Учебная ситуация 1. Общие и отличительные особенности проектной и исследовательской деятельности
Задание 1 . Прочитайте текст
Приступая к обсуждению особенностей организации проектной деятельности в основной школе, давайте коротко остановимся на особенностях этой деятельности как культурной нормы. Сделать это лучше через сравнение с другой, не менее известной деятельностью – исследовательской.
Связано это, ко всему прочему и с тем, что в педагогике часто употребляется словосочетание «исследовательский проект», на фоне которого становится очень непонятно, что тогда – учебное исследование, что такое ученический проект, и в чем тогда то и другое отличается от исследовательского проекта?
Исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты.
Культурологическое «предназначение» и образовательное значение данных видов деятельностей – в разном.
Исследовательская деятельность
Формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть на самом деле»
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Данный перечень указывает на необходимость умения работать с будущим, как с целью, а не только как с мечтой и фантазией; на умение поэтапно и продуктивно двигаться к намеченным целям.
Специфические черты сложившихся форм проектной и исследовательской деятельности представлены в таблице.
Исследовательская деятельность | Проектная деятельность |
Предназначение деятельности | |
Выделение и изучение природных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект.Природа понимается как резервуар материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы. | Изменение (преобразование) сложившейся ситуации в желаемом направлении; проект – это действие, обеспечивающее качественное изменение функционирующей системы. Мир понимается как «проект», как пространство изменения и преобразования.Образно говоря, проект – это не «брошенный вперед замысел» , это, скорее, «брошенный вперед якорь, подтягиваясь к которому, мы выходим из текущей ситуации, меняя и ситуацию, и самих себя» |
Категория времени | |
Исследование – это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных областях осуществляется реконструкция прошлого; в физике изучается мир с момента «большого взрыва», в биологии – мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет). | Проект – это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет контекстной проблематиками текущей ситуации.Проект создает «будущее». |
Проблематика | |
Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события. | Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин. |
Исследовательские процедуры | |
Наблюдение, опыт, эксперимент, интерпретация. Процедуры направлены на изучение окружающего мира, для ответа на вопрос «Как устроен мир сам по себе» | Аналитика – оценка сложившейся ситуации для понимания того, как ситуация может быть преобразована в нужном направлении; ответ на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить в нужном для нас направлении» |
Результат и продукт деятельности | |
Результат деятельности – новое знание теоретического или прикладного характера (прим.: даже прикладное знание напрямую не может быть использовано в практике; для этого требуется его преобразование в технологию или, хотя бы, в инструкцию) | Продукт деятельности – реальные объекты (и эффекты) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования. |
Структура деятельности | |
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. | Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. |
Время работы и результат | |
Исследования проводятся в рамках долгосрочных исследовательских программ (см., например, исследования на андронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано. | Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. |
На фоне сказанного вернемся к словосочетанию «исследовательский проект» и сделаем следующие пояснения. Данный термин возник исторически совсем недавно в связи с изменением системы финансирования «прикладной» науки. «Исследовательский проект» в науке – это форма подачи заявки в грантовые центры на финансирование исследования. Никакого другого содержательного смысла этот термин в себе не несет.
Данный термин был перенесен в педагогику. В связи с этим учебные исследования учащихся теперь часто называются «исследовательскими проектами» и к ним предъявляются требования и как к исследованию, и как к проекту.
Это оказывает негативное влияние на качество ученической работы, её организацию, проведение и оформление результатов. Это особенно заметно, если мы еще раз обратимся к таблице. Предъявлять к ученической работе одновременно требования как к работе исследовательского, так и проектного характера – это значит – предъявлять требования сугубо противоположного характера.
В данном курсе термин «исследовательский проект» мы не используем.
Существование научно-практических конференций, в том числе и школьных, означает лишь одно – учащийся в ходе своей работы должен выполнить реально две разные работы. Одна работа – исследовательская, вторая работа – проект. К «первой работе» предъявляется один набор требований, ко «второй» — другой набор. При этом важно, чтобы учащийся различал в своем мышлении эти типы работ как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае – как проектировщик.
Данную тему мы завершим несколькими тезисами, подчеркивающими значимость проектной деятельности:
- учёный придумывает «что», инженер решает «как»; движение вперёд создаёт не знание само по себе, а дело;
- в ХХ веке происходит индустриализация науки, развитие прикладного, технологического ее аспекта. Складывается феномен технонауки;
- лидирует не теория, но проект; не наука, но аналитика;
- новое образование требует хорошего знания и понимания большого объема научных знаний в различных областях, динамики изменений технологий и инноваций, для того чтобы быть постоянно готовым к успешному инновационному творчеству.
Задание 2. Посмотрите видео
Посмотрите ниже или найдите в Интернете фильм «А у вас липкий геккон?» из серии «Странные связи».
Фильм является одной из немногих удачных иллюстраций того, как устроено научное исследование, как устроен инженерный проект, чем они отличаются друг от друга и как они взаимосвязаны друг с другом.
- Напишите свое впечатление о фильме.
- В каких классах основной школы стоит показывать этот фильм (и другие фильмы этой серии) и для чего?