Примеры игровых технологии в образовании

 15.11.14  19:17

Барометр

Д. Зицер «Азбука НО. Практическая педагогика»,СПб., 2007

Это форма, придуманная для открытия группы. Особенно хороша она в тех случаях, когда речь идет о новой серьезной теме. Барометр организовывает личностный вход в тему, организовывает его в соответствии с законами НО.

В первую очередь, естественно, необходимо подготовиться к сессии.

Для начала при помощи мела, клейкой ленты или веревки разделим комнату, в которой мы работаем с группой, на две половины, проведя по полу ровную линию. На одной стене закрепим табличку с надписью «ДА», а на противоположной — «НЕТ». Таким образом, пространство окажется поделенным на две половины: да и нет. Подготовим листы бумаги по количеству утверждений, которые мы вскоре предложим участникам. На каждом из листов схематично изобразим план комнаты – «вид сверху», то есть разделим лист пополам, написав по разным сторонам «да» и «нет».

Теперь самое главное: темы, вопросы, дилеммы, которые, которые мы предлагаем участникам для исследования. Необходимо сформулировать 8 – 10 утверждений, связанных с общей темой. Наша задача заключается не в том, чтобы выяснить мнение участников. Это не соцопрос. Самое важное дать участникам возможность задуматься над предложенными утверждениями, проверить их, сформулировать свое отношение, выбрать личную позицию. Важно выбрать темы, по поводу которых у разных участников могут быть разные мнения. (Именно поэтому лучше проводить Барометр на этапе, когда ведущий достаточно хорошо знаком с группой и поэтому может делать подобные прогнозы). Утверждения должны быть подобраны так, чтобы у каждого участника была возможность высказать свое мнение на основе личных представлений и опыта.

Утверждения могут быть сформулированы и в виде вопроса, начинающегося словами «Правда ли, что…» В данной форме легитимно задать «закрытый» вопрос, поскольку на этом этапе мы ждем от участников именно однозначных ответов.

Необходимо помнить, что чем более конкретный характер будут носить предлагаемые группе положения, тем глубже будет их дальнейшее исследование, поскольку в таком случае участники смогут опереться не на стереотипы, а на собственный опыт

Правила, которые ведущий объясняет таковы: участникам предстоит «голосовать ногами», то есть физически перемещаться по комнате, выражая свое согласие или несогласие с прозвучавшим утверждением. Чем больше степень согласия или несогласия участника, чем более он уверен в правильности (или ошибочности) данного утверждения, тем ближе он подойдет к табличке «ДА» или, соответственно, к табличке «НЕТ». Чем ближе участник находится к линии, разделяющей комнату, тем меньше его уверенность в собственной правоте. Таким образом, ответы являются дифференциальными. Если же участник выберет встать непосредственно на линию, это будет означать «ни да – ни нет», «и да – и нет» или «я не готов отвечать». Все эти варианты проговариваются ведущим в процессе установки. «Голосование ногами» происходит в тишине. Попросите участников не заявлять вслух о своем отношении к прозвучавшему высказыванию, дабы не мешать другим, не влиять на их выбор. Оглашая высказывания, ведущий дает участникам несколько секунд на обдумывание, повторяет утверждение еще раз, а когда все заняли то или иное местоположение в комнате, схематично зарисовывает сложившуюся картину на листах – схемах. Таким образом, у ведущего оказываются схематические ответы-реакции на все утверждения.

Далее начинается то, ради чего все затевалось – непосредственное обсуждение. Возвращаясь к каждому из прозвучавших высказываний, предложим участникам, на сей раз словами, а не ногами, прокомментировать свой ответ, объяснить свою позицию, проверить, сопоставить ее с позицией других. Схемы помогут ведущему и участникам вспомнить картину групповых перемещений. «Голосование ногами» займет минут десять, а на обсуждение может понадобиться и несколько часов. Понятно, что процесс обсуждения в рамках этой формы всегда является глубоким, ведь участники не просто исследуют тему, они проверяют уже заявленные собственные позиции.

Барометр с одной стороны гарантированно вовлекает все сто процентов участников в процесс, а с другой – дает каждому возможность ответить на вопросы, связанные с темой, себе самому, без необходимости отчитываться за собственную позицию. Участник сам выбирает, насколько глубоко он готов на эти вопросы ответить на каждом этапе. В этой форме участник не испытывает никакого давления, ни со стороны ведущего, ни со стороны группы. В процессе обсуждения каждый выбирает, насколько он готов защитить или просто объяснить свою позицию, и в какой степени прислушаться к мнению других участников, поспорить с ними, скорректировать свое мнение и т.д


 

Часики

Д. Зицер «Азбука НО. Практическая педагогика»,СПб., 2007

Хорошим примером формы, используемой на этапе знакомства, может служить методика «Часики». При кажущейся простоте она довольно универсальна и при грамотном подходе практически гарантирует достижение заданного результата.

В начале ведущий просит участников нарисовать на листе бумаги большой циферблат. Затем все участники назначают друг другу встречи, записывая имена тех, с кем договорились встретиться, рядом с часом, в которой назначена встреча. Так, например, Светлана договорилась встретиться с Володей в пять часов. Володя записывает «Светлана» рядом с цифрой 5, а Светлана пишет «Володя» рядом с пятеркой на своих нарисованных часах. Следующий этап – встречи.

Ведущий называет условное время «Сейчас пять (или шесть, или семь и т.д.) часов, и участники «встречаются» с теми, с кем договорились на это время. При этом ведущий называет тему встречи, то есть задает тему разговора в парах на ближайшие две-три минуты. За несколько минут проходит условный час. И снова: следующая встреча, и новая тема. Очень четкие и понятные рамки, внутри которых участник может почувствовать себя максимально свободно.

Для того чтобы участники начали знакомиться друг с другом, для того, чтобы они обратили друг на друга внимание и попробовали найти в группе людей потенциально близких, мы должны предложить темы, которые позволят это сделать.

«Как я люблю проводить свое свободное время»,

«какие книги я люблю читать»,

«что я не люблю в людях»: подобные темы дадут возможность начать разговор. Темы должны меняться от простых ко все более глубоким. Однако, не надо предлагать слишком личные, интимные темы – участники не готовы пока разговаривать на этом уровне.

Если мы предложили подходящее направление для общения, у участника есть шанс почувствовать, что среди незнакомых людей вдруг появились те, с кем интересно было бы продолжить разговор, с кем хотелось бы познакомиться ближе. Немаловажно и то, что на самом деле участники имеют возможность «обмануть» ведущего и поговорить на другую тему. Излишне добавлять, что этот факт не должен мешать ведущему. произошло главное: в группе удалось структурировать личностное общение. Участники ощущают себя в безопасности. Ведущий лишь «помогает» им, задавая удобные рамки. заполняют эти рамки они сами. Той же цели служит и формулирование темы заключительной встречи как «свободной».

Подробнее о Диме Зицере и его книге «Азбука НО» смотрите на сайте zicerino.com


Материалы по игровой технологии «Крестики-нолики»

СКАЧАТЬ презентацию

СКАЧАТЬ буклет


ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 5

  1. Ознакомьтесь с приложенными материалами.
  2. Разработайте игру «Крестики-Нолики» по содержанию своего предмета.

Ответ на задание к этой теме Вы можете разместить через форму отправки заданий на главной странице курса. В названии файла обязательно указывайте свою фамилию и номер темы.