Уважаемые коллеги, слушатели курса «Современные образовательные технологии»!
Как было указано в программе, курс заканчивается небольшой статьей (18 часов – разработка и оформление методических материалов по итогам проведенного образовательного события в логике педагогического исследования «Образовательные технологии, как способ развития универсальных учебных действий» и представление их в виде статьи. Объем статьи не менее 2 х стр. (14 шрифт 1,5 интервала)
Работая со статьей, Вы можете ориентироваться на проблемные вопросы курса:
Проблемные вопросы:
1 .Возможно ли с помощью образовательных технологий решать нравственные проблемы воспитания?
2. Универсальные учебные действия будут развиваться благодаря или вопреки использованию учителем образовательных технологий?
3. Является ли многообразие форм и видов образовательной деятельности необходимым и достаточным фактором успешного освоения темы?
4. Справедливо ли мнение, что трудоемкость методов работы с текстом минимизирует удовольствие, получаемое от чтения?
5. Технология превращает дискуссию в имитацию или формирует культуру диалога?
6. Когда игра оказывается не в радость?
7. Что оказывается более мощным мотиватором: внутренний или внешний контроль и почему?
8. Имеет ли кейс-метод содержательные ограничения в различных учебных дисциплинах?
9. Какие проблемы создает учителю открытое многоуровневое коммуникативное пространство современного образования?
В помощь Вам предлагается текст А.А. Ахаяна (д.п.н., проф. Кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена, главный редактор электронного издания «Письма в Эмиссию»).
Его адресатом являются аспиранты, поэтому требования излагаются весьма серьезные. В нашем курсе мы ограничились меньшим объемом и более сдержанными требованиями. Но, поскольку текст Хаяна очень хороший и может Вам пригодится в дальнейшем, мы оставили статью целиком.
Итоговое задание следует разместить через форму отправки заданий на главной странице курса. В названии файла обязательно указывайте свою фамилию и номер темы.
Как подготовить материал для публикации в «Письмах…»?
А.А. Ахаян, доктор педагогических наук,
профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена,
гл. редактор журнала «Письма в Emissia Offline»
Настоящие заметки адресуются коллегам – аспирантам и соискателям педагогических кафедр, намеревающимся опубликовать материалы своих исследований в нашем журнале.
Прежде всего, при написании статей, предназначенных для отправки в наш журнал, просим Вас принимать во внимание, что это издание – рецензируемое. Это означает, что каждая статья, принимаемая редакцией, если она соответствует тематике журнала и удовлетворяет техническим требованиям, изложенным в правилах для авторов, направляется на рецензию одному из членов Редакционного совета. Название нашего журнала (по аналогии с такими известными научными изданиями, как «Письма в ЖЭТФ» или «Письма в ЖТФ») отражает то обстоятельство, что он предназначен для ускоренной (за одну-две недели) публикации коротких сообщений, что вполне адекватно возможностям электронного издания.
Журнал «Письма в Emissia Offline» публикует небольшие по размерам (до 5-6 страниц) статьи, содержащие результаты оригинальных исследований в области общей педагогики, истории педагогики и образования, теории и методики профессионального образования, педагогической деятельности с применением Интернет-технологий. К публикации в журнале не принимаются работы научно-публицистического или реферативного характера. Впрочем, это не относится к статьям обзорного плана, которые по просьбе редакции может подготовить тот или иной видный ученый.
- Итак, с чего начать статью?
Рекомендуем Вам в начале текста статьи одним-двумя абзацами обозначить объективно существующую актуальную проблему, в рамках разрешения которой Вы проводите исследование. Не следует приводить долгих рассуждений и пересказов на общие темы, с которыми читатель может познакомиться и вне рамок Вашей статьи. Старайтесь как можно быстрее переходить к сути Вашего сообщения, т.е. к тому, что никто, кроме Вас, с Вашей точки зрения, сообщить не может.
Далее, четко обозначьте цель своего конкретного исследования, увязав его с проблемой. Если Вы пишете статью по результатам всего своего диссертационного исследования, то очевидно, Вы должны в качестве цели обозначить цель диссертационного исследования. Но, если Вы собираетесь отразить в статье лишь часть всей работы – Вам надлежит вычленить и обозначить задачу той части работы, описанию решения которой посвящена статья.
В любом случае, уже на первой странице читателю должно стать ясно, по какой причине Вы взялись за написание статьи – а единственной оправданной причиной этого является состоявшееся решение Вами какой-то научной задачи.
Если Вам известны более ранние исследования, близкие к Вашему по цели (задаче), обязательно упомяните об этом. Но при этом помните, что каждая фамилия, обозначенная Вами в тексте, должна сопровождаться ссылкой на работу данного автора. Если Вам действительно знакомы работы коллег и предшественников – это не составит для Вас труда. Сами фамилии исследователей в тексте статьи Вы можете не обозначать, ограничившись ссылками, например: … в работах [1,2] было установлено… . Такая манера ссылки на работы других авторов ничуть не умаляет их достоинств.
Сообщая, что Ваше исследование проводится в русле методологии того или иного автора – обязательно делайте ссылки на ту (те) работы автора, где можно познакомиться с его подходом. Но ссылайтесь только на то, без чего нельзя обойтись, что необходимо для понимания сути Вашей работы, а не на все то, что Вам удалось найти в интернет или библиотеке. В текст статьи не следует включать через запятую фамилии всех известных Вам ученых.
- Обязательные элементыстатьи
Статьи могут быть разных типов или, если угодно, «калибров».
К первому — можно отнести статьи, в которых описываются результаты полномасштабного педагогического исследования (измерений и анализа полученных данных в рамках педагогического эксперимента, либо осмысления педагогического опыта). Текст такой статьи (помимо уже упомянутых выше обязательных элементов) включает краткое, но четкое описание гипотезы, инструментария, постановки и результатов эксперимента, анализ результатов, выводы.
Ко второму типу можно отнести статьи, в которых автор сообщает лишь о некоторой части полного исследования. Такие статьи, помимо обязательных элементов (цели всего исследования, конкретной задачи, описанию решения которой посвящена статья) должны содержать (и тем ограничиваться) описание решения этой задачи. В качестве такой задачи может выступать
- аргументированная разработка гипотезы постановки педагогического эксперимента,
- и/или анализ методологических подходов к проведению исследования, терминологического аппарата исследования,
- и/или описание разработки инструментария исследования,
- и/или описание частных результатов с их анализом.
Независимо от «калибра», статья должна завершаться выводами, адекватными заявленной в статье задаче. Причем, формулировка выводов должна быть выполнена со степенью обобщения не выше допустимой по основанию полученных и описанных в статье результатов.
- Название статьи
Название статьи требует серьезного продумывания. Читатель уже из названия должен точно понимать, на что претендует автор, публикуя свою работу. Название должно отражать не проблему, в рамках которой вы решаете задачу, а суть проделанной Вами работы, предложенного Вами решения задачи. Во всяком случае, название статьи не должно звучать шире решенной задачи. Некорректно сформулированным заглавием автор может подорвать доверие читателя ко всей работе в целом и к себе, как к исследователю на длительную перспективу. Особенно важно правильно назвать статью в которой проводится описание части исследования, небольшого эксперимента или оригинальной гипотезы. Если затруднительно кратко обозначить частную решенную задачу, позволительно использовать в названии оборот типа «К вопросу о…». Довольно часто статьи с таким, на первый взгляд скромным, названием содержат весьма цитируемые впоследствие мысли.
- Стиль написания
Касаясь стиля написания статей, направляемых в наш журнал, выделим в качестве основных следующие требования:
1) Максимальную сжатость текста, совместимую с ясностью изложения мыслей. Следует избегать смысловых повторов, когда одна и та же мысль прописывается в нескольких предложениях подряд с разной формулировкой. Следует избегать также составления чрезмерно длинных, трудночитаемых предложений. Не следует стремиться к тому, чтобы каждое существительное сопровождалось двумя-тремя прилагательными. В большинстве случаев это не добавляет тексту научности, затрудняет понимание и вызывает обоснованное раздражение читателя, вынужденного продираться к смыслу фразы через витиеватое сплетение литературных излишеств.
2) Логичность рассуждений и неразрывность мысли. На протяжении всей статьи мысль не должна прерываться; если в следующем абзаце Вы переходите к новому смысловому сюжету, читателя необходимо к этому подготовить с помощью предложения-связки; в случае необходимости, ввести в текст статьи подзаголовки; но и их введение не должно стать неожиданностью для читателя, его нужно к этому заранее подготовить.
3) Корректное обращение с терминами. Предложения должны быть составлены таким образом, чтобы не допускалось двусмысленное толкование написанного. Недопустимо в рамках одной статьи использовать для обозначения одного понятия различные термины, или, напротив одним и тем же термином обозначать разные понятия. Использование терминов, не имеющих устоявшегося однозначного толкования в научно-педагогической литературе, должно при первом их упоминании в тексте сопровождаться раскрытием авторского толкования этого термина, либо чьего-то другого толкования с соответствующей ссылкой.
4) Информативность таблиц и рисунков. Таблицы и рисунки приветствуется, но лишь в том случае, если они облегчают восприятие текста и/или поясняют аргументацию при анализе результатов. Во-первых, в таблицах и на рисунках не должно присутствовать ничего такого, что не нашло отражения в тексте статьи. Во-вторых, при рассмотрении таблиц и рисунков у читателя не должно возникать вопросов по поводу их исполнения. Так, сравнительно простую структурную схему какой-нибудь системы, состоящей из нескольких компонентов и хорошо понимаемую из текста без дополнительных иллюстраций, можно запутать небрежно выполненным рисунком, если, к примеру, равноценные связи между компонентами обозначить неодинаковыми или несимметричными стрелками.
В заключение заметим, что научная ценность статьи определяется не «размахом замысла», а соответствием предлагаемого материала критериям научности, возможностью понять результаты выполненной работы и использовать их в дальнейшем научном поиске и/или педагогической практике.