Тема 7. Учебные исследования в рамках урочной деятельности
Учебная ситуация 1. Типы ситуаций учебно-исследовательского характера
Задание 1. Прочитайте текст
Как мы уже говорили, в ходе урочной деятельности, на наш взгляд, принципиально одновременное решение двух образовательных задач – освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала. Предметный материал осваивается средствами исследовательской деятельности.
В целом можно выделить несколько форматов учебных ситуаций учебно-исследовательского характера.
Во-первых, это ситуации «концептуального характера», в ходе которых учащиеся исследовательским образом переоткрывают физические законы; обнаруживают физические силы и физические процессы; открывают новые типы химических реакций; механизмы функционирования органов и их систем; механизмы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов или их взаимодействия друг с другом и т.д.
Многие из этих открытий, совершенных в реальности, существенным образом проблематизировали и изменяли текущую картину мира – научную и практическую.
Например, эксперименты Галилея проблематизировали физику Аристотеля; эксперименты Эрстеда проблематизировали универсальность физики Ньютона и обеспечили выход в «физику поля»; обнаружение дуальной природы света способствовало выходу в пространство квантовой механики и т.д.
В химии теория электролитической диссоциации проблематизировала имеющиеся представления о единице строения вещества и ее физико- химических свойствах; частный пример – гидролиз солей как проблематизация сложившихся представлений о процессах растворения и т.д.
В биологии – это преодоление идеи преформизма; открытие процесса фотосинтеза, в том числе, как процесса, противоположного процессу дыхания; открытие клеточного строения в противовес представлениям о множественности структурных элементов живого организма; открытие болезнетворных микроорганизмов кардинально изменило медицинскую практику и т.д.
В педагогическом плане процесс переоткрытия может строиться как проблематизация «бытовых» представлений учащихся, или сложившихся у школьников научных представлений в границах той или иной научной парадигмы.
Такая проблематизация обеспечивает контекстуальность исследовательской работы, обозначает теоретическую и практическую значимость исследований.
Во-вторых, это исследования факторов (условий), в границах которых протекает тот или иной физический процесс, химическая реакция, биологический процесс. Изучение того, как изменение факторов (условий) влияет на тот или иной процесс (факторы, влияющие на силу Архимеда; зависимость температуры кипения воды от величины атмосферного давления; химические свойства кислот в зависимости от их концентрации).
В-третьих, это исследования свойств, характеристик с использованием уже имеющихся представлений о тех или иных законах и закономерностях.
Данные исследования носят в большей степени прикладной характер: исследование теплопроводности конкретного металла; уточнение особенностей жизни животного известной группы; изучение свойств «новой» кислоты или соли; изучение функционирования органов и систем органов новой группы живых организмов и т.д.
В-четвертых, это изучение устройства и «принципов работы» различных инженерных конструкций, механизмов, материалов, искусственно полученных веществ, технологических процедур с точки зрения тех законов физической, химической, биологической природы, которые лежат в основе их «устройства и работы».
Работа шлюзов, барометров, гидравлических прессов, транзисторов, работа аккумуляторов, выплавка металлов, принципы гидропоники и клеточной биотехнологии и огромное количество других технологий, созданных конструкций – все это может стать материалом для изучения и поводом для выявления принципов, лежащих в основе работы всех этих прикладных разработок.
Задание 2.
Напишите названия 4-х ситуаций учебно-исследовательского характера, которые вы проводили (могли бы провести) на своих уроках.
Напишите, к какой группе относятся эти учебно-исследовательские ситуации.
Тип учебной ситуации | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Открытие концептуально нового знания | ||||
Изучение/исследование условий/факторов | ||||
Изучение объекта на основе имеющейся теории | ||||
Изучение «работы» инженерных устройств и «устройства» технологий |
Примечание:
— Не забывайте, что мы обсуждаем учебные ситуации, используемые на уроках в отношении большинства учащихся всего класса.
— Очевидно, что сокращение времени преподавания дисциплин затрудняет организацию работы учащихся в логике учебных исследований, особенно в отношении тем прикладного характера. Поэтому при описании учебных ситуаций второго и третьего типа ориентируйтесь на возможности, например, элективных курсов.
Задание 3.
Если в своей работе вы реализуете другие типы ситуаций учебно- исследовательского характера, назовите их и дайте им краткую характеристику.
Загрузить материалы в формате .pdf
Результаты работы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова тема 7)
Возникающие вопросы, комментарии отправляйте по адресу sibbjuro@mail.ru