Экспертиза урока-исследования

Учебная ситуация 1. Схема анализа учебной ситуации «учебное исследование на предметном материале изучаемой дисциплины»

 Задание 1. Прочитайте текст

Организация учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности является, на наш взгляд, одним из наиболее сложных вопросов.

С чем это связано?

В первую очередь со сложностью самой исследовательской деятельности.

Посмотрим на логику разворачивания «взрослой» исследовательской деятельности, которая включает в себя следующие этапы.

  1. Проблематизация.
  2. Разбивка проблемы на комплекс задач и подбор методов решения задач.
  3. Формулировка гипотез(ы) (реально формулируется не одна, а несколько конкурирующих между собой гипотез). При этом важно обосновать гипотезы, ведь каждая гипотеза претендует на истинность.
  4. Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария.
  5. Проверка выдвинутых предположений. На этом шаге какая-то из гипотез приобретает статус знания.
  6. Оформление результатов исследовательской деятельности как конечного продукта.
  7. Представление результатов исследования в обобщенном и структурированном виде широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Обратите внимание на первый этап исследования – проблематизацию. Проблематизация начинается с удивления. Удивление должно быть переоформлено в проблему; проблема – в исследовательский вопрос, в котором зафиксировано противоречивая природа изучаемого объекта, явления.

Именно с проблемы, с исследовательского вопроса начинаются исследования. И с результатами именно этих исследований мы и знакомим учащихся на уроках.

Отсутствие исследовательского вопроса у самих школьников (!) делает все дальнейшую их работу во многом бесполезной. Как говорил известный российский филолог Михаил Михайлович Бахтин «То, что не отвечает ни на какой вопрос, лишено для человека всякого смысла».

Анализ представленных в сети Интернет уроков, обозначенных как «уроки-исследования» показывает, что, к сожалению, многие из них не соответствуют своему названию.

Для этого нужно лишь проанализировать такие описания по двум основаниям:

  • что делает учитель на каждом шаге работы в плане организации исследовательской деятельности учащихся;
  • какова степень исследовательской самостоятельности школьников на том или ином этапе урока? Занимают ли учащиеся исследовательскую позицию? В каком исследовательском вопросе и других видах деятельности эта позиция удерживается?

Конкретизируя сказанное, нужно спросить:

  • самостоятельно ли обнаружили учащиеся исследовательскую проблему или проблема была сформулирована учителем?
  • сформулировали ли они самостоятельно исследовательские вопросы проблемного характера?
  • формулировали ли они гипотезы-предположения, исходя из сформулированного ими же самими вопроса-проблемы?
  • предложили ли учащиеся способы проверки своих гипотез-предположений?
  • проверили ли они экспериментально свои гипотезы?
  • интерпретировали ли они полученные данные?
  • была ли у них возможность сделать самостоятельные выводы?

…В результате часто обнаруживается, что урок организован как проблемное изложение материала, а учащиеся выполняют лишь «техническую составляющую» того или иного исследования. При этом исследовательский вопрос, совокупность исследовательских процедур и результаты исследования формулируются и выводятся самим педагогом.

Тем самым нарушаются основополагающие принципы деятельностного подхода, предполагающие создание педагогических условий для возникновения и культивирования учебной самостоятельности, инициативы и ответственности.

***

В данной теме вам предлагается проанализировать любой урок-исследование с точки зрения субъектности его участников и тех норм (этапов) исследовательской деятельности, которые осваиваются в ходе работы

Схема анализа урока-исследования выглядит следующим образом:

Шаги (этапы) учебной ситуации Что организационно и содержательно делает учитель на каждом шаге работы, в первую очередь– в плане организации исследовательской деятельности учащихся Что делают школьники на каждом этапе урока в плане открытия и освоения норм и методов исследовательской деятельности.

Примечания

  1. При описании каждого шага обратите внимание на следующие моменты: Занимают ли учащиеся исследовательскую позицию? В чем это выражается? Какими признаками характеризуется исследовательская позиция учащихся на том или ином этапе урока с учетом этапов организации учебного исследования?
  2. Если в ходе работы учащиеся не занимают исследовательскую позицию, или занимают ее «частично» — отметьте это и прокомментируйте.
Шаг 1
Шаг 2 и т.д.

 

Задание 2. Прочитайте текст, выполните задание

В Интернете, например, по ссылке «конспект урока-исследования по химии (биологии, физике, географии) в 5 (6,7,8,9) классе» найдите описание любого урока-исследования по преподаваемой вами дисциплине.

Проанализируйте урок по предложенной выше схеме. Материалы оформите табличным образом.

Прим.:

  1. В Интернете не ищете долго подходящее описание. Возьмите любое, озаглавленное как «урок-исследование». В данном случае нам важно не найти «образец, достойный подражания», а проанализировать «имеющееся» с точки зрения норм организации учебно-исследовательской деятельности. Обнаруженные дефициты, неточности, ошибки необходимо обозначить в прямо в своей таблице.
  2. Вы можете воспользоваться для анализа конспектом собственного урока-исследования.
  3. Вместе с таблицей обязательно пришлите текст самого урока.

По результатам анализа сделайте развернутый вывод – является ли представленная ситуация – ситуацией, в которой учащиеся открывают, осваивают нормы и методы исследовательской деятельности; открывают в ходе исследовательской деятельности новые знания; чего в уроке не хватает, как бы вы поступили в данной ситуации (объем текста 3-4 абзаца по 5-7 строк)

Результаты работы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова тема 6)

Возникающие вопросы отправляйте по адресу sibbjuro@mail.ru

В разделе «дополнительные материалы» представлен текст урока и его анализ по предложенной таблице (по материалам предыдущих курсов повышения квалификации), который может помочь вам при выполнении работы.

Прим.: данный материал не нужно рассматривать как образец. 


 Дополнительные материалы

Экспертиза урока

Тема: «Действие жидкости на погруженное тело»

Тип урока: урок–исследование

Оборудование: презентация «Действие жидкости», мультфильм «Кот рыболов»; весы рычажные, укрепленные на штативе, по 2 стакана с водой, тела одного объема, но разные по массе (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанная ниткой).

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания

Мы продолжаем изучение «Давления в жидкостях и газах». Тема нашего урока «Действие жидкости на погруженное тело».

2. Постановка целей и задач

Слайд №2

Учитель выходит из лаборантской в рыболовном костюме и забрасывает удочку в аквариум с живыми рыбками.

Сегодня на уроке мы должны с вами узнать:

Слайд №3

Почему поплавок плавает?

Почему грузило тонет?

Почему рыба свободно плавает?

И чтобы ответить на эти вопросы мы проведем с вами исследовательскую работу в группах

Сегодня вы не просто учащиеся, а исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящён наш урок и наша научная работа. Не секрет, что предмет нашего исследования, для науки не новый, и уже подвергался изучению. Исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед. Нам предстоит сегодня «переоткрыть» его закон.

«Сперва собрать факты и только после этого связать их мыслью», — советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету.

3. Работа с учащимися по теме.

Демонстрация.

По плану, записанному на доске, каждый ученик приступает к выполнению эксперимента:

Определите вес данного вам тела в воздухе;

Определите вес этого же тела в воде;

Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: P0>Pв жидкости.

1) Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх.

Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда.

2) Как можно найти величину выталкивающей силы?

Слайд №4

Вес тела в воздухе Р0 =F = mg

Вес тела в воде Рв жидкости = Р0 –F арх Выталкивающая сила

Fарх = Р0 – Рв жидкости

Ученики самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов зависит выталкивающая сила. Цель записывается в тетрадь.

Выдвижение гипотез.

(Учащиеся предполагают, что) выталкивающая сила зависит:

от объема погруженного тела;

от веса (или массы);

от плотности жидкости;

от глубины погружения тела; от формы тела.

(Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь.)

Экспериментальная работа в группах.

 Слайд №5

Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил:

«Один    опыт    я    ставлю    выше,      чем    тысячу      мнений,     рожденных    только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.

Задание 1 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от объема тела. Учащиеся группы подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелину), добиваются ее равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают нарушения равновесия, делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела:

ВЫВОД: Равновесие нарушилось. Чем больше объем- тем больше выталкивающая

Задание 2 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от веса (или массы тела). Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие не нарушилось. Выталкивающая сила не зависит от массы тела (или веса).

Задание 3 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость. Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, одинакового объема, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие не нарушилось, выталкивающая сила от глубины погружения в жидкость не зависит.

Задание 4 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а другое – в насыщенный раствор поваренной соли. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие нарушилось, выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в виде таблицы.

Слайд №6

Архимедова сила
Не зависит от: массы тела;глубины погружения тела. Зависит от: объема тела;плотности жидкости.

 Выталкивающая сила направлена вверх, а сила тяжести вниз при этом возможны случаи:

Теперь мы можем с вами ответить на вопросы поставленные вначале урока:

Слайд №7

Почему поплавок плавает; почему грузило тонет; почему рыба свободно плавает

Слайд №8

Учащиеся отвечают на вопросы

Закрепление.

Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научные исследования.

Решим у доски задачу на расчет архимедовой силы стр. 145 №100. III. Заключительное слово учителя.

Спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование, мы еще не раз прокричим подобно Архимеду:

«Эврика!»

На дом: §46 №99 подготовить сообщение об Архимеде

Экспертиза урока-исследования

 

Шаги (этапы) учебной ситуации Что организационно и содержательно делает учитель на каждом шаге работы, в первую очередь – в плане организации исследовательской деятельности учащихся Что делают школьники на каждом этапе урока в плане открытия и освоения норм и методов исследовательской деятельности.
 1. + мотивация учащихся, интерес. Но вопросы учитель формулирует сам. Нет противоречивой ситуации и как таковой нет проблемы. Смотрят, слушают.
 2. Учитель предлагает пошаговый план для экспериментального вывода формулы силы Архимеда.Задает вопросы. Выполняют измерения. Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Исследовательская позиция представлена лишь «операционально- технической стороной». Вывод, который должны сделать школьники самостоятельно, был написан на доске уже заранее.
 3. Цель исследования: От чего зависит сила Архимеда. Непонятно как учащиеся сами смогли в контексте урока сформулировать цель (вероятно, цель поставленаучителем).Прим.: нет исходной значимой проблематизации, нет познавательного вопроса, определяющего необходимость исследования факторов, влияющих на архимедову силу. Познавательной проблемы и познавательного вопроса для собственного исследования не сформулировали.Формулируют самостоятельно и записывают гипотезы.Школьники не обосновывают свои гипотезы, доказывая их уместность. Ведь никто не сказал, что выталкивающая сила зависит от цвета. А вот глубина погружения, по мнению некоторых, имеет значение. Важно понять – почему.
 4. Предлагает выполнить эксперимент в группах Учащиеся с помощью предложенного оборудования выполняют эксперимент, проводят наблюдение.
 5. Координирует работу в группах Проверяют выдвинутые гипотезы (эксперимент смогут выполнить только один раз, не хватит времени урока)
 6. Записывает выводы групп на доске в виде таблицы. Обсуждает результаты с учащимися Записывают результаты в тетрадь. Анализируют выводы групп

Итоговый комментарий педагога к описанию урока-исследования:

На уроке, вообще-то две темы. Вначале учащиеся вместе с учителем обнаруживают сам факт выталкивающей силы жидкости, в данном случае – воды. И на этой работе они практически не останавливаются.

Вторая часть работы – это выяснение факторов, влияющих на выталкивающую силу. Как возникла в ходе урока эта цель (как цель исследования), осталось непонятным.

Учитель занимает позицию организатора исследования физического явления. Ставит перед учащимися исследовательские задачи, требующие предварительной формулировки исследовательского вопроса, но не ясно, как он подвел учащихся к его формулированию.

Вот, если бы учитель продемонстрировал, например, опыт с картофелиной, помещенной в соленую и чистую воду, это бы привело к самостоятельному формулированию вопроса. Учащиеся знакомятся с методами исследования — экспериментированием, наблюдением, сравнительным анализом и обобщением. В уроке не понятно, как на вопросы, выдвинутые в начале урока, касающиеся «Плавания тел» (что не исследуется на уроке), помогают ответить проводимые исследования.

Я, полагаю, что все же ученики имеют возможность освоить некоторые методы исследовательской деятельности и открывают новые знания. Но, в уроке, к сожалению, много недочетов, не позволяющих детям работать в полной мере. Можно также было включит такой момент, как не предоставление группе необходимого оборудования, а выбор необходимого (по мнению группы) из множества предложенного.