Идеальный образ деятельности

 31.03.15  20:30

Тема 2. Образ деятельности – регулирующая и мотивационная основа учебной деятельности.

Учебная ситуация 1. «Чувство взрослости» подростков и идеальный образ исследовательской деятельности

Задание 1. Прочитайте текст

Известный российский психолог Эльконин Д.Б., обсуждая особенности подросткового возраста, ввел в круг научных понятий – понятие «чувство взрослости».

Чувство взрослости – это отношение подростка к самому себе уже как к взрослому. Это проявляется в становлении собственной линии поведения, оформлении собственных взглядов, оценок и готовности к их отстаиванию, несмотря на несогласия взрослых и сверстников. Тенденция к взрослости – стремление казаться, считаться, быть взрослыми обнаруживается в отношениях со взрослыми и сверстниками.

Но чтобы действовать «по-взрослому», чтобы эти действия были узнаваемы и признаваемы как «взрослые» – подросткам необходим образ взрослости.

Разные образы взрослости создаются и предъявляются культурой, субкультурами, контр-культурой и т.д. Эти образы более чем разные – от «гламура» до Стива Джобса.

В этом пространстве подростки и конструируют свои образы взрослого поведения и взрослости. Эти образы могут быть глубокими и простроенными, могут быть поверхностными и изменчивыми.

Т.В. Другунова, известный психолог подросткового возраста, выделила и описала четыре направления в развитии взрослости у подростков.

  1. Подражание внешним проявлениям взрослости
  2. Ориентация на качества взрослости
  3. Взрослый как образец деятельности
  4. Интеллектуальная взрослость.

***

На этом фоне мы можем теперь задать самим себе ряд вопросов.

  1. Задаем ли мы (преподавая физику, химию, биологию, географию и т.д.) образ привлекательной деятельности?
  2. Создаем ли мы в рамках урочной и внеурочной деятельности условия, направленные на поддержку подростка что-то уметь делать по- настоящему сложное (интеллектуальная взрослость)?

По сути, рамочные ответы на эти вопросы есть в новых образовательных стандартах.

Деятельностный подход в преподавании основ наук, как «взрослых» профессиональных видов деятельности; исследовательские и проектные формы организации образовательного процесса; учебная самостоятельность и учебная инициатива – все это и есть те неслучайные характеристики образовательного процесса, которые должны поддержать взросление подростков, способствовать повышению мотивации и качества освоения предметного материала.

Но ко всему сказанному необходимо добавить еще один немаловажный пункт.

В качестве иллюстрации сошлемся на достаточно простой пример.

Вот подросток приходит заниматься восточными единоборствами к конкретному тренеру.

Важно понимать, что у подростка уже есть идеальный образ этой деятельности. Например, его задает образ монахов Шаолиня. Этот эмоционально и эстетически притягательный образ в сознании подростка становится исходным (идеальным) образом их деятельности.

Обратим внимание – вне такого (или иного, но не менее притягательного) образа идеальной деятельности и идеальной взрослости, являющегося исходной опорой представления детьми их будущего, чрезвычайно сложно рассчитывать на осознанное и мотивационное поведение подростков.

Теперь вернемся к нашей предметности.

Создаем ли мы во время уроков привлекательные образы ученых- физиков, химиков, биологов, географов? Есть ли у нас образы профессионалов-исследователей, которые могли бы быть не менее эмоционально привлекательными, чем «образ монахов Шаолиня»?

Понятно, что портреты ученых на стенах и короткие справки об их деятельности в учебниках в этом деле нам мало чем помогут.

Задание 2. Посмотрите в фильм «Математик и черт» (1972 г., в роли черта – Александр Кайдановский, фильм длится 18 минут).

— Напишите свои впечатления о фильме как о фильме, в котором задан образ деятельности математика.

— Напишите названия известных вам фильмов (желательно коротких), в которых задан привлекательный образ деятельности ученых- исследователей по преподаваемой вами дисциплине.

Прим.: режиссер фильма «Математик и черт» – Семен Райтбурт. Он же является и создателем нового жанра, жанра научно-художественного короткометражного кино.


 Учебная ситуация 2. Образ этапов исследовательской и проектной деятельности

Задание 1. Посмотрите в Интернете фильм «А у вас липкий геккон?» из серии «Странные связи» (фильм 2) (например, вот по этой ссылке http://seria-online.ru/191056-strannye-svjazi-1-sezon-2-serija.html)

Фильм длится 22 минуты.

— Напишите свое мнение о том, является ли такой фильм привлекательной иллюстрацией того, как устроено научное исследование и того, как устроен инженерный проект?

— В каком классе (если ответ на первый вопрос «да»), стоит показывать этот фильм (и другие фильмы этой серии) и для чего?

— Напишите названия известных вам фильмов (желательно коротких), в которых заданы детализированные образы научного исследования или проектной разработки по преподаваемой вами дисциплине.

 

Задание 2.

Напишите, какие вы используете приемы по формированию привлекательного образа научной (исследовательской) деятельности в рамках преподаваемой вами дисциплины?

 

Задание 3. (задание не является обязательным)

Если у вас есть возможность – посмотрите фильм «А у вас липкий геккон?» со своим ученикам. Предложите заполнить им таблицы (см. раздел

«дополнительные       материалы»).       Напишите     коротко     впечатления      от работы учащихся и об образовательных возможностях фильма.

 

Задание 4. (задание не является обязательным)

Другие фильмы, которые могут быть интересны и полезны вам в работе и которые находятся в доступе в сети Интернет

— «Маленькие зверюшки Антона ванн Левенгука» (в гл. роли А. Колягин)

— «Физика в половине десятого» (режиссер Семен Райтбурт; блестящая иллюстрация проблемных вопросов квантовой механики)

— «Страсти по частицам» ( в фильме предоставлена возможность наблюдать за тем, что делают самые выдающиеся ученые нашего времени и как совершаются великие научные открытия).

 

Примечание:

Яркие образы профессиональной деятельности ученых-исследователей не выступают конкурентами образу реального учителя. Дело в том, что учитель выступает не сколько от имени этих ученых-исследователей, сколько от имени тех людей, кто может научить заниматься вот такой деятельностью.

И этот образ деятельности так же должен быть обозначен.

В высшей школе ситуация может быть и другой, когда лекции студентам читает ученый с мировым именем. Но там студенты получают уже профессиональное образование, в школе же учащиеся получают общее образование.

В этом смысле даже тогда, когда со старшеклассниками на занятии работает реальный ученый, присутствие педагога, организующего учебную коммуникацию, а потом – рефлексию того, что произошло на занятии в предметном слое и с мышлением учащихся – принципиально важно. Ученый эту педагогическую работу осуществить не может, у него другие задачи.

Свои ответы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова тема 1)

 

Возникающие вопросы отправляйте по адресу sibbjuro@mail.ru


 Дополнительные материалы

Работа с материалами фильма «А у вас липкий геккон?» и другими фильмами этой серии (хотя по качеству там разные фильмы) может быть организована следующим образом.

После просмотра фильма предложите учащимся заполнить (лучше в небольших группах) следующие таблицы.

№№ На какой вопрос отвечали исследователи? Что реально делали исследователи? Какие результаты получили?

Таблица «Конструкции и их испытания»

№№ Какую задачу решали конструкторы? Что получилось изобрести, какую конструкцию получилось создать?

Далее результаты работы стоит обсудить в классе; согласовать впечатления, сделать уточнения и корректировки.

Здесь полезно выяснить, были ли у ученых гипотезы и как они звучали? У всех ли исследователей были гипотезы или они в своей работе опирались на другие нормы исследовательской деятельности? Какие?

Как вообще возникало в ходе исследований «новое знание»?

Прим.: все же мы должны помнить, что мы смотрим фильм, в котором какие-то части реальной исследовательской работы могли быть и не представлены.

Отзывы о фильме «А у вас липкий геккон?»

Спасибо за ссылку на фильм. Всё очень доступно, увлекательно. Действительно прослеживаются все этапы исследования, а самое главное показан практический выход. Очень многих детей иногда пугает сам термин исследовательская деятельность, поэтому я считаю, что подобного плана фильмы обязательно нужно показывать детям разных классов особенно 5-7-х

В этом возрасте дети ещё любознательны, у них уже есть определённые навыки и стремление что-то сделать, чтобы удивить своих одноклассников и учителей.

В фильме прослеживается очень сильная связь между предметами. Ведь многие дети до сих пор считают, что между биологией, физикой, математикой нет никакой связи, и если ты занимаешься физикой, то биология тебе точно не нужна.

В рамках школьной Недели Нано у нас в школе работает кинозал, где я подбираю фильмы для показа, посвящённые достижениям нанотехнологий.

Большинство фильмов рассказывают уже о перспективах этой науки, её истории, новом создаваемом оборудовании, а вот чтобы так хорошо была прослежена вся цепочка от зарождения идеи до завершения разработки, я не встречала.

Идеальный образ деятельности (скачать pdf-файл)