1. Существенные характеристики дизайн-проекта. Оптимизация и рационализаторство
Задание 1. Прочитайте текст
В данном возрасте имеющийся опыт создания продуктов по образу и подобию существующих в культуре образцов может быть преобразован.
Преобразование связано с оценкой созданных продуктов с точки зрения их сильных и слабых сторон и стремления усовершенствовать имеющийся продукт, исходя из собственных представлениях о возможном и должном.
Подросток создает техническую модель, но такую, чтобы она отличалась по тому или иному показателю в лучшую сторону от существующего прототипа.
Другой вариант преобразования – создание продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных\адаптированных с учетом новых обстоятельств их применения\использования.
Пример такого проекта – изготовление учащимися прибора для демонстрации электролитической диссоциации, но работающего не от источника тока в 220 в, а от пальчиковой батарейки. Создание собственной портативной (переносной) химической лаборатории по диагностике качества воды и пр.; разработка школьниками рекомендаций по борьбе с коррозией отопительной системы в школе и посильное участие в её профилактике – другие варианты такого типа проектов.
Данные формы продуктивной деятельности складываются, в том числе, и на фоне возрастающей личной критичности подростков к окружающему миру, возникающего желания подействовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски. Качественное улучшение прототипа; преобразование\адаптация прототипа с учетом новых обстоятельств его использования\применения, улучшение окружающей социальной ситуации и т.д. может рассматриваться как существеннейшая характеристика продуктивных форм деятельности школьников этого возраста.
Такая деятельность может быть названа «дизайн-проектом» (или проектом-трансформацией) и квалифицирована как авторское действие.
Улучшение прототипа может быть усилено через создание учащимися испытательных стендов. На таких стендах становится возможным испытание тех или иных устройств. Подобная работа, в ходе которой определяются «границы возможностей испытываемой конструкции» может рассматриваться как механизм, обеспечивающий переход к следующему типу проектирования – «проектам, меняющим жизнь» (проектам-изобретениям).
Сами проектные инициативы в логике «дизайн-проектов» должны быть поддержаны формами их публичной презентации и защиты, благодаря чему становится возможным утверждение и признание авторства.
2. Знакомство с вариантами организации дизайн-проектов (проектов-трансформаций) на разном предметном материале естественно-научных дисциплин.
Задание 1. Познакомьтесь с описаниями дизайн-проектов
Все материалы доступны в формате .pdf
Изготовление индикаторной бумаги
Разработка прибора для определения электропроводности растворов
Изготовление испытательного стенда по исследованию возможностей гидравлических прессов
Изготовление индикаторной бумаги
По одному из описаний подготовьте свой отзыв по следующему плану:
1. Соответствие представленного материала формату «дизайн-проекта»:
- создание учащимися с опорой на существующий прототип реального продукта с улучшенными характеристиками
- или же создание адаптированного (видоизмененного) продукта,
- или же создание испытательного стенда для испытания свойств продукта, материала и пр.
2. Если материал с вашей точки зрения не соответствует формату «проекта-пробы», отметьте, что в нем необходимо изменить и «доделать»; если материал соответствует с вашей точки зрения формату «проекта-пробы», отметьте, что в нем именно для вас оказалось ценным, интересным, важным.
Примечание
Как видите, представленные для работы материалы уже не отличаются таким разнообразием, как материалы по теме «проекты-пробы».
Причина здесь понятна. Организация работы в логике проектов-проб обычно инициализируется в 8-9 классах и сохраняется вплоть до 11 класса в отношении большинства учащихся. Другими словами – на реализацию проектов в логике «дизайн-проектов» (проектов-трансформаций) остается слишком мало времени. Равно как и на следующий тип проектов, который в рамках данного дистанционного курса называется «проекты, изменяющие жизнь» или «проекты-изобретения».
Однако, если «проекты-пробы» будут инициированы в 5-6 классах, а так же в 7 и 8 классах на уроках физики и химии соответственно, то возможность организации работы в логике «дизайн-проектов» существенно возрастает. Вместе с этим возрастает и уровень проектной компетентности многих учащихся основной школы.