Образ деятельности – регулирующая и мотивационная основа учебной деятельности

Учебная ситуация 1. «Чувство взрослости» подростков и идеальный образ деятельности

Задание 1. Прочитайте текст

Известный российский психолог Эльконин Д.Б., обсуждая особенности подросткового возраста, ввел в круг научных понятий – понятие «чувство взрослости».

Elconin

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984)

Чувство взрослости – это отношение подростка к самому себе уже как к взрослому. Это проявляется в становлении собственной линии поведения, оформлении собственных взглядов, оценок и готовности к их отстаиванию, несмотря на несогласия взрослых и сверстников. Тенденция к взрослости – стремление казаться, считаться, быть взрослыми обнаруживается в отношениях со взрослыми и сверстниками.

Но чтобы действовать «по-взрослому», чтобы эти действия были узнаваемы и признаваемы как «взрослые» – подросткам необходим образ взрослости.

Разные образы взрослости создаются и предъявляются культурой, субкультурами, контр-культурой и т.д. Эти образы более чем разные – от «гламура» до Стива Джобса.

В этом пространстве подростки и конструируют свои образы взрослого поведения и взрослости. Эти образы могут быть глубокими и простроенными, могут быть поверхностными и изменчивыми.

Т.В. Другунова, психолог подросткового возраста, выделила и описала четыре направления в развитии взрослости у подростков.

  1. Подражание внешним проявлениям взрослости
  2. Ориентация на качества взрослости
  3. Взрослый как образец деятельности
  4. Интеллектуальная взрослость.

На этом фоне мы можем теперь задать самим себе вопрос: Задаем ли мы (преподавая физику, химию, биологию, географию  и т.д.) образ привлекательной деятельности (исследовательской и проектной)?

По сути, рамочный ответ на этот вопросы есть в новых образовательных стандартах.

Деятельностный подход в преподавании основ наук, как «взрослых» профессиональных видов деятельностей; исследовательские и проектные формы организации образовательного процесса; учебная самостоятельность и учебная инициатива – все это и есть те неслучайные характеристики образовательного процесса, которые должны поддержать взросление подростков, способствовать повышению мотивации и качества освоения предметного материала.

Ко всему сказанному необходимо добавить еще один немаловажный пункт. И в качестве иллюстрации сошлемся на простой сюжет.

Когда подросток приходит заниматься восточными единоборствами у него уже есть идеальный образ этой деятельности.

Например,  его задает образ монахов Шаолиня. Этот эмоционально и эстетически притягательный образ в сознании подростка становится исходным (идеальным) образом их деятельности.

Tibet_monk

Думаю, вы согласитесь, – вне такого (или иного, но не менее притягательного) образа идеальной деятельности и идеальной взрослости, весьма сложно рассчитывать на осознанное и мотивационное поведение подростков.

Теперь вернемся к нашей предметности.

А есть ли у нас образы профессионалов-инженеров, конструкторов, технологов, которые могли бы быть не менее эмоционально привлекательными, чем «образ монахов Шаолиня»?

Понятно, что портреты ученых на стенах и короткие справки об их деятельности в учебниках в этом деле нам мало чем помогут.

Задание 2. Посмотрите видео

Посмотрите в Интернете фильм «Муха» из серии «Странные связи» (фильм 3). Фильм длится 22 минуты.

Напишите свое мнение о том, является ли такой фильм иллюстрацией образов профессиональной деятельности исследовательской и проектной направленности?