Воздушная подушка — это слой сжатого воздуха под днищем судна, который приподнимает его над поверхностью воды или земли. Отсутствие трения о поверхность позволяет снизить сопротивление движению. От высоты подъёма зависит способность такого судна двигаться над различными препятствиями на суше или над волнами на воде.
Схема работы судна с воздушной подушкой:
1 — маршевые винты; 2 — поток воздуха; 3 — вентилятор; 4 — гибкая перепонка. |
Суда на воздушной подушке
В 1959 году в проливе Ла-Манш появилось необычное судно со странной надстройкой в центре корпуса. Стартовав из Франции, транспорт пересек пролив Ла-Манш, и достигнув побережья, как ни в чем не бывало, продолжил свой путь. Необычным судном оказался корабль на воздушной подушке, построенный в 1955 году английским профессором Кристофером Коккереллом. Его важным изобретением в развитии судов экранопланов, стала система формирования воздушной подушки, получившая название «сопловая схема».
Транспорт SR-N1 стал первым действующим экранопланом, однако его можно было использовать только при абсолютно спокойном море, так как поднимался над водой всего на 23 см. Причина в том, что когда Кристофер Коккерелл создав свой транспорт, не оснастил его резиновой юбкой. Именно эта полоска резины, придуманная другим англичанином Латинером Лидером, обеспечило практическое применение экраноплана.
Но в чем смысл резиновой юбки?
На самом деле все просто.
Вентилятор нагнетает воздух под днище судна, создавая воздушную подушку, а резиновая «юбка» удерживает этот воздух. Чтобы нагляднее понять этот процесс, вернемся к первому в мире судну на воздушной подушке SR-N1. Этот экраноплан не имел резиновой «юбки», поэтому большая часть воздушной подушки, как и воздушной завесы просто рассеивалась. Именно по этой причине этот транспорт летел очень низко и мог работать только на спокойной воде. А «юбка» удерживает воздух, который с большим усилием поднимает его над водой на порядок выше. Поскольку «юбка» выполнена из резины она может изгибаться, преодолевая препятствия, такие как волны или камни на пути, и «лететь» дальше. Теперь все современные экранопланы оснащены резиновыми юбками.
Одним из самых больших судов на воздушной подушке стал величественный «The Princess Margaret» SRN-4. Это крупнейшая в мире амфибия вместимостью 454 пассажира, и 54 автомобиля. Скорость на воде и на суше 130 км/час. Английский канал транспорт «The Princess Margaret» пересекал за 19 минут. Судно оснащено четырьмя двигателями компании Rolls-Royce мощностью 3600 л.с. Реактивные двигатели вращающие подъемные вентиляторы имеют размер с комнату, а воздушные пропеллеры имеют диаметр 6,4 метра. Но как знаменитый Конкорд самое большое судно на воздушной подушке «The Princess Margaret» пал жертвой времени. Теперь этот транспорт на воздушной подушке законсервирован и выведенный из эксплуатации из-за высоких цен на топливо.
Однако корабли на воздушной подушке теперь не в диковинку. Над их совершенствованием работают во многих странах. Они признаны весьма перспективным видом транспорта. Их используют в качестве десантных кораблей в военно-морском флоте, и как гражданские паромы, переправляющие людей и автомобили через водные преграды.