Учебно-исследовательская деятельность в 8-9 классах на уроках

 01.04.15  19:51

Тема 9. Учебно-исследовательская деятельность в 8-9 классах на уроках. 

Учебная ситуация 1. «Исследовательская задача» как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся

 Задание 1. Прочитайте текст

В методической литературе по организации учебной исследовательской деятельности формулировки, подобные этой, встречаются довольно часто.

«…Если в науке приоритетом, как правило, является производство новых знаний, то цель организации исследовательской деятельности школьников – формирование у них навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им субъективно новых знаний».

Вот только как организовать подобную деятельность, причем такую, когда учащиеся действительно действуют самостоятельно, зачастую оказывается непонятно.

В разделе 5 «Содержание и формы организации учебно- исследовательской деятельности во время внеурочной деятельности» мы обсудили 5 вариантов внеурочных работ учебно-исследовательского характера, которые направлены на обнаружение/открытие и освоение норм исследовательской деятельности.

Коротко еще раз напомним, что это за варианты.

  1. Деятельностное знакомство с научными открытиями, совершенными учеными в прошлые века (исторические реконструкции научных открытий).
  2. Знакомство с содержанием и этапами современного научного исследования по материалам научно-популярных текстов.
  3. Моделирование исследовательской деятельности в игровых условиях, разрушающих стереотипы восприятия и стереотипы объяснения.
  4. Освоение технических процедур исследовательской деятельности.
  5. Самостоятельные пробы исследовательского характера.

В разделе 8 «Учебно-исследовательская деятельность в 5-7 классах на уроках» мы обсудили устройство и варианты организации урочной работы в логике исследовательских заданий.

Как уже отмечалось, в ходе урочной деятельности, на наш взгляд, принципиально одновременное решение двух образовательных задач – обнаружение/освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала.

Это же требование должно сохраняться и для следующего этапа организации учебных исследований во время уроков в 8-9 классах.

В отношении учебно-исследовательской деятельности базовой образовательной задачей в границах 8-9 классов является рефлексивная работа с нормами исследовательской деятельности через формат исследовательских задач.

Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагогом) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку и использованием экспериментальных процедур. Самостоятельное изобретение учащимися экспериментальных установок так же может быть элементом исследовательской задачи, хотя более полноценно этот вид работы будет «работать» уже в старшей школе.

Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены как на выделение этапов деятельности, так и на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.

Реальная трудность реализации исследовательских задач заключается в следующем. Для их решения у учащихся 8-9 классов должен быть опыт учебно-исследовательской работы «первого уровня» (работа в логике исследовательских заданий). Если такого опыта у них не было, то прогноз успешности решения исследовательской задачи будет негативным.

Исследовательские задачи могут быть 4 четырех типов, о которых мы говорили в разделе 7 «Учебные исследования в рамках урочной деятельности», а именно:

  1. Открытие концептуально нового знания.
  2. Изучение/исследование условий/факторов.
  3. Изучение объекта на основе имеющейся теории.
  4. Изучение «работы» инженерных устройств и «устройства» технологий.

Однако представляется, что именно ситуации первого типа наиболее содержательно подходят для исследовательских задач.

Основой для разработки учебных задач могут выступить материалы по историческим реконструкциям научных открытий. Понятно, что в данном случае необходимы материалы по реконструкции тех открытий, что в реальности изменили и даже сменили одну научную картину мира другой; открытий, изменивших мир.

Другой основой выступают проблемные ситуации, но опять же, сконструированные на основе проблематизации одной научной парадигмы другой научной парадигмой (проблематизация физики Ньютона экспериментами Эрстеда, проблематизация физики Аристотеля экспериментами Г. Галилея и т.д.)

Исследовательская задача отличается от исследовательского задания тем, что здесь нет исходно сконструированной ситуации, в границах которой школьникам и предлагается подействовать.

Эту экспериментальную ситуацию учащимся еще нужно будет создать. Во многом – самостоятельно. Именно поэтому здесь необходим опыт предыдущего этапа учебно-исследовательской деятельности.

Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Исследовательских задач не может быть больше трех-четырех в течение учебного года в рамках одного учебного предмета.

При этом учебно-исследовательская работа, организованная в виде выполнения исследовательских заданий остается доминирующей в этом возрасте.

Задание 2. Напишите название и короткую аннотацию для одной учебно-исследовательской ситуации, выстроенной в логике исследовательской задачи, которую вы могли бы провести на своих уроках в 8-9 классах.

Прим.: вы можете воспользоваться тематикой, которую предлагали в рамках темы 7.

Скачать текст в формате .pdf

Результаты работы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова тема 9)

Возникающие вопросы отправляйте по адресу sibbjuro@mail.ru