Учебная ситуация 1. Проблематика этапов учебных исследований (на материале естественно-научных дисциплин)
Задание 1. Прочитайте текст
Как мы говорили в рамках темы 4, организация и проведение исследования имеет свою логику и свои этапы. Усредненный перечень этапов исследовательской деятельности выглядит следующим образом.
1. Проблематизация.
Проблематизация начинается с удивления. Удивление переоформляется в исследовательский вопрос, в котором зафиксировано противоречивая природа изучаемого объекта, явления.
2. Разбивка проблемы на комплекс задач.
3. Формулировка гипотез(ы).
Реально формулируется не одна, а несколько конкурирующих между собой гипотез, которые проверяются в сопоставлении друг с другом.
4. Планирование исследовательских работ, выбор инструментария.
5. Проверка выдвинутых предположений. Одна из конкурирующих гипотез приобретает статус знания.
6. Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта ( в виде статьи, доклада, презентации).
7. Представление результатов
Зададим себе вопрос: могут ли учащиеся 5-6 классов самостоятельно провести учебное исследование в соответствии с данными этапами?
Ответ – скорее «нет», чем «да».
А учащиеся 7-8 классов? Или 9-10 классов?
***
Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы учащиеся в итоге могли самостоятельно проводить те или иные учебные исследования на уроке, имеет, как минимум, два варианта решения.
Первый вариант ответа понятен и даже привычен.Назовем этот подход «рост».
В рамках этого подхода взрослый (учитель) сам организует и проводит исследование на уроке.
А школьников привлекает к работе как технических исполнителей. Или же просто оставляет им место только как зрителям. Ученическая исследовательская самостоятельность здесь имеет самый минимальный уровень.
Вы это сами обнаружили в ходе анализа уроков-исследований при выполнении задания в рамках темы 4.
На что при этом рассчитывает взрослый?
Например, на то, что в итоге школьники заинтересуются и постепенно сами начнут все более и более полно включаться в исследовательскую деятельность.
Можно долго обсуждать «плюсы» и «минусы» такой точки зрения, а можно сказать коротко: если это и срабатывает, то для минимального количества школьников.
Второй подход мы назовем «пошаговое развитие».
В качестве образа такого подхода будем использовать ступени лестницы.
В рамках этого подхода нам необходимо разработать такие «поэтапные» учебные ситуации, которые будут ступенями к настоящему исследованию.
Каждая ступень (5-6 класс; 7-8 класс; 9-11 класс) – это особые типы учебных исследований на уроке, которые:
- позволяют осваивать отдельные нормы научного исследования;
- позволяют изучать предметность учебной дисциплины;
- поддерживают высокую степень исследовательской самостоятельности учащихся.
Как должны быть выстроены такие ситуации?
Таблично этот вопрос может выглядеть следующим образом.
Ступени | Особенности организации учебных проектов |
5-6 класс | ??? (для всего класса) |
7-8 класс | ??? (для всего класса) |
9-11 класс | ??? (для всего класса) |
Вуз | Сложные, развернутые формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в лаборатории |
Задание 2.
Опираясь на свой педагогический опыт, напишите, как, на ваш взгляд, могут быть организованы уроки в логике учебных исследований в зависимости от возраста учащихся.
Объем текста может быть и небольшим – 3 абзаца по 8-10 строк.
Примечание:
- организация работы на каждом этапе должна обеспечивать высокий уровень самостоятельности школьников
- работа может быть организована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
- при обсуждении этапов работы не забывайте про различие между учебно-исследовательской и проектной деятельностью.
- при формулировке своих положений помните о результатах анализа уроков-исследований, который вы проводили по теме 4.
Объем текста может быть и небольшим – 3 абзаца по 8-10 строк.