Проектирование этапов освоения норм исследовательской деятельности

Учебная ситуация 1. Проблематика этапов учебных исследований (на материале естественно-научных дисциплин)

Задание 1. Прочитайте текст

Как мы говорили в рамках темы 4, организация и проведение исследования имеет свою логику и свои этапы. Усредненный перечень этапов исследовательской деятельности выглядит следующим образом.

1. Проблематизация.

Проблематизация начинается с удивления. Удивление переоформляется в исследовательский вопрос, в котором зафиксировано противоречивая природа изучаемого объекта, явления.

2. Разбивка проблемы на комплекс задач.

3. Формулировка гипотез(ы).

Реально формулируется не одна, а несколько конкурирующих между собой гипотез, которые проверяются в сопоставлении друг с другом.

4. Планирование исследовательских работ, выбор инструментария.

5. Проверка выдвинутых предположений. Одна из конкурирующих гипотез приобретает статус знания.

6. Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта ( в виде статьи, доклада, презентации).

7. Представление результатов

Зададим себе вопрос: могут ли учащиеся 5-6 классов самостоятельно провести учебное исследование в соответствии с данными этапами?

Ответ – скорее «нет», чем «да».

А учащиеся 7-8 классов? Или 9-10 классов?

***

Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы учащиеся в итоге могли самостоятельно проводить те или иные учебные исследования на уроке, имеет, как минимум, два варианта решения.

Первый вариант ответа понятен и даже привычен.Назовем этот подход «рост».

В рамках этого подхода взрослый (учитель) сам организует и проводит исследование на уроке.

А школьников привлекает к работе как технических исполнителей. Или же просто оставляет им место только как зрителям. Ученическая исследовательская самостоятельность здесь имеет самый минимальный уровень.

Вы это сами обнаружили в ходе анализа уроков-исследований при выполнении задания в рамках темы 4.

На что при этом рассчитывает взрослый?

Например, на то, что в итоге школьники заинтересуются и постепенно сами начнут все более и более полно включаться в исследовательскую деятельность.

Можно долго обсуждать «плюсы» и «минусы» такой точки зрения, а можно сказать коротко: если это и срабатывает, то для минимального количества школьников.

Второй подход мы назовем «пошаговое развитие».

В качестве образа такого подхода будем использовать ступени лестницы.

В рамках этого подхода нам необходимо разработать такие «поэтапные» учебные ситуации, которые будут ступенями к настоящему исследованию.

Каждая ступень (5-6 класс; 7-8 класс; 9-11 класс) – это особые типы учебных исследований на уроке, которые:

  • позволяют осваивать отдельные нормы научного исследования;
  • позволяют изучать предметность учебной дисциплины;
  • поддерживают высокую степень исследовательской самостоятельности учащихся.

Как должны быть выстроены такие ситуации?

Таблично этот вопрос может выглядеть следующим образом.

Ступени Особенности организации учебных проектов
5-6 класс ??? (для всего класса)
7-8 класс ??? (для всего класса)
9-11 класс ??? (для всего класса)
Вуз Сложные, развернутые формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в лаборатории

Задание 2.

Опираясь на свой педагогический опыт, напишите, как, на ваш взгляд, могут быть организованы уроки в логике учебных исследований в зависимости от возраста учащихся.

Объем текста может быть и небольшим – 3 абзаца по 8-10 строк.

Примечание:

  • организация работы на каждом этапе должна обеспечивать высокий уровень самостоятельности школьников
  • работа может быть организована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
  • при обсуждении этапов работы не забывайте про различие между учебно-исследовательской и проектной деятельностью.
  • при формулировке своих положений помните о результатах анализа уроков-исследований, который вы проводили по теме 4.

Объем текста может быть и небольшим – 3 абзаца по 8-10 строк.