Учебная ситуация 1. Варианты решений
Учебная ситуация 2. «Исследовательское задание» как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (5-6 классы и далее)
Учебная ситуация 1. Варианты решений
Задание 1. Прочитайте текст
Анализ учебных проектов, в рамках которых можно наблюдать высокий уровень ученической проектной самостоятельности и, одновременно с этим:
- освоение школьниками норм проектной деятельности,
- освоение предметной составляющей урока
позволил нам выделить три типа учебных проектов, сменяющих друг друга с 5 по 9 класс основной школы.
Это «выполнение исследовательского задания», «разработка учащимися программы исследования» и «решение исследовательской задачи».
Таблично это выглядит следующим образом.
Классы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Типы учебных ситуаций | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Исследовательское заданиеМодельная реплика учащихся: -Мы провели опыты и обнаружили удивительное (неожиданное)…У нас вопрос всему классу: «Почему это так происходит?!»; у нас проблемный вопрос: «Почему…, ведь обычно…?!» | Самостоятельные действия учащихся: самостоятельное обнаружение эффекта, нового явления; самостоятельная постановка учащимися проблемных (познавательных) вопросов о причинах и о природе обнаруженного эффекта (явления) | ||||||
Разработка учащимися «программы» исследований; создание экспериментальных установок, придумывание экспериментальных процедурМодельная реплика учащихся:– Мы знаем, что… А какие условия, факторы на это влияют? Как и при помощи чего это можно выяснить? | Самостоятельные действия учащихся:– индивидуально или в группах разрабатывают «программу комплексного» изучения природного объекта, явления;– индивидуально или в группах придумывают варианты необходимых экспериментальных установок;– придумываю экспериментальных процедур. | ||||||
Решение исследовательских задачМодельная реплика учащихся:– Анализируя ситуацию, мы сформулировали проблему, выдвинули гипотезы и разработали программу исследования | Самостоятельное оформление проблемы на основе практической ситуации или научного факта. Индивидуальное или групповое проведение учебного исследования. |
На данном дистанционном курсе мы будем обсуждать и знакомиться с вариантами организации учебных ситуаций первого типа, которые мы называем «исследовательские задания», и второго типа учебных исследований, в которых самостоятельная исследовательская деятельность учащихся реализуется через:
- индивидуальную и групповую работу по формулированию проблемного вопроса, лежащего в основе обсуждаемой ситуации;
- индивидуальную или групповую деятельность по разработке «программы комплексного» изучения природного объекта, явления;
- индивидуальную или групповую деятельность по придумыванию вариантов необходимых экспериментальных установок;
- придумывание экспериментальных процедур.
Третий тип учебных ситуаций «решение исследовательских задач» в рамках данного курса не рассматривается.
Учебная ситуация 2. «Исследовательское задание» как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (5-6 классы и далее)
Задание 1. Прочитайте текст
Переходя к обсуждению учебных ситуаций, имеющих общее имя «исследовательское задание» отметим исходное важное обстоятельство.
В естественнонаучных дисциплинах существенным моментом исследовательской работы концептуально характера является открытие-обнаружение эффекта (свойства, характеристики, результата взаимодействия, зависимости и т.д.) как свидетельства существования того или иного закона.
Самостоятельное обнаружение учащимися того или иного эффекта является, на наш взгляд, исходной ситуацией с которой и нужно начинать работу по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов.
Данный вид работы может быть продолжен и в следующих классах, особенно на тех предметах, которые впервые начинают изучаться. В этом случае, на наш взгляд, целесообразно организовывать работу в логике «исследовательских заданий» по физике в 7, частично в 8 классе; по химии в 8, частично в 9 классе.
Кроме того, организация учебных исследований в логике исследовательских заданий может проводиться в 10-11 классах, но дополняться и более сложными формами.
Это не нарушает логику возрастного движения, ведь мы и сами не отказываемся иной раз во что-то поиграть, хотя игра – это ведущий тип деятельности в среднем и старшем дошкольном возрасте.
исследовательское задание представляет собой «всего на всего» демонстрационный эксперимент, но представленный школьникам не после объяснения теоретического материала, а до него.
Кроме того, этот демонстрационный эксперимент проводит не учитель, а сами школьники. Данный момент принципиален; эффект должен быть «создан (!!) собственными руками».
Такое начало урока существенно меняет весь его дальнейший ход, всю драматургию учебной встречи.
В качестве «блиц-примера» по физике остановится вот на таком варианте организации начала урока.
На уроке физики (7 класс, тем «Атмосферное давление») на каждый стол учитель выдает пластиковый шприц (объемом не менее 10 см3,, а лучше 50 см3). Так же выдаются куски от надувного шарика. Учитель просит каждую пару из кусочка надувного шарика (или маленького воздушного шарика) сделать маленький шарик и поместить его внутрь шприца. После этого поршень шприца опускается примерно на 1/3, входное отверстие закрывается пальцев и поршень опускается максимально вниз. Затем – максимально вверх.
После этих процедур обсуждается, кто, что увидел; результаты заносятся на доску и в тетради; класс формулирует вопросы к обнаруженному эффекту.
Посмотрите минутный ролик «Атмосферное давление», как выглядит такой опыт. Но главное – не показать этот ролик школьникам, а предложить все это сделать им самостоятельно! И, как уже говорилось, обсудить и сформулировать вопросы.
Задание 2. Познакомьтесь со стенограммами (или макетами) уроков
Уроки по предметам биология, физика, химия, география, выполнены в логике «исследовательского задания».
Макет урока-исследовательского задания по теме «Выталкивающая сила», физика, 7 класс
Задание 3. Ваши впечатления
В свободной форме напишите свои впечатления об одном из уроков.
В том числе:
- какие задачи по знакомству с нормами исследовательской деятельности на этом уроке, на ваш взгляд, решены;
- что вы можете сказать об учебной самостоятельности учащихся;
- что в целом в уроке показалось вам интересным, а что – нет;
- что бы вы предложили изменить.