учащиеся 5-6 классов самостоятельно реализовать проект в соответствии со всеми данными этапами?
Ответ – скорее «нет», чем «да».
А учащиеся 7-8 классов? Или 9-10 классов?
Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы учащиеся в итоге могли самостоятельно реализовывать те или иные учебные проекты на уроке или в рамках внеурочной деятельности, и которые будут соответствовать всем нормам проектной деятельности, имеет, как минимум, два варианта решения.
Первый вариант ответа понятен и даже привычен.
Назовем этот подход «Рост».
В рамках этого подхода в работе доминирует взрослый (учитель). А школьников привлекает к работе как технических исполнителей.
На что при этом рассчитывает взрослый?
Например, на то, что в итоге школьники заинтересуются и постепенно сами начнут все более и более полно включаться в проектную деятельность.
Можно долго обсуждать «плюсы» и «минусы» такой точки зрения, а можно сказать коротко: если это и срабатывает, то для минимального количества школьников.
Второй подход мы назовем «Пошаговое развитие».
В качестве образа такого подхода будем использовать ступени лестницы.
В рамках этого подхода нам необходимо разработать такие «поэтапные» учебные ситуации, которые будут ступенями образовательного движения к развернутому проекту. При проектировании каждой ступени (5-6 класс; 7-8 класс; 9-11 класс) – необходимо исходить из следующего положения. Каждая ступень – это особые типы учебных проектов, которые позволяют и осваивать нормы «взрослого» проекта, и гарантированно обеспечивают высокую степень самостоятельности и инициативы у учащихся.
Как должны быть выстроены такие ситуации?
Таблично этот вопрос может выглядеть следующим образом.
Ступени | Особенности организации учебных проектов |
5-6 класс | ??? (для всего класса) |
7-8 класс | ??? (для всего класса) |
9-11 класс | ??? (для всего класса) |
Вуз | Сложные, развернутые формы проектной деятельности (в том числе – техно-проектной деятельности) |
Задание 2.
Опираясь на свой педагогический опыт, напишите, как, на ваш взгляд, может быть организована работа по поэтапному освоению норм проектной деятельности на материале естественно-научной дисциплины, которую вы преподаете.
Примечание: при обсуждении этапов работы не забывайте про различие между учебно-исследовательской и проектной деятельностью.
Объем текста может быть и небольшим – 3 абзаца по 8-10 строк.